Файл: Финансовая политика и ее реализация в РФ (Денежно-кредитная политика государства и роль банков в повышении ее эффективности).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 98
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы финансовой политики
1.1. Понятие и цели финансовой политики
1.2. Критерии и показатели результативности финансовой политики государства
2. Финансовая политика Российской Федерации и ее реализация
2.1. Налоговая политика государства – её роль, значение, функции
2.2. Направления реализации бюджетной политики в Российской Федерации
2.3. Денежно-кредитная политика государства и роль банков в повышении ее эффективности
Введение
Актуальность темы исследования продиктована тем обстоятельством, что успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации. Правительству Российской Федерации необходимо разработать четкую финансовую стратегию, то есть долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предусматривающий решение крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией государства. Важно выделить основные тенденции развития финансов, сформировать основные концепции их использования, наметить принципы организации финансовых отношений. Выбор долговременных концепций и целевых программ необходим для концентрации финансовых ресурсов на главных направлениях экономического и социального развития, а не распыления их по второстепенным целям. Большое внимание следует уделить гибкой финансовой тактике, направленной на решение конкретных развития общества путем своевременного изменения способов организации задач финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. Однако для правильного осуществления поставленных перед финансовой политикой задач требуется четкий и глубокий подход к пониманию сущности, целей и механизма реализации финансовой политики, а также элементов, ее составляющих. Определенный интерес представляет опыт осуществления финансовых мероприятий за рубежом. Для становления российской бюджетной системы, несомненно, будет полезно использование широкого опыта других государств, уже создавших у себя достаточно успешно функционирующие бюджетные органы.
Вся система управления финансами базируется на финансовой политике государства. В разработке финансовой политики участвуют законодательная и исполнительная ветви власти. В современной России, в силу особенности её конституционного строя, приоритет в разработке финансовой политики принадлежит президенту РФ, который в ежегодных посланиях федеральному собранию определяет основные направления финансовой политики на текущий год и на перспективу. Правительство РФ должно действовать в рамках этого послания с целью реализации основных направлений развития экономики и обеспечения социальной стабильности в обществе.
Государство является главным субъектом проведения финансовой политики. Оно разрабатывает стратегию основных направлений финансового развития на перспективу и определяет тактику действия на предстоящий период.
Предметом исследования являются особенности и механизм реализации финансовой политики России.
Цель исследования – определить сущность и особенности реализации финансовой политики в Российской Федерации.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
- определить понятие и цели финансовой политики;
- изучить критерии и показатели результативности финансовой политики государства;
- выявить роль, значение и функции налоговой политики государства;
- рассмотреть направления реализации бюджетной политики в Российской Федерации;
- охарактеризовать денежно-кредитную политику государства и роль банков в повышении ее эффективности.
1. Теоретические основы финансовой политики
1.1. Понятие и цели финансовой политики
На сегодняшний день экономическое состояние России резко отличается от этого показателя десятилетней давности. К наиболее острым проблемам можно отнести неопределенность будущего развития экономики страны, в условиях санкций со стороны западных стран. Затруднительное положение страны стимулирует принятие важных решений со стороны государства и поиска путей для стабилизации и развития экономической ситуации в стране[1].
Развитие и поддержание стабильного экономического положения любого государства включает элементы финансового регулирования, осуществляемого с помощью экономической политики государства. Одним из главных направлений экономического регулирования как раз является финансовая политика.
Рассмотрим определения финансовой политики, предлагаемые различными авторами.
А.Б. Борисов определяет финансовую политику, как мероприятия государства по организации и использованию финансов для осуществления своих функций; систему форм и методов мобилизации финансовых ресурсов, их распределения между социальными группами населения, отраслями деятельности и регионами страны, финансовое законодательство, регулирование доходов и расходов, формирование и исполнение государственного бюджета, налоговое регулирование, управление денежным обращением, воздействие на курс национальной валюты, структура государственных доходов и расходов[2].
А.Ю. Казанская дает следующее определение финансовой политике – это совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством своих функций. Это самостоятельная сфера деятельности государства в области финансовых отношений[3].
Б.А. Райзберг и Л.Ш. Лозовский определяют финансовую политику, как часть экономической политики государства, правительства, курс, проявляющийся в использовании государственных финансовых ресурсов, регулировании доходов и расходов, формировании и исполнении государственного бюджета, в налоговом регулировании, в управлении денежным обращением, в воздействии на курс национальной валюты[4].
Учитывая все определения, можно заключить, что финансовая политика представляет собой деятельность государства и предприятий, направленная на оптимальное использование финансов, предоставление соответствующих ресурсов для реализации государственной программы в области экономического и социального развития.
Целями финансовой политики государства могут являться:
- политические цели (достижение целей в области внешней и внутренней политики);
- экономические цели (достижение целей в области экономики на различном уровне);
- социальные цели (достижение целей в сфере общественных отношений. Слои населения, социальные блага, распределение социальных благ)[5].
В зависимости от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на:
- финансовую стратегию (отражает экономические планы государства на долговременный период)
- финансовую тактику (отражает решение задач, предусмотренных на конкретный период)[6].
Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны.
Формирование эффективной финансовой политики зачастую связано непосредственно с экономическими особенностями конкретного государства. Стоит учитывать состояние экономики в государстве, экономические отношения с другими странами, историю развития этого государства[7].
Задачами финансовой политики является:
- обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов;
- установление рационального с точки зрения государства распределения и использования финансовых ресурсов;
- организация регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами;
- выработка финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии;
- создание эффективной и максимально деловой системы управления финансами[8].
Рассмотрев основные цели и задачи финансовой политики РФ на современном этапе, следует отметить, что ее успешная реализация непосредственно зависит от последовательного проведения намеченных реформ, способности быстро реагировать на изменение условий экономического развития с целью корректировки тактических направлений финансовой политики, а также от своевременного отражения ее направлений и особенностей реализации в правовой базе и элементах финансового механизма. Финансовая политика России в настоящее время ориентирована на привлечение инвестиций из зарубежных стран. Финансовый сектор России столкнулся с серией санкций, которые постепенно меняют ситуацию на финансовом рынке страны. Несмотря на то, что последствия санкций проявились не полностью, на данном этапе уже можно представить будущие изменения[9].
Таким образом, финансовая политика представляет собой совокупность мер и действий государства, направленных на использование финансов для укрепления своего экономического, социального и политического потенциала. Достижение её целей и исполнение задач обеспечивает экономическую независимость и устойчивость финансовой системы страны.
Главное назначение финансовой политики -обеспечить финансовыми ресурсами реализацию государственных программ экономического и социального развития, т.е. обеспечить выполнение государством своих основных функций.
1.2. Критерии и показатели результативности финансовой политики государства
Многими экономистами признается важность управления как основы эффективного развития экономики. В этой связи возникает вопрос определения терминологического значения понятия «эффективность».
В экономической и юридической литературе можно встретить различные определения эффективности финансовой политики. В то же время, следует заметить, что, зачастую эффективность отождествляют с экономностью, результативностью, продуктивностью и т. д.
Так, в Бюджетном Кодексе РФ[10] определен принцип эффективности использования бюджетных средств, который означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности). Данное определение эффективности соответствует скорее понятию экономности, поскольку эффективность, согласно ГОСТ 34.003-90, это соотношение, характеризующее степень достижения цели деятельности и принимающее различные числовые значения в зависимости от используемых воздействий на объект деятельности или конкретных результатов деятельности.
Нужно понимать, что «эффективность» в классическом понимании является соотношением результата к затратам, и вкладывать в понятие эффективности иной смысл, недопустимо[11].
Критерии и показатели эффективности финансовой политики вытекают из требований, предъявляемых к системе управления государственными финансами. Эффективность организации управления государственным финансами заключается в создании благоприятных условий для достижения поставленных целей социально-экономического развития в срок при максимальных качественных и количественных показателях и минимальных затратах ресурсов[12].
Поскольку задачей государственного управления является целенаправленное воздействие на управляемый объект для обеспечения достижения поставленных целей, эффективность управления может быть оценена по степени достижения этих целей: по конечным результатам деятельности (по уровню финансовых результатов), по качеству планирования (улучшение показателей бюджетирования), по эффективности вложений (отдача на вложенные средства) и т.п[13].
Таким образом, на практике при оценке эффективности управленческой деятельности в области формирования и реализации финансовой политики можно использовать следующие подходы:
- целевой подход – оценка степени реализации поставленных целей;