Файл: Понятие и классификация функций государства (Основные подходы к определению категории функции государства).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1 Понятие, содержание, признаки, классификация функции государства
1.1 Основные подходы к определению категории функции государства
1.2 Классификация функций государства в советской и современной юридической науке
2 Отдельные виды функций российского государства и их содержание
Введение
Возникновение государства ученые связывают, прежде всего, с появлением у многих членов общества общих интересов и потребностей, реализация которых была возможна только при их совместной деятельности. Государство не просто самое массовое объединение граждан, а объединение их всех без исключения, всех членов общества, находящихся в политико-правовой связи с ним, независимо от классовой, возрастной, профессиональной и иной принадлежности. Государство есть выразитель их общих интересов и мировоззрения.
Естественно, что возникновение государство, которое, так или иначе, ограничивает права отдельных членов общества, было возможным, только если оно предоставляет им дополнительные возможности, реализует их совместные интересы. Такая реализация получила воплощение в основных функциях государства.
Содержание функций государства не остается неизменным на отдельных этапах развития государства, что подтверждается их своеобразием в периоды радикальных экономико-социальных изменений, революций в различных сферах жизни государственно-организованного общества. Особенно существенно различие в содержании функций государств, принадлежащих к разным общественно-экономическим формациям.
Так, С.А. Комаров выделяет существенные общие черты в функциях государств эксплуататорских типов и демократических типов. Так, для первых из них характерно: ведущее значение функции прямого подавления эксплуататорским меньшинством эксплуатируемого большинства населения; охрана частной собственности на орудия и средства производства; обеспечение лишь внешних условий существующих отношений эксплуатации, ограниченное вмешательство государства в экономику[1].
Функции государства демократического типа противоположны в своем содержании функциям эксплуататорских государств: второстепенное значение функции прямого подавления; оно осуществляется большинством населения в отношении свергнутого эксплуататорского меньшинства и постепенно утрачивает свое назначение, хотя рецидивы могут быть; охрана всех существующих различных форм собственности на средства производства; ведущее значение организаторских функций, неизвестных эксплуататорским государствам; целенаправленность функций на решение задач демократического строительства.
С точки зрения влияния на экономические отношения государство играет двоякую роль: содействует развитию господствующего экономического базиса или тормозит развитие новых экономических отношений, вызревающих в недрах отживающих. Если господствующие экономические отношения потеряли свое объективно прогрессивное значение и стали препятствием для развития производительных сил общества, то государство становится реакционной силой, поскольку продолжает защищать старые производственные отношения в угоду экономически изживших себя, но еще политически господствующих сил. Так было в позднейшую эпоху феодализма, в недрах которого развиралось капиталистическое производство. Препятствуя развитию новых, более прогрессивных отношений, государство усугубляет конфликты в общественном производстве.
Таким образом, с течением времени происходила постоянная эволюция функций государства, одни из них исчезали, другие появлялись, влияние одних увеличивалось, других уменьшалось. Достаточно заметна, в частности разница между функциями социалистического и демократического государства, которым стремится стать современная Россия. Поэтому вопрос о функциях государства приобретает в настоящее время особо актуальное значение.
Цель данной работы попытаться осветить понятие функции государства, их виды, основные формы и методы осуществления функций государства.
Достижение поставленной цели обусловлено разрешением следующих задач: дать определение функций государства; выявить сущность функций государства; провести классификацию функций государства; исследовать внутренние и внешние функции государства.
Теоретическую основу исследования составили научные труды ученых государственно-правовой науки, в частности таких авторов, как: С.С. Алексеев, М.И. Байтин, А.Б. Венгеров, В.А. Владимиров, Т.Н. Клепцова, В.В. Лазарев, Лившиц Р.З., А.В. Малько, Н.И. Матузов, Л.А. Морозова, Ю.Г. Просвирнин и др.
При научном исследовании в рамках работы использовались следующие общенаучные и частно-научные методы: анализ, индукция, дедукция, сравнительно-правовой и исторический методы.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и использованной литературы.
1 Понятие, содержание, признаки, классификация функции государства
1.1 Основные подходы к определению категории функции государства
Всестороннее системное понимание феномена "государство" неразрывно связано с его изучением в рамках функционального подхода, который по своей сути предполагает рассмотрение государства не просто как некой статичной системы, а требует его исследования в динамике, в процессе различного рода целенаправленной деятельности, через которую выражается сущность государства как единого организма.
В переводе с латинского языка слово "функция" (functio) означает "совершение", "исполнение". В философском плане оно рассматривается как "внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений"[2]. В общесоциологическом смысле оно понимается как совокупность обычных или же специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; как наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых им предписывается в процессе выполнения ими служебной деятельности (функция врача, полисмена и т.п.)[3]. В данном случае функция воспринимается как служебная, профессиональная или любая иная потребность или обязанность действовать в соответствии с существующими правовыми и моральными установками и в соответствующей манере. В юридической литературе функция трактуется как действие, деятельность, обязанность, назначение, направление деятельности.
Таким образом, анализ этимологического содержания исследуемого понятия позволяет утверждать, что в буквальном смысле функция означает определенный вид деятельности в соответствии с назначением и обязанностями функционирующего субъекта (объекта).
Исходя из того, что само понятие "функция" является сложным и многозначным, закономерно предположить, что в науке нет единой трактовки и термина "функция государства". Попытки определить данную категорию предпринимались в отечественной правовой науке с начала XX в. В основу первых определений, данных советскими правоведами, были положены классические идеи К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина: "Различные общественные функции суть меняющие друг друга способы жизнедеятельности"[4]; "Государство не есть нечто инертное, оно всегда действует, и действует очень энергично, всегда активно и никогда пассивно"[5] и др.
Проанализировав существующие в науке определения (которых можно насчитать более двадцати), автор выделил пять основных подходов к определению изучаемого понятия.
Наиболее распространенный в отечественной науке подход отождествляет функции государства с основными направлениями его деятельности, обусловленными сущностью и содержанием государства, а также стоящими перед ним на том или ином этапе развития целями, задачами и его социальным назначением. Такого определения придерживались советские правоведы (М.И. Байтин[6], Н.В. Черноголовкин[7], В.Б. Коженовский[8] и др.), а вслед за ними и значительное число современных исследователей государства (А.А. Адыев[9], С.В. Бабаев[10], А.Н. Васенина[11], В.С. Кудря[12], В.В. Лазарев[13], М.Н. Марченко[14], Н.И. Матузов и А.В. Малько[15], А.В. Мелихова[16], Л.И. Спиридонов[17], А.В. Сим[18], Ю.Г. Просвирнин[19], Е.В. Рябова[20], В.М. Сырых[21], В.Н. Хропанюк[22], И.С. Штин[23] и др.).
Определение функций государства как направлений его деятельности представляется достаточно верным, согласующимся с философским и общенаучным толкованием понятия "функция". Вместе с тем вызывает сомнение правильность использования в нем прилагательного "основные (главные)". Во-первых, понятия "основной", "главный" являются оценочными, а при определении такой важной категории, как функции государства, следует стремиться к наибольшей точности, не допускающей разночтений. Во-вторых, при классификации функций государства на основные и неосновные возникают терминологически некорректные определения "основных "основных" направлений деятельности государства и "неосновных "основных" направлений. Во избежание отмеченной тавтологии и оценочности при определении понятия "функции государства" некоторые исследователи предлагают ввести какой-либо дополнительный квалифицирующий признак. Например, В.Н. Дмитрук пишет, что "функции государства - это направления государственной деятельности, без которых существование государства невозможно"[24]. Л.И. Каск отмечает, что значение функций могут иметь только те стороны деятельности государства, "без осуществления которых общество... не может существовать как единый социальный организм"[25].
Необходимо отметить, что определение функций государства как направлений его деятельности имеет несколько модификаций.
Так, Н.В. Черноголовкин понимает под функциями "направление и сторону деятельности государства по решению исторических задач, стоящих перед государством на главных этапах его развития"[26]. Подобное определение функций государства дает также А.В. Мелихова[27]. В данном определении разграничены, с одной стороны, способность и возможность государства к определенной деятельности, то есть объективно необходимое направление деятельности, а с другой - активная реализация данной способности, то есть стороны в практической деятельности государства.
На взгляд автора, понимание функции государства как направления и стороны его деятельности с точки зрения объема этих понятий можно признать правильным. Однако во избежание расплывчатости определений вполне допустимо и не проводить различия между направлением и стороной государственной деятельности и вкладывать в указанные понятия одинаковый смысл.
Ряд современных исследователей[28], определяя функцию государства как основное направление его деятельности, утверждают, что это направление должно быть комплексным.
Также нельзя не отметить современную тенденцию все более расширительного и описательного определения функций государства как направлений его деятельности. Так, отмеченное определение дополняется указанием на то, что каждое направление деятельности должно быть нормативно регламентированным и организационно обеспеченным[29]. На взгляд автора, данное уточнение используется, чтобы подчеркнуть две основные формы реализации функций государства - правовую и организационную.
В приведенное выше определение исследователи часто добавляют дополнительные элементы структуры функции государства, разработанной в правоведении. Так, Л.И. Загайнов утверждает, что "функции государства, являясь сторонами и направлениями его деятельности, есть в то же время совокупность средств решения задач и достижения целей государства, практического воплощения в жизнь его социального назначения и классовой сущности"[30]. В.М. Сырых[31] и В.М. Корельский[32] дополняют традиционное определение функций государства специфическими формами и методами их осуществления, а М.М. Рассолов[33] - средствами и способами, их обеспечивающими.
В определениях, включенных во вторую группу, функции государства отождествляются с самой деятельностью государства и всех его органов в определенном направлении или частью такой деятельности (А.Б. Венгеров[34], В.С. Петров[35], В.М. Манохин[36], Б.П. Курашвили[37] и др.). Данные исследователи утверждают, что именно деятельностное определение имеет большое значение для понимания функций государства. Впервые подход, положенный в основу таких определений, прослеживался в работах Г. Кельзена при рассмотрении деятельности государства как чисто юридического феномена, сугубо юридического лица и как своеобразной корпорации[38]. Положительная сторона такого подхода - в стремлении рассматривать функции государства в тесной взаимосвязи с его практической деятельностью. И все же с ним трудно согласиться потому, что он ведет к растворению функций государства в его многообразной деятельности. Также при таком подходе наблюдается терминологическое смешение вопроса о функциях государства вообще с вопросом о видах (формах) государственной деятельности и с функциями отдельных государственных органов.
В следующей группе определений понятие функции государства отождествляется с механизмом его деятельности в определенном направлении (М.М. Меркулов[39], Л.А. Морозова[40], Э.В. Талапина[41], Г.В. Ткачева[42]). Такая точка зрения мотивируется тем, что, "выполняя определенные функции в тех или иных сферах жизни общества, государство одновременно посредством проводимых реформ, различного рода преобразований, правового регулирования общественных отношений воздействует на состояние общественных процессов". В качестве элементов такого механизма называются общесоциальный, классовый, национальный, информационный, научно-технический факторы, международная обстановка. Уязвимость данной позиции заключается в том, что характеристика механизма, обусловливающего функции государства, не раскрывает содержание этих функций. Факторы, определяющие функции, и сами функции - это совершенно разные вещи. Поэтому не случайно Л.А. Морозова на последующих страницах своей работы рассматривает и характеризует именно функции государства как направления его деятельности, а не механизм, их обусловливающий.