Файл: Понятие и классификация функций государства (Основные подходы к определению категории функции государства).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 126

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Думается, что подход В.Е. Чиркина и Н.В. Разуваева к классификации функций государства является плодотворным. Выделение универсальных, общих функций государства обусловлено социальным назначением государства, а выделение специальных — типологической принадлежностью того или иного государственно-организованного общества. Если типология государства, взятая за основу при таком подходе, претендует на научную состоятельность, то проблема функционирования государства соответствующего типа получит в ней внятное освещение.

В советской юридической науке возникла также классификация функций государства на основные и неосновные. Она получила широкое распространение, но уже тогда нашлись авторы, которые подвергли ее критике. Среди последних был Л.И. Каск, который полагал, что у этой классификации отсутствует четкий критерий, и связывал ее несостоятельность с тем фактом, что в зависимости от исторического этапа развития государства одна и та же функция может выдвинуться на первый план и стать соответственно «основной», а на других этапах утратить это качество[54].

Что касается сегодняшнего дня, то данная классификация критикуется рядом исследователей. Их критика состоит в том, что относительно неосновных функций в юридической науке имеются лишь отрывочные упоминания[55]. Более того, достаточно странным выглядит в приложении к неосновным функциям государства наиболее распространенное на сегодняшний день определение функций государства именно как основных направлений деятельности. Из этого тупика можно выйти, только предложив для обозначения неосновных функций государства какое-то другое понятие, а это уже само по себе показывает, что перед нами нечто, что не может рассматриваться как функция государства. Думается, что наиболее корректный из предложенных в науке выходов состоит в том, чтобы признать за неосновными функциями государства значение субфункций — отдельных направлений деятельности, из которых складывается основное направление в виде функции государства. В этой части следует согласиться с А.В. Мелиховой, которая полагает, что субфункция — это поднаправление внутри функции государства, которое все же некорректно именовать неосновной функцией[56].

С советского времени существует в отечественном правоведении также классификация функций государства, основанная на продолжительности их действия. С этой точки зрения выделяют постоянные и временные функции государства. Первые присущи государству на всех этапах его существования, вторые — присущи государству на отдельных этапах его существования, связаны с решением каких-то специфических задач. В советское время в качестве временной называлась функция подавления свергнутых эксплуататорских классов при смене государственного строя в ходе революции. Постсоветская наука в лице большинства ученых как будто стесняется упоминать эту функцию и стремится выделить какие-то иные временные функции. Однако применительно к ним возникают определенные вопросы. В свое время такие вопросы вызывала функция минимизации (ликвидации, преодоления) последствий чернобыльской катастрофы. С одной стороны, она могла быть рассмотрена как временная; с другой стороны, находились авторы, которые усматривали в ней стабильность и постоянство и соответственно писали, что это «рассчитанная на длительный исторический период целенаправленная деятельность государства»[57]. Последнее мнение все же не представляется обоснованным. Налицо еще один познавательный тупик. Выходов из этого тупика просматривается два. Первый состоит в том, чтобы выделить функцию недопущения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий в качестве самостоятельной и соответственно постоянной. Второй путь предполагает, что этой функции в принципе следует отказать в существовании, основываясь на том, что здесь имеется задача ликвидации последствий чрезвычайной катастрофы, которая скажется на содержании экологической, социальной, экономической и других функций государства, актуализировав в них соответствующие субфункции. Но в любом случае, думается, отнесение функции недопущения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций к числу временных ошибочно.


По сфере деятельности функции государства делятся на внутренние и внешние. Первые ориентированы на решение задач внутри страны, вторые — служат решению задач на международной арене. Классификация, которая имела практически незыблемое значение для советского правоведения, в настоящее время утрачивает свои позиции. Глобализация и интеграция, составляя основной вектор развития человечества, не позволяют ставить вопрос о том, что осуществление какого-либо направления деятельности может быть ограничено государственными границами. Неслучайно высказывается мнение о том, что от этой классификации необходимо или отказаться вовсе, или дополнить ее группой «смешанных» функций, или развивать системное видение вопроса о реализации функций государства (как это делает, например, С.Н. Туманов[58]).

Большее признание сейчас имеет классификация функций государства, «привязанная» к относительно обособленным сферам жизнедеятельности социума. С учетом выделения большинством авторов четырех таких сфер обычно упоминаются экономические, политические, социальные и идеологические (культурные, духовные) функции государства. Понятно, что акценты могут расставляться здесь по-разному[59], но сути критерия это не меняет и результат его использования понятен.

В то же время в современной науке есть примеры классификаций функций государства, заслуживающих внимания. Одной из таких классификаций (по мнению создателя, типологий) является классификация Д.В. Пожарского, который полагает, что при рассмотрении функций государства следует выделить два их типа — в зависимости от особенностей проявления сущности, ценности, целей и социального назначения государства в его деятельности, а также совокупности однородных качественных признаков содержания функций. Каждый из типов потом должен подвергаться более дробному делению. На основании выдвинутого Д.В. Пожарским критерия государство на любом историческом этапе развития осуществляет две функции: охранительную и созидательную, образующие диалектическое единство и обоюдно обеспечивающие безопасность и поступательное развитие общества[60].

Таким образом, вопрос о классификации функций государства относится к числу достаточно динамично развивающихся в юридической науке. С одной стороны, есть стремление переосмыслить ряд выработанных советским правоведением классификаций (деление функций государства на классовые и общесоциальные, на основные и неосновные). С другой стороны, есть новые подходы к подразделению функций государства. Не все они являются удачными, но в то же время среди новых подходов есть немало таких, которые значительно обогащают теорию функций государства, и здесь следует отметить наработки Д.В. Пожарского, Н.В. Разуваева, В.Е. Чиркина.


2 Отдельные виды функций российского государства и их содержание

2.1. Экологическая функция государства

Современное состояние окружающей среды, характеризующееся в научной литературе как кризисное, рост народонаселения на планете и усиление негативного антропогенного влияния на окружающую среду и угроза исчерпаемости природных ресурсов, необходимость обеспечения благоприятной для жизни человека окружающей среды и экологической безопасности обусловили особое значение экологической функции современного Российского государства. Несмотря на то, что природоресурсная и природоохранная деятельность всегда была присуща государству, экологическая функция в научной литературе характеризуется как одна из новых самостоятельных функций.

В юридической науке не сложилось единого подхода к понятию и содержанию экологической функции государства. В научной литературе обозначаются различные ее наименования: природоохранная, экологическая, функция, функция по охране окружающей среды и др.

Существующие терминологические расхождения отражаются на возникновении научных и правоприменительных проблем, что обусловило необходимость унификации термина, обозначающего новую самостоятельную функцию государства - экологическую. Справедлив тезис О.С. Колбасова, о том, что унификация термина обеспечит взаимопонимание различных ученых, позволит ученым и практикам объединить свои усилия в процессе развития экологического права[61].

Термин «экологическая функция государства» в научный оборот был введен В.В. Петровым, предлагавшим понимать под ней «деятельность государства в области охраны природы, организации рационального использования природных ресурсов, защиты окружающей среды, основанной на его экологической программе»[62].

Вместе с тем, несмотря на попытку введения в научный оборот термина «экологическая функция государства», ученые по-прежнему продолжают использовать различные наименования данной функции, что не соответствует содержанию исследуемой нами функции.


По нашему мнению, термин «экологическая функция государства», в сравнении с иными понятиями, используемыми в научной литературе и обозначающими рассматриваемую нами функцию, является универсальным, включает все направления деятельности государства в экологической сфере, сохраняя их равенство и паритетность, в связи с чем его использование является более оправданным.

Унификация терминологии для обозначения новой функции государства играет особую роль для теории государства и права, поскольку именно эта дисциплина, с одной стороны, формирует категориальный аппарат юридической науки, с другой, занимается исследованием функций государства.

Попытка введения единого термина не устранила научную дискуссию в отношении содержания экологической функции, имеющей комплексный характер и сложную структуру.

Анализ научных подходов к содержанию экологической функции позволил нам выделить два основных из них: в широком и узком понимании.

Экологическая функция государства в узком смысле включает в содержание лишь природоохранную деятельность (О.И. Крассов, О.С. Колбасов, Ф.М. Раянов и др.).

Согласно широкому подходу в содержание экологической функции государства, кроме рационального природопользования и охраны окружающей среды, ученые включают различные элементы. Так, В.В. Петров, А.О. Миняев, Б.А. Мухамеджанов, И.С. Уханов дополнительно выделяли деятельность по обеспечению экологической безопасности, М.М. Бринчук - деятельность по распределению природных ресурсов, охране и защите прав и интересов физических и юридических лиц, М.И. Байтин - управление и координацию государственными органами обеспечение экологической безопасности М.М. Меркулов - «воспроизводство и оздоровление окружающей природной среды внутри своей страны и вне ее территориальных границ».

В.С. Миронов и И.В. Шебалкин предлагают самое широкое определение экологической функции государства, включая в ее содержание деятельность по распоряжению природными ресурсами, охране, воспроизводству, оздоровлению окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, охраны и защиты экологических прав физических и юридических лиц.

В контексте рассматриваемой нами проблемы, особый интерес представляет определение, предлагаемое В.Е. Сизовым, согласно которому экологическая функция государства понимается как «точно поставленная деятельность государства в одной из важнейших областей, которая состоит в охране окружающей природной среды, а также в рациональном природопользовании и обеспечении экологической безопасности страны, основанную на реализации его экологической стратегии по обеспечению устойчивого развития, выражающую интересы большей части населения»[63].


Таким образом, существующие в научной литературе подходы к понятию и содержанию экологической функции государства, можно объединить в два основных: в широком и узком значениях. В рамках нашего исследования мы используем широкое значение. Примечательно, что в рамках широкого значения данной функции государства ряд авторов делают отсылку к осуществлению деятельности, основанной на стратегии устойчивого развития. По нашему мнению, устойчивое развитие необходимо рассматривать не просто как основу осуществления определенной деятельности, а как самостоятельное направление деятельности в рамках экологической функции государства.

Трактовка устойчивого развития была предложена впервые на международном уровне на Конференции ООН по окружающей среде и развитию в 1992 г. ЮНИСЕД в Рио-де-Жанейро и закреплялась в Докладе Международной комиссии по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее»: «Развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».

Данная концепция отвечает традициям и менталитету российского общества, что было отражено в Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, утвержденной Указом Президента РФ от 01.04.1996 №440: «Идеи устойчивого развития оказываются чрезвычайно созвучными традициям, духу и менталитету России. Они могут сыграть важную роль в консолидации российского общества, в определении государственных приоритетов и перспектив социально-экономических преобразований»[64].

Несмотря на это, международный характер концепции устойчивого развития обуславливает необходимость ее принятия конкретными государствами с учетом своих национальных особенностей.

Не является исключением и Российская Федерация, сформировавшая свою модель устойчивого развития, предполагающую «сбалансированное решение социально-экономических задач и проблем сохранения благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений людей».

Правовую основу российской модели концепции устойчивого развития составляют:

- международные акты: Стокгольмская декларация по окружающей человека среде, Декларация по окружающей среде и развитию и др.;

- российские нормативные правовые акты: Конституция РФ, ФЗ РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Указ Президента РФ от 01.04.1996 №440 «О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию», Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года», Постановление Правительства РФ от 08.05.1996 № 559 «О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации», Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 326 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Охрана окружающей среды» на 2012 - 2020 годы», Распоряжение Правительства РФ от 24.02.1994 №217-р «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития», Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года и др.