Файл: Право потребителей на информацию о товарах (ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ТОВАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Информация, предоставляемая непосредственно с товаром, должна быть полной, однозначно понимаемой и излагаться на русском языке. Она может быть частично или полностью продублирована на иностранных языках, а по требованию заказчика изложена на государственных языках субъектов РФ и языках народов РФ[2]. Информация для потребителя в обязательном порядке должна содержать следующие данные:

  1. наименование товара;
  2. наименование страны-изготовителя;
  3. наименование фирмы-изготовителя;
  4. основное (или функциональное) предназначение товара или область его применения;
  5. правила и условия безопасного хранения, транспортирования, безопасного и эффективного использования, ремонта, утилизации и т. п.;
  6. основные потребительские свойства или характеристики;
  7. информацию об обязательной сертификации;
  8. юридический адрес изготовителя и (или) продавца.

В зависимости от вида и технической сложности товара изготовитель или продавец должен обеспечить необходимую и достаточную для потребителя информацию по безопасности, экономичности, энергоэкономичности и других свойствах товара, применив все или часть сведений из ниже приведенного перечня:

  1. масса нетто, основные размеры, объем или количество;
  2. состав (комплектность);
  3. товарный знак (товарная марка) изготовителя;
  4. дата изготовления и срок годности (службы);
  5. обозначение нормативного или технического документа, по которому изготавливается товар (для товаров отечественного производства);
  6. информацию о добровольной сертификации (при наличии);
  7. информацию о знаке соответствия (при наличии);
  8. штриховой код товара (при наличии);
  9. информацию о специфических свойствах товара (при наличии).

Вся информация должна быть достоверной, и соответствие товара заявленной информации должно стать объективным требованием для изготовителя и продавца.

В результате анализа теоретических основ были сформулированы определения понятий «товар» и «товарная информация». Определены основные идеи создания товара и изучены классификации товаров широкого потребления.

Наиболее полное определение понятия «товар» – это благо, предназначенное для обмена, в основе обмена лежит не трудовая теория стоимости, а полезность. Стоит отметить, что рыночная стоимость определяется не только затраченным на производство товара трудом, но и полезностью для покупателя.Общее определение понятия «товарная информация» - сведения о товаре, предназначенные для пользователей (субъектов коммерческой деятельности). Представлены обязательные данные, необходимые потребителю о товарной информации.


1.2 ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ТОВАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

Основное назначение информации - информирование потребителей о потребительной стоимости товаров. Информация облегчает выбор товара и тем самым оказывает влияние на формирование потребительского спроса, выступает посредником между производителем и покупателем, способствует расширению товарного рынка.

Информация выполняет такие функции как экономическая, социальная, нравственно-воспитательная[3].

Товарная информация (ТИ) - сведения о товаре, предназначенные для пользователей - субъектов коммерческой деятельности.

К субъектам коммерческой деятельности относятся изготовители товаров, продавцы и потребители. Изготовители являются пер­вичными источниками товарной информации и одновременно исполнителями услуг по информированию продавцов и потребителей о продаваемых товарах.

На сколько качественны будут эти информационные услуги, зависят скорость продвижения товаров по каналам распределения, интенсивность сбыта, стимулирование продаж, создание потребительских предпочтений и. в конечном счете, жизненный цикл товара. В то же время изготовитель не является единственным источником информации.

Производственная информация может дополняться продавцом, который сопоставляет аналогичные по назначению товары-конкуренты или товары одного наименования, но разных конкурирующих организаций и дает потребителю дополнительную информацию для формирования потребительских предпочтений.

В зависимости от назначения товарная информация подразделяется на три вида, представлена на рисунке 3.

Виды товарной информации

Основополагающая товарная информация – это основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений.

Коммерческая товарная информация – это сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю.

Потребительская товарная информация – это сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды от применения конкретного товара и адресованные потребителям.

Рисунок 3. Виды товарной информации


К основополагающей товарной информации относятся, вид и наименование товара, его сорт, масса нетто, наименование предприятия–изготовителя, дата выпуска, срок хранения или годности.

Коммерческая информация содержит данные о предприятиях–посредниках, нормативных документах о качестве товаров, ассортиментных номерах продукции по ОКП (Общероссийскому классификатору промышленной и сельскохозяйственной продукции), ТН ВЭД (Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности) и порядковых номерах предприятия по ОКПО (Общероссийскому классификатору предприятий и организаций), другие условные обозначения, расшифровка которых малодоступна потребителю.

Типичным примером коммерческой информации является штриховое кодирование[4].

Потребительская информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров, пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и т.д.

Особенности форм товарной информации представлены в таблице 1.

Таблица 1

Особенности товарной информации

№ п/п

Формы товарной информации

Особенности товарной информации

1

Словесная

Громоздкость – требует значительной площади на упаковке или на товаре

2

Цифровая

лаконичность, четкость и единообразие, однако в ряде случаев понимание ее доступно лишь для профессионалов, а для потребителей она недоступна (например, ассортиментные номера продукции, порядковые номера предприятий требуют расшифровки с помощью OKI I и ОКНО)

3

Изобразительная

Наглядность, лаконичность, доступность восприятия, эстетичность и эмоциональность. Вместе с тем у этой формы очень ограниченные информационные возможности, поэтому она не заменяет, а лишь дополняет словесную или цифровую информацию.

4

Символическая

характерны лаконичность, однозначность, однако восприятие ее требует определенной профессиональной подготовки для расшифровки или оповещения потребителя через средства массовой информации, консультации и т.п.

5

Штриховая

эта информация носит чисто коммерческий характер и недоступна потребителю.


Словесная информация является наиболее доступной, если она дана на языке, на котором говорит большая часть населения. Многие зарубежные фирмы-изготовители, поставляющие товары в разные страны, дают поясняющий текст на нескольких наиболее распространенных языках (английском, немецком, французском, испанском и др.). Это позволяет потребителям, говорящим на указанных языках, получать доступную информацию.

Цифровая информация служит чаще всего для дополнения словесной и в тех случаях, когда необходима количественная характеристика товара. например, порядковые номера продукции, предприятия, масса нетто, объем, длина, даты изготовления и сроки употребления[5].

Цифровая информация применяется в сочетании с другими вилами информации (словесной, символической, штриховой) или самостоятельно, например, условные цифровые обозначения маркировки на донышке консервной банки.

Изобразительная информация обеспечивает зрительное и эмоциональное восприятие сведений о товарах с помощью художественных и графических изображений непосредственно товара, или |к продукции с картин, фотографий, открыток, или других эстетических объектов (цветов, животных, насекомых и т.п.), либо иных изображений.

Основным назначением этой формы информации является создание потребительских предпочтений за счет удовлетворения эстетических потребностей покупателей. Повышенный спрос на многие импортные пищевые продукты нередко объясняется тем, что эти товары выгодно отличаются отечественных продуманной изобразительной информацией[6].

Символическая информация сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков. Символ (от греч.svmbolon знак, опознавательная примета) - характеристика определенных свойств товара для краткого отражения его сущности. Штриховая товарная информация – это комплексная форма информации, сочетающей элементы символической и цифровой форм, является штриховая, для которой свойственно кодирование определенных сведений в виде темных штрихов, светлых пробелов и цифр.

Существует три основных вида товарной информации - основополагающая товарная информация, коммерческая товарная информация и потребительская товарная информация. В совокупности виды товарной информации важны в одинаковой степени, но зависят от того, кто является потребителем в данный момент, конечный покупатель или поставщик.

Существуют следующие формы товарной информации - словесная, цифровая, изобразительная, штриховая и символическая. Наиболее доступная информация - словесная, которая позволяет потребителям получать доступную информацию. Другие виды отличаются лаконичностью, требуют дополнения для понимания соответствующей информации о товаре или носят коммерческий характер.


1.3 ТРЕБОВАНИЯ К ТОВАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ И СРЕДСТВА ТОВАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

На основании перечисленных выше законодательных актов можно сформулировать следующие основные требования, предъявляемые к товарной информации: достоверность, доступность и достаточность.

Требования к товарной информации: достоверность, доступность, достаточность, языковая доступность, востребованность, понятность.[7]

  1. Достоверность - предполагает правдивость и объективность сведений о товаре, отсутствие дезинформации и субъективизма в их представлении, вводящих пользователей в заблуждение. Примером несоблюдения этого требования могут служить маркировка и сертификат на импортное топленое масло, предназначенное для кулинарии и кондитерского производства. При идентификации этого продукта было установлено, что он является гидрогенизированным жиром, полученным из рыбьего жира, о чем свидетельствует наличие арахидоновой и эруковой жирных кислот.

Несмотря на то что в протоколе испытаний была дана достоверная информация о продукте как о гидрогенизированном жире - аналоге топленого масла, орган по сертификации выдал сертификат, подтверждающий недостоверную информацию на маркировке и в товарно-сопроводительных документах поставщика.

Таким образом, поставщик и орган по сертификации нарушили требование достоверности и достаточности информации.

  1. Доступность. Это требование связано с принципом информационной открытости сведений о товаре, затрагивающих интересы потребителей для всех пользователей.
  2. Языковая доступность, т. е. информация должна быть на государственном языке или языке преобладающей части потребителей, для которых этот товар предназначен.

Языковая доступность в Федеральном законе «Об упаковке и маркировке потребительских товаров, реализуемых в сфере торговли и услуг» конкретизируется следующим образом: «Маркировка отечественных и импортных товаров, лекарственных средств должна быть на русском языке».

4) Востребованность - предоставление необходимой информации по требованию пользователя;

5) Понятность - использование общепринятых и (или) стандартизированных понятий, терминов, условных обозначений (символов), а также возможность их определения или расшифровки.