Файл: Право потребителей на информацию о товарах (ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ТОВАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 81

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

6) Достаточность информации -может трактоваться как рациональная информационная насыщенность, что исключает представление как неполной, так и излишней информации.

Неполная информация – это отсутствие определенных сведений о товаре. Зачастую неполная информация обусловливает ее недостоверность. Например, на российском потребительском рынке очень часто встречаются товары, произведенные совместными предприятиями в России или странах ближнего зарубежья, без указания страны происхождения или наименования изготовителя.

Эта неполная информация одновременно является и недостоверной, а товары, выдаваемые за импортные из стран дальнего зарубежья, –фальсифицированными.

Упомянутый ранее шоколад «Доллар» имеет маркировку, которая нарушает все требования «Три Д». Информация на маркировке не только недоступна, но и неполна, и недостоверна.

Излишняя информация – это предоставление сведений, дублирующих основную информацию без особой необходимости или не представляющих интерес для ее пользователей.

Средства товарной информации (СТИ) предназначены для доведения сведений о товаре, его характеристиках до пользователей - изготовителей, продавцов и потребителей. Кроме этой основной функции, многие средства товарной ин формации выполняют идентифицирующую функцию.

Сущность ее заключается в распознавании, отождествлении товара с определенными потребительскими свойствами, в первую очередь органолептическими (внешним видом, цветом, для пищевых продуктов – вкусом и запахом, для некоторых непродовольственных товаров - запахом).

Эта функция наиболее присуща таким средствам, как маркировка, нормативные и технические документы. Классификацию средств товарной информации можно представить в следующем виде:

  1. информационные ресурсы;
  2. специальная литература;
  3. маркировка;
  4. реклама.

Таким образом, в зависимости от назначения средства товарной информации подразделяют на группы: информационные ресурсы, специальная литература, маркировка и реклама.

В свою очередь, группы подразделяются на подгруппы в зависимости от носителей информации, а последние -на виды носителей информации.

Информация о товаре доводится до сведения потребителя с помощью маркировки, технической документации, прилагаемой к товару, или иным способом, принятым для отдельных видов товаров.

Маркировка – это часть информации, которая наносится изготовителем (продавцом) непосредственно на товар, тару, упаковку, этикетки, ярлыки, листки–вкладыши и пр. [8]


Содержание и способы нанесения маркировки для каждого вида товара указываются в стандартах. Маркировка в зависимости от характера наносимых знаков и символов может содержать текстовую и цифровую информацию, а также штрих-коды, пиктограммы, объемно-пространственные изображения.

Пиктограммы (символы, информационные знаки) в образной форме представляют определенную информацию о товаре, его свойствах, способах ухода и пр.

С учетом все возрастающих объемов международной торговли такая маркировка особенно удобна, так как пиктограммы в сжатой образной форме способны представлять определенную информацию о товаре.

В целом пиктограммы (символы) маркировки делятся на товарные знаки, знаки соответствия, манипуляционные знаки, экологические знаки, знаки безопасности и пр.

Товарный знак – это обозначения (словесные, изобразительные, объемные, а также их комбинации), позволяющие отличить товары одних изготовителей от однородных товаров других изготовителей.

Товарный знак – это визитная карточка предприятия.

Товарным знаком (именно такой термин употребляется в российском законодательстве) «является обозначение.

Способное отличать товары и услуги одних юридических или индивидуальных предпринимателей от однородных товаров и услуг других юридических или индивидуальных предпринимателей».

Целью товарного знака является охрана индивидуального символа, который обозначает товары или услуги и запоминается в глазах потребителей.

Однако товарный знак нужен не только, чтобы выделять (индивидуализировать) продукты среди других товаров и услуг на рынке[9].

У него есть и иные функции, представлена на таблице 2.

Таблица 2

Значение товарных знаков

№ п/п

Товарные знаки

Значение знаков

1

информационная

товарный знак отсылает потребителя к определенному производителю

2

гарантийная

товарный знак может гарантировать потребителю определенный набор свойств и характеристик продукта, его репутацию на рынке

3

рекламная

товарный знак одновременно может являться и рекламным брендом

4

ограничительная

владелец товарного знака может запретить или разрешить третьим лицам использовать товарный знак


Всё это делает товарный знак незаменимым для тех, кто инвестирует в свой бизнес, имеет оригинальное название, логотип и не желает, чтобы заработанной репутацией воспользовались другие недобросовестные производители. Интерпретация товарных знаков представлена в таблице 3.

Таблица 3

Интерпретация товарных знаков

№ п/п

Товарные знаки

Пояснение

1

словесными

слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания

2

изобразительными

изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости

3

объемными

трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур

4

комбинированными

комбинации элементов разного вида: изобразительных, словесных, объемных и т.д.

5

и другие

возможно именно Вы придумаете такое средство индивидуализации, которое раньше никем другим не использовалось

Для охраны товарного знака его необходимо зарегистрировать в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент).

Не все названия и логотипы могут быть зарегистрированы. Для регистрации товарный знак должен быть:

  1. оригинальным -такой знак никто раньше не использовал для заявляемых видов деятельности,
  2. обладать различительной способностью (не быть ни описательным, ни общеупотребимым)[10].

Товарный знак регистрируется для определенных видов товаров и/или услуг, которые сформированы в перечень МКТУ (Международный классификатор товаров и услуг).

Охрана товарного знака, который регистрируется в Роспатенте, действует только на территории Российской Федерации.

Знаки соответствия -это обозначения, которые наносятся на товар и (или) упаковку для подтверждения соответствия качества товара требованиям нормативных или технических документов.

Знаки соответствия классифицируются на международные, региональные и национальные. Примером регионального знака соответствия может служить знак европейского экономического сообщества «СЕ». Манипуляционные знаки наносят в основном на транспортную тару или упаковку. Эти знаки дают указания по выполнению погрузочно-разгрузочных работ.


Некоторые особенности эксплуатации или потребления товаров также могут маркироваться с помощью соответствующих знаков. Такая маркировка может указывать на способы обращения с товаром и с упаковкой, на способы ухода за товарами, способы его хранения и использования.

Предупредительные знаки наносятся на ярлыки, упаковку или транспортную тару тех товаров, которые способны причинить вред человеку. Они уведомляют потребителя об опасности при эксплуатации (потреблении), транспортировании и хранении товара. Наиболее распространены системы маркировки, используемые при транспортировке опасных веществ и материалов и основанные на рекомендациях ООН.

Для краткой характеристики опасности и описания советов по безопасному обращению с веществом рекомендуется использовать основные выражения и соответствующие им коды (R-фразы с соответствующими R–кодами) и (S-фразы с соответствующими S-кодами). Например,:

R-29 – при контакте с водой выделяется токсичный газ;

S-30 – избегать контакта содержимого с водой.

Если малые размеры упаковки с веществом не позволяют разместить на этикетке всю предупредительную информацию, то на ярлыке помещаются:

  1. наименование вещества;
  2. сигнальное слово; символы опасности;
  3. R- и S-коды и, если позволяют размеры этикетки, то еще и стандартные R- и S-фразы;
  4. данные поставщика;
  5. обозначение партии продукции; указание о том, где можно найти более полную информацию по безопасному обращению с веществом.

Основные требования, которые предъявляются к товарной информации – достоверность, доступность и достаточность, также стоит обратить свое внимание на языковую доступность, востребованность и понятность.

Средства товарной информации предназначены для доведения сведений о товаре (идентификации), его характеристиках до пользователей – это основная функция. Классификация средств товарной информации состоит из информационных ресурсов, специальной литературы, маркировки и рекламы.

Деятельность по стандартизации требований к маркировке и знакам осуществляется на международном и национальных уровнях такими организациями, как Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК), Европейский комитет по стандартизации (СЕН), Американский национальный институт стандартов (АНСИ) и др., в России - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование).

Стоит отметить, что различия требований к маркировке товаров в разных странах являются препятствием для международной торговли. В законодательных актах устанавливаются лишь общие требования к маркировке товаров. Конкретные требования к составу маркировки, ее месту и способам нанесения устанавливаются в нормативно-технической документации или договорах на поставку продукции[11].


А так же, я хочу рассказать про штрихи. Штриховой код считывается сканером (контрольное число предназначено для проверки правильности считывания кода).

Для товаров небольших размеров существует структура кода EAN-8, являющаяся укороченной модификацией EAN-13. Этот код состоит из кода страны, кода изготовителя и контрольного числа.

Штриховое кодирование способствует повышению конкурентоспособности товара, увеличивает спрос на него, так как потребитель уверен в том, что это не фальсификат. В ряде стран без штрихового кода продукция не принимается к реализации.

Он повышает престиж товара, играет роль рекламы, улучшает культуру обслуживания. Кроме того, штриховой код способствует организации эффективного контроля за товародвижением, начиная с предприятия-изготовителя и до склада магазина. Он применяется также для учета и контроля товаров в пределах предприятия.

Штриховое кодирование является важнейшей частью маркировки товара. С внедрением электронно-вычислительной техники возросла необходимость внедрения кодирования товаров. С помощью кодов легче систематизировать, найти и распознать любой товар среди множества других. Присвоение штрих кода продукции.

Рисунок 1. Штриховой код EAN-13

Штриховой код EAN-13 включает тринадцать знаков. Рассмотрим, что они обозначают.

Первые 2-3 цифры обозначают страну происхождения товара, иногда называются «флагом».

Следующие 4-5 цифр - код фирмы изготовителя товара. Затем еще 5 цифр обозначают код товара. Последняя цифра Контрольная, применяется для проверки правильности предшествующих 12 цифр.

ГЛАВА 2. ПРАВО ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ИНФОРМАЦИЮ О ТОВАРАХ

2.1 ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ РФ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ТОВАРАХ

Закон о защите прав потребителей предусматривает ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге). Определяя, что в случае, если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге).