Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Денежно-кредитная политика государства и роль банков в повышении ее эффективности).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 99
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы финансовой политики
1.1. Понятие и цели финансовой политики
1.2. Критерии и показатели результативности финансовой политики государства
2. Финансовая политика Российской Федерации и ее реализация
2.1. Налоговая политика государства – её роль, значение, функции
2.2. Направления реализации бюджетной политики в Российской Федерации
2.3. Денежно-кредитная политика государства и роль банков в повышении ее эффективности
Регулирующая или распределительная функция, заключается в регулировании макроэкономических процессов, занятости и темпов роста, совокупного предложения и спроса, проявляется в сложном взаимодействии с доходами, ценами, динамикой курсов акций, процентами и так далее. Налоговая система выступает важным инструментом распределения и перераспределения национального дохода, доходов физических лиц и юридических. Данная функция налоговой политики влияет на распределение не только доходов, но и инвестиционных ресурсов, капиталов.
Все функции налоговой политики, не могут существовать независимо друг от друга, они взаимозависимы, взаимосвязаны и в своем проявлении представляют собой единое целое[27].
Бюджетная составляющая экономики напрямую зависит от налоговой системы, которая является основным каналом доходов бюджета и формирует финансовые отношения государства с физическими и юридическими лицами. От адекватности и продуманности налоговой системы существующим экономическим условиям, зависит эффективность деятельности основных звеньев экономики и удовлетворение основных потребностей и населения и государства[28].
Значение роли налоговой политики и налогов в обеспечении экономической безопасности определяется общими принципами, показателями и критериями экономической, в том числе финансовой безопасности. В соответствии с трактовкой содержания экономической безопасности, налоговая политика являются факторам «такого развития экономики, при котором будут созданы приемлемые условия для жизни и развития личности, экономико-социальной и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внешних и внутренних угроз». Как фактор экономической безопасности, налоговая система должна обеспечивать такие условия экономического развития, которые будут способствовать устойчивого противостояния угрозам безопасности страны извне, а также внутренним угрозам финансовой, социальной, бюджетной и иным системам Российской Федерации[29].
Налоговая система является не только финансовым ресурсом, она также влияет на уровень экономической безопасности по следующим направлениям:
- в качестве финансового обеспечения расходов государства, формирования социально ориентированной бюджетной политики и решения проблемы несбалансированного бюджета;
- как инструмент регулирования экономических и социальных процессов;
- как фактор зависимости государства от налогоплательщиков и регионов[30].
В современных условиях роль налогов особенно возрастает, по существу, это единственный инструмент, посредством которого государство формирует централизованные фонды финансовых активов, необходимых для обеспечения общей экономической и национальной безопасности. Кроме всего прочего, налоговая система обладает широкими потенциальными возможностями для осуществления косвенного регулирования социального и экономического развития государства и предотвращения угроз экономической безопасности страны.
Таблица 1
Структура доходов консолидированного бюджета Российской Федерации за 2011-2017 гг., в млрд. руб[31].
Показатели |
Год |
||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
2016 |
2017 |
|
Акцизы |
650,5 |
837,0 |
1 015,8 |
1 072,2 |
1 068,4 |
1 356,0 |
1 521,3 |
НДС |
3 250,4 |
3 545,8 |
3 539,0 |
3 931,7 |
4 234,0 |
4 571,3 |
5 137,6 |
НДФЛ |
1 995,8 |
2 261,5 |
2 499,1 |
2 702,6 |
2 807,8 |
3 018,5 |
3 252,3 |
Налог на прибыль |
2 270,5 |
2 355,7 |
2 071,9 |
2 375,3 |
2 599,0 |
2 770,3 |
3 290,1 |
Ввозные пошлины |
692,9 |
732,8 |
683,8 |
652,5 |
565,2 |
563,9 |
588,5 |
Страховые взносы на обязательное социальное страхование |
3 528,3 |
4 103,7 |
4 694,2 |
5 035,7 |
5 636,3 |
6 326,0 |
6 784,0 |
Нефтегазовые доходы |
5 641,8 |
6 453,2 |
6 534,0 |
7 433,8 |
5 862,7 |
4 844,0 |
5 971,9 |
Ненефтегазовые доходы |
15 213,6 |
16 981,9 |
17 908,6 |
19 332,3 |
21 059,4 |
23 337,5 |
25 074,8 |
Прочие |
2 825,1 |
3 145,4 |
3 404,9 |
3 562,2 |
4 148,8 |
4 731,5 |
4 501,0 |
Доходы всего |
20 855,4 |
23 435,1 |
24 442,7 |
26 766,1 |
26 922,0 |
28 181,5 |
31 046,7 |
Налоговая политика России на современном этапе является значимым компонентом социально-экономической политики, направленной на достижение экономического роста в стране, что должно привести к увеличению уровня жизни населения и созданию благоприятных условий для развития предпринимательской среды.
С точки зрения органов налогового контроля РФ, главную проблему составляет высокая доля теневого сектора экономики и, как следствие, значительный процент уклонения от налогообложения. Согласно последним исследованиям, масштаб теневого сектора экономики России очень высок, он составляет около 46%, что существенно превышает показатели других стран.
Налоговое законодательство Российской Федерации меняется довольно часто. С момента принятия НК РФ объемы налоговых поступлений и их структура значительно изменялись. Как видно из таблицы 1, темпы роста объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет России в 2017 году по сравнению с 2011 вырос по всем основным показателям. Темпы роста поступлений от акцизов составили – 233,9%, налога на прибыль – 144,9%, НДФЛ – 162,9%, произошло сокращение доходов от ввозных пошлин на 15%.
Основная доля налоговых доходов консолидированного бюджета в 2017 году, приходится на НДС – 5137,6 миллиардов рублей, за счет внедрения системы АСК-НДС, которая в своей основе сопоставляет информацию из выставленных счетов-фактур, позволило существенно повысить собираемость.
Таким образом, можно сделать вывод, что динамика налоговых доходов консолидированного федерального бюджета в 2011-2017 гг., главным образом, обусловлена снижением поступлений нефтегазовых доходов в условиях падения мировых цен на нефть. При этом поступления основных видов ненефтегазовых доходов остаются относительно стабильны.
Рис. 2. Динамика налоговых поступлений на 1 сентября 2016-2018 гг.
По данным Министерства финансов на 1 сентября 2018 года (рис. 2), доходы в консолидированный бюджет составили 7 731 миллиард рублей с ростом на 12% по сравнению с предыдущим годом, из них поступление налоговых и неналоговых доходов возросло на 12% составив 6 568 миллиарда рублей, поступление налога на прибыль увеличилось на 17% по сравнению с 2017 годом, объем которого составил 2 050 миллиардов рублей.
Поступление налога на доходы физических лиц возросло на 12% относительно уровня 2017 года, составив 2 281 миллиард рублей, доход от акцизов увеличился на 3% по сравнению с предыдущим отчетным периодом, объем которых достиг 406 миллиардов рублей, поступление налога на имущество организаций выросло на 15%, составив 715 миллиардов рублей. Доходы от других налогов поступили в сумме 631 миллиард рублей и выросли на 13%[32].
В целом, налоговая система Российской Федерации характеризуется как носитель регрессивных отношений, поскольку в ней отсутствует прогрессивная шкала подоходного налогообложения и имеет место высокий уровень косвенных налогов, ограничивающие выбор потребителя. Такая ее качественная определенность не соответствует налоговым и рыночным принципам и приводит к восприятию налогообложения как социально несправедливого экономического явления, которое негативно отражается в области налоговой безопасности. Российское государство, проводя политику в области реформирования социальной сферы, идет по пути сокращения потребления и производства общественных благ
Исходя из вышесказанного, приоритетной целью государства является разработка и реализация такой политики в области налогообложения, которая создаст предсказуемые фискальные условия, сбалансирует федеральный и региональные бюджеты, будет способствовать сокращению теневого сектора экономики.
Для России важным условием органического восхождения в мировом обществе является осуществление стратегически взвешенной и обоснованной налоговой политики, позволяющей успешно решать актуальные социальные и экономические задачи[33].
Таким образом, можно сделать вывод, что налоговая политика является в тоже время ресурсом и инструментом обеспечения национальной и экономической безопасности, а также фактором возникновения социально- экономических угроз.
Значение налоговой политики как фактора экономической безопасности определяются конкретными условиями, спецификой этапа экономического развития государства, стабильностью государственной власти и характера экономической политики, осуществляемой государством.
Реформирование действующей налоговой политики должно быть направленно на создание благоприятных налоговых условий для производителей, стимулирование вклада заработных средств в инвестиционные программы, обеспечение льготного налогового режима для иностранного капитала, привлекаемого в целях решения приоритетных задач развития экономики России. Данные направления имеют непосредственное отношение практически ко всем региональным и федеральным налогам.
2.2. Направления реализации бюджетной политики в Российской Федерации
С усложнением экономических отношений в общественной жизни все большую роль начинает играть государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет[34].
Для успешного выполнения своих законных функций государству необходимо наличие достаточных финансовых ресурсов, а это в свою очередь требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований[35].
Бюджетная политика в России постоянно находится в центре общественного внимания. Это обусловлено как местом, занимаемым ею среди основных инструментов экономической политики, так и весьма острой критикой, которой она регулярно подвергается со стороны различных органов власти, общественных сил, политических движений, независимых экспертов, международных организаций, средств массовой информации. Это и неудивительно, поскольку именно в бюджетной политике, как, пожалуй, ни в какой другой, наиболее ярко проявляются и наиболее жестко сталкиваются интересы различных общественных групп[36].
Проведение бюджетной политики неразрывно связано с анализом характера и целей государства, его экономической, социальной, финансовой стратегией, общими перспективами развития страны и, следовательно, с реальными путями достижения намечаемых при этом задач. Тем более актуально изучение бюджетной политики в наше время, когда осуществляется поворот страны в сторону ускоренного интенсивного развития и достижения передовых конкурентных позиций в мировой экономике[37].
Главной же целью совершенствования бюджетной политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития.
В соответствии с п. 3 ст. 21 Бюджетного кодекса, едиными для бюджетной системы Российской Федерации разделами и подразделами классификации расходов бюджетов являются: национальная безопасность и правоохранительная деятельность, миграционная политика.