Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Денежно-кредитная политика государства и роль банков в повышении ее эффективности).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 96
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы финансовой политики
1.1. Понятие и цели финансовой политики
1.2. Критерии и показатели результативности финансовой политики государства
2. Финансовая политика Российской Федерации и ее реализация
2.1. Налоговая политика государства – её роль, значение, функции
2.2. Направления реализации бюджетной политики в Российской Федерации
2.3. Денежно-кредитная политика государства и роль банков в повышении ее эффективности
Поддержание кредитными организациями установленного лимита резервных требований способствует выполнению принятых ими обязательств перед клиентами, обеспечивает банковскому сектору надлежащую степень защиты от непредсказуемых рисков и системную устойчивость банковского сектора. В условиях неопределенности денежно-кредитной политики банковская деятельность становится более чувствительной к экономическим новостям, что влияет на финансовую устойчивость различных кредитных организаций.
Улучшение качества банковской продукции – одно из важных условий повышения эффективности денежно-кредитной политики государства. В современных реалиях усиливается воздействие банков на повышение качества банковских услуг из-за более широкого применения передовых технологий в банковской деятельности. К примеру, кредитным организациям предоставлено право дистанционного банковского обслуживания, что способствует повышению доступности и снижению стоимости банковских услуг[53].
Росту эффективности денежно-кредитной политики страны содействует реформирование административного механизма регулирования банковской деятельности с учетом требований развития кредитных организмов в условиях рыночной экономики. В связи с этим научная обоснованность текущих и перспективных целей деятельности банков, их сбалансированность, нацеленность на получение выгоды и интересы потребителей, улучшение организационной структуры управления банков требуют более эффективного использования административных рычагов воздействия на банковскую деятельность. То есть правильное сочетание административных и экономических методов регулирования банковскою сектора с ростом инициативы и самостоятельности банков для достижения сбалансированности и пропорциональности развития банковской деятельности, а также концентрации финансовых ресурсов в банковской системе обеспечивает действенную и гибкую денежно-кредитную политику страны[54].
Осуществление денежно-кредитной политики государства происходит при активном участии банков, содействие которых позволяет обеспечить наращивание экономической мощи страны, пропорциональносгь в развитии банковской системы, непрерывность и устойчивые темпы роста банковской деятельности, эксплуатацию прогрессивных и важнейших технологий в банковском секторе, а также воздействовать на изменение покупательской способности населения.
Повышению эффективности денежно-кредитной политики страны и более рациональному применению финансовых ресурсов будет способствовать проведение в ряде кредитных организаций эксперимента по рефинансированию, предусматривающего осуществление затрат на техническое совершенствование банковской деятельности, использование кредита для проведения высокоэффективных мероприятий и технического оснащения организации внутреннего контроля в банках, а также лля организации эффективной системы корпоративного управления и управления рисками в кредитных организациях[55].
Таким образом, в заключение главы можно сделать вывод, что финансовая политика включает в себя бюджетную, налоговую, денежно-кредитную политики. В сою очередь, финансовая политика государства является лишь средством осуществления его экономической и социальной политики, т.е. выполняет вспомогательную роль.
Реформирование действующей налоговой политики должно быть направленно на создание благоприятных налоговых условий для производителей, стимулирование вклада заработных средств в инвестиционные программы, обеспечение льготного налогового режима для иностранного капитала, привлекаемого в целях решения приоритетных задач развития экономики России. Данные направления имеют непосредственное отношение практически ко всем региональным и федеральным налогам.
На сегодняшний день бюджетная политика оказалась слаба, поэтому главным направлением реализации бюджетной деятельности должно стать формирование новой концепции:
- четкое определение и детализация целей бюджетной политики;
- обеспечение прозрачности и подотчетности формирования и исполнения бюджетов разных уровней, оперативность и достоверность бюджетной отчетности;
- установление жесткого контроля за принятием и исполнением бюджетных обязательств.
Политическая и социально-экономическая сущность и значение денежно-кредитной политики определяются банковской деятельностью, функциями кредитных организаций, ролью и формами ее осуществления.
Реализация денежно-кредитной политики государства происходит посредством банковской деятельности. Законы рыночной экономики обеспечивают целевую направленность банковской системы, ориентацию на более полное удовлетворение материальных интересов кредитных организаций. Удовлетворение же потребностей членов общества осуществляется за счет доходов, получаемых в форме налогов и оплаты труда. Являясь, с одной стороны, основным источником доходов кредитных организаций и их работников, удовлетворения постоянно растущих потребностей общества, а с другой – экономическим инструментом материального стимулирования роста экономики и повышения эффективности денежно-кредитной политики страны, банки играют важную роль в развитии и реализации социальной программы.
Заключение
В заключение исследования можно сделать вывод, что финансовая политика представляет собой одно из важнейших направлений деятельности государства. Эффективность и результативность политики государства – понятие комплексное и должны оцениваться на всех этапах ее формирования и реализации.
На наш взгляд, прежде чем оценивать эффективность политики, необходимо оценить полученные результаты проводимой политики. Для оценки результатов финансовой политики правительства и для рекомендаций по ее корректировке в первую очередь необходимо иметь четкую программу социально-экономического развития с характеристикой первоочередных и приоритетных задач, определением сроков и методов их решения. Только при таком условии можно разработать и успешно проводить финансовую политику, и дать ее объективную оценку.
Финансовая политика включает в себя бюджетную, налоговую, денежно-кредитную политики. В сою очередь, финансовая политика государства является лишь средством осуществления его экономической и социальной политики, т.е. выполняет вспомогательную роль.
Реформирование действующей налоговой политики должно быть направленно на создание благоприятных налоговых условий для производителей, стимулирование вклада заработных средств в инвестиционные программы, обеспечение льготного налогового режима для иностранного капитала, привлекаемого в целях решения приоритетных задач развития экономики России. Данные направления имеют непосредственное отношение практически ко всем региональным и федеральным налогам.
На сегодняшний день бюджетная политика оказалась слаба, поэтому главным направлением реализации бюджетной деятельности должно стать формирование новой концепции:
- четкое определение и детализация целей бюджетной политики;
- обеспечение прозрачности и подотчетности формирования и исполнения бюджетов разных уровней, оперативность и достоверность бюджетной отчетности;
- установление жесткого контроля за принятием и исполнением бюджетных обязательств.
Политическая и социально-экономическая сущность и значение денежно-кредитной политики определяются банковской деятельностью, функциями кредитных организаций, ролью и формами ее осуществления.
Реализация денежно-кредитной политики государства происходит посредством банковской деятельности. Законы рыночной экономики обеспечивают целевую направленность банковской системы, ориентацию на более полное удовлетворение материальных интересов кредитных организаций. Удовлетворение же потребностей членов общества осуществляется за счет доходов, получаемых в форме налогов и оплаты труда. Являясь, с одной стороны, основным источником доходов кредитных организаций и их работников, удовлетворения постоянно растущих потребностей общества, а с другой – экономическим инструментом материального стимулирования роста экономики и повышения эффективности денежно-кредитной политики страны, банки играют важную роль в развитии и реализации социальной программы.
Список использованных источников
- Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. на 21.07.2014 г.) // Российская газета. – 2009. – 21 января.
- Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 06.06.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823.
- Аблатипов В.Р., Юмакулова Г.Х. Финансовая политика государства: понятие и характеристика // Сборник: Социально-экономическое и политическое развитие территории. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2018. – С . 37-40.
- Алексеев, А. Государственная экономическая политика: от созерцания к управлению / А. Алексеев // Экономист. – 2017. – № 3. – С. 71-80.
- Аллахверанов С.К. Эффективная финансовая политика как основа обеспечения экономической безопасности страны / С.К. Аллахверанов // Молодежный научный вестник. – 2018. – № 1. – С. 139-143.
- Бижев М.А., Исмайлов Э.Р. Налоговая политика как составная часть финансовой политики // Сборник: Экономика и гуманитарные исследования: проблемы, тенденции, достижения. – Новосибирск: ЦРНС, 2017. – С. 93-99.
- Борисов А. Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2013. – 860 с.
- Воронин, А.Ю. Макроэкономика – I / А.Ю. Воронин. – М.: Инфра-М, 2015. – 108 с.
- Даниленко, Л.Н. Экономическая теория / Л.Н. Даниленко. – М.: Инфра-М, 2014. – 574 с.
- Девятова А.А., Лапина А.К., Хашир Б.О. Фискальная политика государства, как инструмент государственного регулирования экономики
// NovaInfo.Ru. – 2018. – № 86. – С. 87-93. - Завьялов Д.Ю. Оценка эффективности бюджетных расходов // Финансы. – 2008. – № 10. – С. 6-10.
- Кушлин, В.И. Государственное регулирование экономики / В.И. Кушлин. – М.: Экономика, 2016. – 494 с.
- Петросян, Д.С. Государственное регулирование национальной экономики / Д.С. Петросян. – М.: Инфра-М, 2014. – 298 с.
- Казанская А.Ю. Финансы и кредит. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. – 202 с.
- Консолидированный бюджет Российской Федерации. – URL:https://www.minfin.ru/ru/statistics/conbud/ (дата обращения: 30.06.19).
- Лаптева В.В. Денежно-кредитное регулирование банковской системы России // Экономика и социум. – 2018. – № 1. – С. 480-482.
- Лисица Т.Н., Оснач Н.М. Анализ и перспективы денежно-кредитной политики ЦБ РФ // Вестник магистратуры. – 2018. – № 1. – С. 204-206.
- Морозова О.И. Понятие, цели и задачи финансовой политики государства // Экономика и социум. – 2018. – № 11. – С. 679-682.
- Огурцов А.Л. Финансовая политика России в условиях нестабильности
// Вектор экономики. – 2017. – № 4. – С. 33. - Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: Инфра-М, 2013. – 480 с.
- Филиппова И.А., Рызванова А.Л. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики // Экономика и социум. – 2017. – № 5. – С. 312-315.
- Швец И.Ю. Анализ бюджетной политики и инфляционных процессов в экономике РФ: текущее состояние и перспективы развития
// Сборник: Финансовые рынки и экономический рост. – М.: Перо, 2018. – С. 49-61. - Шкробот А.Е. Современные реалии бюджетной политики // Аллея науки. – 2018. – № 5. – С. 386-389.
- Шмидт М.А. Оценка режима проведения денежно-кредитной политики // Молодой ученый. – 2018. – № 10. – С. 111-115.
- Шурдумова Э.Г., Гедуев Э.М. Направления развития денежно-кредитного регулирования в РФ // Вектор экономики. – 2019. – № 3. – С. 69.
-
Воронин, А.Ю. Макроэкономика – I / А.Ю. Воронин. – М.: Инфра-М, 2015. – С. 67. ↑
-
Борисов А. Б. Большой экономический словарь. – М.: Книжный мир, 2013. – С. 204. ↑
-
Казанская А.Ю. Финансы и кредит. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010. – С. 67. ↑
-
Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М.: Инфра-М, 2013. – С. 194. ↑
-
Аблатипов В.Р., Юмакулова Г.Х. Финансовая политика государства: понятие и характеристика // Сборник: Социально-экономическое и политическое развитие территории. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2018. – С . 37. ↑
-
Огурцов А.Л. Финансовая политика России в условиях нестабильности // Вектор экономики. – 2017. – № 4. – С. 33. ↑
-
Филиппова И.А., Рызванова А.Л. Финансовая политика как инструмент регулирования экономики // Экономика и социум. – 2017. – № 5. – С. 312. ↑
-
Морозова О.И. Понятие, цели и задачи финансовой политики государства // Экономика и социум. – 2018. – № 11. – С. 679. ↑
-
Аллахверанов С.К. Эффективная финансовая политика как основа обеспечения экономической безопасности страны / С.К. Аллахверанов // Молодежный научный вестник. – 2018. – № 1. – С. 139. ↑
-
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 06.06.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823. ↑
-
Алексеев, А. Государственная экономическая политика: от созерцания к управлению / А. Алексеев // Экономист. – 2017. – № 3. – С. 71. ↑
-
Аллахверанов С.К. Эффективная финансовая политика как основа обеспечения экономической безопасности страны / С.К. Аллахверанов // Молодежный научный вестник. – 2018. – № 1. – С. 140. ↑
-
Кушлин, В.И. Государственное регулирование экономики / В.И. Кушлин. – М.: Экономика, 2016. – С. 128. ↑
-
Аллахверанов С.К. Эффективная финансовая политика как основа обеспечения экономической безопасности страны / С.К. Аллахверанов // Молодежный научный вестник. – 2018. – № 1. – С. 141. ↑
-
Огурцов А.Л. Финансовая политика России в условиях нестабильности // Вектор экономики. – 2017. – № 4. – С. 33. ↑
-
Аллахверанов С.К. Эффективная финансовая политика как основа обеспечения экономической безопасности страны / С.К. Аллахверанов // Молодежный научный вестник. – 2018. – № 1. – С. 142. ↑
-
Аблатипов В.Р., Юмакулова Г.Х. Финансовая политика государства: понятие и характеристика // Сборник: Социально-экономическое и политическое развитие территории. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2018. – С . 39. ↑
-
Алексеев, А. Государственная экономическая политика: от созерцания к управлению / А. Алексеев // Экономист. – 2017. – № 3. – С. 75. ↑
-
Кушлин, В.И. Государственное регулирование экономики / В.И. Кушлин. – М.: Экономика, 2016. – С. 117. ↑
-
Аллахверанов С.К. Эффективная финансовая политика как основа обеспечения экономической безопасности страны / С.К. Аллахверанов // Молодежный научный вестник. – 2018. – № 1. – С. 143. ↑
-
Завьялов Д.Ю. Оценка эффективности бюджетных расходов // Финансы. – 2008. – № 10. – С. 6-10. ↑
-
Петросян, Д.С. Государственное регулирование национальной экономики / Д.С. Петросян. – М.: Инфра-М, 2014. – С. 104. ↑
-
Бижев М.А., Исмайлов Э.Р. Налоговая политика как составная часть финансовой политики // Сборник: Экономика и гуманитарные исследования: проблемы, тенденции, достижения. – Новосибирск: ЦРНС, 2017. – С. 93. ↑
-
Девятова А.А., Лапина А.К., Хашир Б.О. Фискальная политика государства, как инструмент государственного регулирования экономики // NovaInfo.Ru. – 2018. – № 86. – С. 87. ↑
-
Огурцов А.Л. Финансовая политика России в условиях нестабильности // Вектор экономики. – 2017. – № 4. – С. 33. ↑
-
Девятова А.А., Лапина А.К., Хашир Б.О. Фискальная политика государства, как инструмент государственного регулирования экономики // NovaInfo.Ru. – 2018. – № 86. – С. 88. ↑
-
Бижев М.А., Исмайлов Э.Р. Налоговая политика как составная часть финансовой политики // Сборник: Экономика и гуманитарные исследования: проблемы, тенденции, достижения. – Новосибирск: ЦРНС, 2017. – С. 95. ↑
-
Аблатипов В.Р., Юмакулова Г.Х. Финансовая политика государства: понятие и характеристика // Сборник: Социально-экономическое и политическое развитие территории. – Пенза: Приволжский Дом знаний, 2018. – С . 40. ↑
-
Девятова А.А., Лапина А.К., Хашир Б.О. Фискальная политика государства, как инструмент государственного регулирования экономики // NovaInfo.Ru. – 2018. – № 86. – С. 89. ↑
-
Алексеев А. Государственная экономическая политика: от созерцания к управлению // Экономист. – 2017. – № 3. – С. 80. ↑
-
Консолидированный бюджет Российской Федерации. – URL:https://www. minfin.ru/ru/statistics/conbud/ (дата обращения: 30.06.19). ↑
-
Министерство Финансов РФ. Статистика: URL: https: //www. minfin.ru/ru/statistics (дата обращения: 30.06.19). ↑
-
Кушлин, В.И. Государственное регулирование экономики / В.И. Кушлин. – М.: Экономика, 2016. – С. 207. ↑
-
Швец И.Ю. Анализ бюджетной политики и инфляционных процессов в экономике РФ: текущее состояние и перспективы развития // Сборник: Финансовые рынки и экономический рост. – М.: Перо, 2018. – С. 49. ↑
-
Шкробот А.Е. Современные реалии бюджетной политики // Аллея науки. – 2018. – № 5. – С. 386. ↑
-
Огурцов А.Л. Финансовая политика России в условиях нестабильности // Вектор экономики. – 2017. – № 4. – С. 33. ↑
-
Швец И.Ю. Анализ бюджетной политики и инфляционных процессов в экономике РФ: текущее состояние и перспективы развития // Сборник: Финансовые рынки и экономический рост. – М.: Перо, 2018. – С. 51. ↑
-
Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 06.06.2019) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3823. ↑
-
Петросян, Д.С. Государственное регулирование национальной экономики / Д.С. Петросян. – М.: Инфра-М, 2014. – С. 106. ↑
-
Швец И.Ю. Анализ бюджетной политики и инфляционных процессов в экономике РФ: текущее состояние и перспективы развития // Сборник: Финансовые рынки и экономический рост. – М.: Перо, 2018. – С. 52. ↑
-
Даниленко, Л.Н. Экономическая теория / Л.Н. Даниленко. – М.: Инфра-М, 2014. – С. 231. ↑
-
Алексеев, А. Государственная экономическая политика: от созерцания к управлению / А. Алексеев // Экономист. – 2017. – № 3. – С. 80. ↑
-
Шкробот А.Е. Современные реалии бюджетной политики // Аллея науки. – 2018. – № 5. – С. 388. ↑
-
Кушлин, В.И. Государственное регулирование экономики / В.И. Кушлин. – М.: Экономика, 2016. – С. 234. ↑
-
Огурцов А.Л. Финансовая политика России в условиях нестабильности // Вектор экономики. – 2017. – № 4. – С. 33. ↑
-
Шмидт М.А. Оценка режима проведения денежно-кредитной политики // Молодой ученый. – 2018. – № 10. – С. 111. ↑
-
Шурдумова Э.Г., Гедуев Э.М. Направления развития денежно-кредитного регулирования в РФ // Вектор экономики. – 2019. – № 3. – С. 69. ↑
-
Лисица Т.Н., Оснач Н.М. Анализ и перспективы денежно-кредитной политики ЦБ РФ // Вестник магистратуры. – 2018. – № 1. – С. 204. ↑
-
Лисица Т.Н., Оснач Н.М. Анализ и перспективы денежно-кредитной политики ЦБ РФ // Вестник магистратуры. – 2018. – № 1. – С. 205. ↑
-
Лаптева В.В. Денежно-кредитное регулирование банковской системы России // Экономика и социум. – 2018. – № 1. – С. 481. ↑
-
Шмидт М.А. Оценка режима проведения денежно-кредитной политики // Молодой ученый. – 2018. – № 10. – С. 113. ↑
-
Лисица Т.Н., Оснач Н.М. Анализ и перспективы денежно-кредитной политики ЦБ РФ // Вестник магистратуры. – 2018. – № 1. – С. 206. ↑
-
Алексеев, А. Государственная экономическая политика: от созерцания к управлению / А. Алексеев // Экономист. – 2017. – № 3. – С. 80. ↑
-
Шмидт М.А. Оценка режима проведения денежно-кредитной политики // Молодой ученый. – 2018. – № 10. – С.115. ↑
-
Кушлин, В.И. Государственное регулирование экономики / В.И. Кушлин. – М.: Экономика, 2016. – С. 264. ↑