Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина ( ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 125

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, права человека и гражданина стали полноценным правовым институтом, регламентируемым на международном и национальном уровнях. Эволюция развития данного института начинается со времен античности, в которых были сформированы основные принципы соблюдения прав личности, не получившие юридической регламентации, и эпохи возрождения, когда права человека стали аккумулироваться в трактаты и кодексы, освобождаясь от жестких принципов религиозного догматизма. Но только в XV веке институт прав человека и гражданина стал характеризоваться правовыми признаками, а его окончательное формирование пришлось на XVII-XX века.

1.2. Понятие прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Законодательное установление и толкование целей, принципов, способов ограничений прав и свобод человека относится к наиболее трудным и спорным аспектам юридической системы. Поэтому одной из важнейших задач, стоящих сегодня перед российским законодателем является установление должного равновесия между правами человека и интересами демократического общества в соответствии с основополагающей конституционной идеей об обеспечении максимально возможной степени свободы личности. В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью.

На сегодняшний день права человека и гражданина составляют ядро конституционного права правовых государств, образуя основу правового статуса личности (см. рисунок 1.2).

Права человека и

гражданина

К о н с т и т у ц

и о н н ы е

п р а в о в ы е

н о р м ы

Иные правовые нормы государства

Рисунок 1.2. Права человека и гражданина как ядро конституционного права

В то же время необходимо понимать, что идеал свободной личности, обусловленной законной защитой ее прав, не означает, что поведение человека ничем не ограничивается и что он освобожден от любой ответственности перед другими людьми и обществом, поскольку реализация прав и свобод в общественной жизни сталкивается с индивидуальными и публичными интересами. Иными словами, индивидуальные права человека и гражданина должны рассматриваться сквозь призму публичности, наличия тех же прав и свобод у других членов общества, их рационального сочетания и защиты.


По нашему мнению, вопрос о необходимости разграничения сферы прав одного человека со статусом других обладателей прав и сферой прав и интересов государства и общества в целом становится более актуальным в настоящее время, когда сами интересы членов общества претерпевают существенную модернизацию, сопровождаемую активным информационнотехнологическим прогрессом.

Как утверждает Тарасова А. С., сложность данной проблемы определяется противопоставлением приоритетов:

  • с одной стороны, люди создают государство для себя, защиты своих прав и свобод;
  • с другой, государство возникает, как ответ на неспособность человеческого общества жить без него, без его силы и ограничений, государство становится как бы высшим проявлением общественной организованности и порядка, единственным гарантом безопасности, стабильности и развития[9].

Как отмечает Гурьянов Н. Ю., данное противоречие «разрешается путем разработки и закрепления как в Конституции Российской Федерации оснований ограничения прав и свобод, так и в ином законодательстве - конкретных способов ограничения отдельных прав и свобод, вытекающих из конституционных предписаний»[10]. Что же такое свободы?

«Свободы (Freedoms) - права индивидов и народов, исконно от природы присущие, а не дарованные государством, которое не может регулировать их, вмешиваться в них, а лишь обязано воспринимать их как данность и констатировать существование их вне своей воли и власти и защищать их»[11]. При всей своей многогранности и сложной детерминированности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных постулатах:

1) все люди свободны от рождения, и никто не вправе отчуждать их естественные права. Охрана этих прав - главное назначение государства; 2) свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех - основа свободы;

  1. границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено;
  2. часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы;
  3. ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе [12].

Определив понятие свобод человека, перейдем к рассмотрению его прав.

Права человека в юридическом значении означают возможность его обладателя совершать дозволенные Конституцией Российской Федерации, законами, конституционными принципами, конституционными обычными нормами, международно-правовыми стандартами осуществления определенных действий. Однако пункт 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации предусматривает возможность ограничения федеральным законом только в той мере, в какой это не обходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В рамках конституционного подхода наиболее полное определение понятия прав и свобод человека дает Подмарев А. А.: «это установленные законодательством пределы (границы) реализации осуществления человеком (гражданином) прав и свобод, выражающиеся в запретах, вторжениях, обязанностях, ответственности, существование которых детерминировано (предопределено) необходимостью защиты конституционно признаваемых ценностей и назначением которых является обеспечение необходимого баланса между интересами личности, общества и государства[13].

Таким образом, рассмотрев подходы к определению понятия прав человека и гражданина, мы можем сделать вывод о том, что естественная свобода является изначальным и абсолютным явлением, которым человек наделен от рождения и которое заканчивается вместе с его смертью. Вместе с тем естественная свобода приобретает ограниченный характер вследствие того, что индивид проживает в обществе подобных ему существ, где их интересы и потребности разнятся, порой заходя в глубокие противоречия.

Права человека и гражданина также неразрывно связаны с понятием «гарантии», или, иными словами, гарантии на их соблюдение. Данные гарантии предоставляются как на международном, так и на национальном уровнях. Согласно мнению В.В.Соловьевой, юридические гарантии соблюдения прав человека и гражданина характеризуются следующими признаками (см. рисунок 1.3):

Признаки

Находятся в

компетенции

госорганов

Являются

обязанностью


госорганов

Устанавливают

ответственность

госорганов

Определяют

обязанности

госорганов

Рисунок 1.3 Признаки юридических гарантий прав человека и гражданина[14]

Рассмотрим их более подробно. Во-первых, юридические гарантии направлены на обеспечение прав и свобод человека и гражданина и определяются компетенцией государственных органов, органов местного самоуправления, общественно-политических организаций и должностных лиц.

Во-вторых, юридические гарантии являются обязанностью государственных органов, органов местного самоуправления, общественнополитических организаций и должностных лиц, которые наделены соответствующими полномочиями применять в целях обеспечения реализации статуса личности комплекс мероприятий, указанных в законе.

В-третьих, юридические гарантии устанавливают ответственность государственных органов, органов местного самоуправления, общественнополитических организаций и должностных лиц за неисполнение либо несвоевременное исполнение обязанностей, связанных с реализацией прав и свобод человека.

И, наконец, в-четвертых, юридические гарантии связаны с обязанностью уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления, общественно-политических организаций и должностных лиц восстанавливать нарушенные права и свободы личности возмещать ей причинённый моральный ущерб, привлекать виновных лиц к юридической ответственности[15].

В соответствии с функциональным назначением юридические гарантии подразделяют на три группы: 1) гарантии реализации; 2) гарантии охраны; 3) гарантии защиты.

К гарантиям реализации относят: пределы прав и свобод, их конкретизацию в законодательстве; конституционно-правовые принципы статуса личности; юридические факты, с которыми связано их обладание и непосредственное пользование; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерного поведения; юридические обязанности. Гарантии охраны включают в себя комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на предотвращение правонарушений, установление и обезвреживание порождающих их условий и причин. Гарантии защиты представляют собой юридические способы непосредственной защиты уже нарушенных прав и свобод, а также порядок восстановления таких прав и порядок применения санкций к виновным за их нарушение.


В Российской Федерации обеспечением гарантий прав человека и гражданина занимаются органы государственной власти с учетом положений Конституции Российской Федерации. На международном уровне наиболее глобальным органов, осуществляющим защиту прав человека и гражданина, является Организация Объединенных Наций. В частности, это находится в компетенции: Управления Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека, Совета безопасности Организации Объединенных Наций, Третьего комитета Генеральной Ассамблеи, Договорных органов по правам человека, Совета по правам человека, Комиссии по положению женщин[16].

Управление Верховного комиссара Организации Объединенных Наций по правам человека (УВКПЧ) играет ведущую роль в продвижении и защите прав человека.

Управление поддерживает правозащитные компоненты миротворческих миссий в ряде стран, и имеет много региональных отделений и центров. Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по правам человека регулярно высказывается по поводу положения дел в области прав человека в мире и имеет полномочия расследовать сложившуюся ситуацию и публиковать отчеты по итогам.

Совет Безопасности Организации Объединенных Наций, порой, имеет дело с серьезными нарушениями прав человека, зачастую в зонах конфликтов. Устав Организации Объединенных Наций наделяет Совет Безопасности полномочиями по расследованию и посредничеству, направлению миссии, назначению специальных посланников, или обращению к Генеральному секретарю с просьбой использовать свои добрые услуги.

Третий комитет Генеральной Ассамблеи (социальные, гуманитарные и культурные вопросы) рассматривает широкий круг вопросов, включая вопросы прав человека. Комитет также обсуждает вопросы, связанные с улучшением положения женщин, защитой детей, положением коренных народов, обращением с беженцами, продвижением основных свобод путем ликвидации расизма и расовой дискриминации, а также право на самоопределение.

Договорные органы по правам человека представляют собой комитеты независимых экспертов, которые контролируют осуществление основных международных договоров по правам человека.

Совет по правам человека, учрежденный в 2006 году, заменил функционировавшую в течение 60 лет Комиссию Организации Объединенных

Наций по правам человека, в качестве ключевого независимого межправительственного органа Организации Объединенных Наций, ответственного за права человека.