Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина ( ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

В современном обществе особое внимание уделяется защите прав и свобод человека и гражданина, представляющих собой полномочия личностного, правового, социально-экономического и духовного характера, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность людей. Внимание к правам человека появилось еще во времена античности, когда человек стал задумываться о морально-нравственных и социальных принципах общественного устройства, необходимости защиты этих принципов в равноправном соотношении для каждого человека. Однако окончательно институт защиты прав и свобод человека и гражданина сформировался гораздо позже, пройдя сквозь суровые религиозные догматы средних веков, первоначальные правовые концепции эпохи возрождения, попытки правового регулирования прав в новом времени.

На сегодняшний день институт прав и свобод человека можно считать полностью сформированным, однако его совершенствование с юридической точки зрения не может быть завершенным по причине того, что вызовы нового времени регулярно свидетельствуют о необходимости внедрения и модернизации прав, соответствующих актуальным условиям жизнедеятельности общества. Более того, разнообразие уровней прав (международных, национальных, региональных) обуславливают сложность сочетания юридических норм. Также, значимость изучения и совершенствования института защиты прав человека видится в связи с существующими военнополитическими конфликтами в Украине, Ближнем Востоке и других регионах, где права человека ущемляются.

Таким образом, актуальность темы курсовой работы обуславливается значимостью соблюдения, реализации и совершенствования института защиты прав и свобод человека и гражданина в условиях современного общества.

Объект исследования: права и свободы человека и гражданина как элементы конституционного права Российской Федерации.

Предмет исследования: государственно-правовая защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Цель исследования: проанализировать основы государственноправовой защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач исследования:

  • рассмотреть исторические аспекты возникновения и развития института прав человека и гражданина;
  • исследовать понятие прав человека и гражданина в системе конституционного права Российской Федерации;
  • проанализировать личные права и свободы человека и гражданина;
  • осуществить анализ политических прав и свобод человека и гражданина;
  • выявить особенности социально-экономических прав и свобод человека и гражданина;
  • установить основы прав и свобод человека и гражданина в духовной сфере;

Методологическая база исследования включает в себя методы научного познания, использованные при написании курсовой работы:

  • контент-анализ (при изучении научной литературы);
  • юридический анализ (при изучении нормативно-правовых актов Российской Федерации);
  • социологический анализ (анкетирование граждан Российской Федерации);
  • методы математической статистики;
  • методы графического моделирования.

Теоретическая база исследования состоит из научных трудов выдающихся ученых в сфере юриспруденции, социологии, философии. В частности, при написании курсовой работы были рассмотрены труды таких авторов, как Авакьяна С. А., Громовой Н. С., Давтян Г. А., Кабашова С. Ю., Козловой Е. И., Кутафина О. Е., Носова Р. С., Павловой Л. Е., Чепурновой Н. М. и многих других.

Также, в ходе исследования были изучены нормативно-правовые акты Российской Федерации, относящиеся к конституционному законодательству страны и международные акты, регулирующие конституционные принципы международной правовой системы.

Наличие множества научных источников, посвященных проблеме исследования, свидетельствует о хорошей научной разработанности темы. В то же время, регулярно изменяющиеся условия жизнедеятельности членов общества, военно-политические и социально-экономические конфликты, обуславливают необходимость непрерывного исследования особенностей прав и свобод человека и гражданина, их совершенствования, что подчеркивает теоретическую значимость исследования.

Практическая значимость исследования обусловлена тем, что в ходе выполнения курсовой работы была разработана концептуальная типологическая модель прав и свобод человека и гражданина, установлены основы, формы и механизмы государственной защиты прав и свобод, проведен социологический анализ удовлетворенности граждан Российской Федерации системой государственной защиты прав и свобод гражданина и человека в стране.

1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


1.1. Формирование и развитие института прав и свобод человека гражданина в мире и в России

Права человека и гражданина представляют собой социальноисторическое явление, существующие в обществе многие столетия, вплоть до начала его формирования. Осознание социальной ценности прав человека было осуществлено не сразу, а имело долгий путь в истории. В целом, теория прав и свобод личности окончательно сформировалась в Новое время (период XVII-XVIII вв.) на основе либеральных традиций правопонимания, но сами идеи индивидуальных прав вырабатывались в рамках естественного права еще со времен античности (см. рисунок 1.1).

Античность

(

формирование

основных

ценностей

человека)

Средневековье

(

ущимление

прав человека

цервковью)

Возрождение

(

формировани

е аналога

института

прав человека)

Новое время

(

правовое

становление

института прав

человека)

Рисунок 1.1 Эволюционное развитие института прав человека[1]

В современном понимании концепция прав человека и гражданина восходит к эпохе Возрождения и Реформации в странах Европы. Этот период характеризуется постепенным исчезновением феодального авторитаризма и религиозного консерватизма, доминирующих на протяжении Средних веков и во многих аспектах, противоречащих подлинным человеческим ценностям.

В эпоху Возрождения и Реформации начало складываться так называе-

мое «юридическое мировоззрение», в центре которого появился человек как личность, нуждающаяся в защите своих прав. В этот же период сложились представления о гуманизме, концентрирующиеся на интересах, потребностях и природе личности. Постепенно человек освобождался от государственного диктата и оков церкви.

В этот период европейские ученые предпринимали попытки сформировать своеобразную светскую версию религиозной этики. Хотя идеи прав и свобод личности в той или иной форме существовали в течение значительной части истории человечества, они не характеризовались заметным сходством с современной концепцией прав человека.

В древнем мире, в эпоху зарождения государственности и политикоправовых идей, вся культура и жизнь людей были пронизаны мифологией. В мифологии выражались понятия мирового порядка, правды и справедливости, необходимости соблюдения установленных правил, власти как средства их обеспечения, форм государства. В это время шел процесс становления политического и этнического самосознания, что дало человечеству возможность политической организации общественной жизни.


Дж. Доннели в своих работах отмечает, что «традиционные сообщества в древнем мире, как правило, обладали развитой системой обязанностей, и характеризовались такими положениями, как концепция справедливости, политическая легитимность. Они могут рассматриваться как попытка обеспечить достоинство человека, его жизненное благополучие и достижение успеха, но они не были напрямую связаны с правами человека. Соответствующие правовые институты скорее представляют собой альтернативу тех систем, нежели их иную формулировку»[2].

В научной литературе чаще всего встречается мнение о том, что институт прав человека и гражданина зародился на Западе, несмотря на то, что более ранние культуры также располагали масштабными морально-этическими концепциями, но само понятие прав человека у них отсутствовало. По мнению Майкла Фримана, само понятие «право» начало встречаться в источниках только в XV веке[3].

Анализируя представленные положения, можно сделать вывод о том, что до Нового времени существовали определенные понятия прав человека, которые не редко сосредотачивались в соответствующих кодексах и трактатах. Однако они не имели какой-либо правовой сущности.

Среди средневековых хартий, посвященных свободам человека, можно выделить английскую Великую хартию вольностей. Данная хартия не является документом, регламентирующим права человека. Она представляет собой форму и основу ограниченного правового и политического соглашения, которое предназначено для регулирования обстоятельств, возникавших в государстве2.

Некоторые из этих документов позже были рассмотрены на ранних этапах современных научных дискуссий о правах и свободах человека и гражданина. По мнению некоторых исследователей, подобные права содержались в Калишском статусе от 1265 года[4][5].

Первым европейским документом о правах человека считаются «Двенадцать статей» 1525 года, манифест Реформации и Крестьянской войны в Германии, составлявший часть требований крестьян в борьбе за свои права. Первая статья документа перекликается с идеями М. Лютера, изложенными в его трактате о праве христианской общины оценивать доктрину и выбирать духовного наставника[6]; в какой-то степени можно сказать, что и весь документ в целом обязан своим появлением движению Реформации. Помимо социальных и политических требований, авторы заявили о праве на свободу совести; это право оказалось в центре активных дискуссий уже тогда, в XVI веке, когда собственно термин «права человека» ещё не существовал.


Впоследствии, в начале XVII века, баптистские теологи, в том числе Дж. Смит, Т. Хелвис и Р. Уильямс, писали трактаты, в которых активно выступали за свободу совести.

Их идеи оказали влияние на взгляды Дж. Мильтона и Дж. Локка о религиозной терпимости. Кроме того, в формировавшихся тогда американских колониях - Род-Айленде, Коннектикуте, Пенсильвании - складывались условия для поддержки свободы вероисповедания, и в них находили убежище разнообразные религиозные меньшинства. Декларация о независимости, Конституция США и американский Билль о правах затем оформили и закрепили соответствующие традиции юридически[7].

Одной из центральных общественно-политических проблем, имеющих непосредственное отношение к правам человека, в это время была проблема рабства; ряд деятелей, таких, к примеру, как британец Уильям Уилберфорс, предпринимали усилия, направленные на его отмену. Уже в 1807 году в Британской империи появился Акт о работорговле, запрещающий, соответственно, торговлю рабами, а в 1833 - Акт об отмене рабства. Впоследствии был принят ряд поправок к Конституции США, которые запрещали рабство, гарантировали полноценное гражданство и полный набор соответствующих прав всем, кто родился на территории государства, а также предоставляли чернокожим американцам право голоса.

В 1922 году по инициативе немецкой и французской лиг за права человека, два десятка организаций в разных странах создают Международную федерацию за права человека (FIDH), первую в мире международную организацию по защите прав человека[8].

Наций трудно было представить все многообразие межгосударственных отношений во второй половине XX - начале XXI в.в., когда стали развиваться глобальные процессы современной цивилизации. Особо следует отметить, что сама Организация Объединенных Наций неузнаваемо изменилась с момента своего создания в 1945 г. Почти в четыре раза увеличилось число государств-членов, неизмеримо возросло значение и масштаб решаемых Организацией проблем. Все существеннее становится влияние на ее деятельность развивающихся стран, составляющих подавляющее большинство среди членов Организации Объединенных Наций. Все это сказывается, в частности, на работе Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности Организации Объединенных Наций1.

Отныне все государства-члены Организации Объединенных Наций, а не только участники ключевых международных соглашений по правам человека, представляют в Совет информацию о том, как они выполняют свои обязательства в области прав человека в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций и Всеобщей декларацией прав человека. Даже те государства, которые воздержались или голосовали против этой резолюции, выполняют ее положения и участвуют в периодическом универсальном обзоре.