Файл: Право потребителей на информацию о товарах (ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ТОВАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 82

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность курсовой работы состоит в том, что закон издан для регулирования отношений, возникающих между потребителями и работ, надлежащего качества. Закон определяет безопасность их жизни и здоровья, получение информации о товарах (работах, услугах) и их изготовителях (исполнителях, продавцах), просвещения потребителей, государственной и общественной защитой их интересов, объединения в общественные организации потребителей, а также определение механизма реализации этих прав предпринимателями, установление прав потребителей на приобретение товаров.

Актуальность данной темы также появилась по причине большого количества нормативно-правовых актов, регулирующих общественные отношения в рассматриваемой сфере, часть из которых иногда противоречат друг другу.

Разнообразие органов исполнительной власти, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и возможностью привлечения нарушителей к ответственности за указанные нарушения в судебном порядке согласно действующему законодательству. В связи с этим очевидна необходимость научного обоснования систематизации законодательства в рассматриваемой области, в соответствии с основным законом - «о защите прав потребителей»

Целью данной работы является анализ теоретических основ товарной информации и прав потребителей на нее.

Для реализации поставленной цели в данной работе ставились и решались следующие задачи:

  1. изучить теоретические основы понятий «товар» и «товарная информация»;
  2. определить виды и основные формы товарной информации;
  3. выяснить требования к товарной информации и определить средства товарной информации;
  4. проанализировать основные законы РФ о защите прав потребителей в рамках получения информации о товаре;
  5. исследовать современные проблемы потребителей при получении информации о товаре.

Объектом исследования является товарная информация.

Предметом исследования является изучение прав потребителей на информацию о товарах.

Теоретической и методологической основой в рамках анализа выбранной темой послужили работы отечественных и зарубежных авторах.

Для обеспечения защиты прав потребителей при продаже товаров ненадлежащего качества, нужно создать такие организационно–правовые формы защиты, которые должны быть достаточно эффективными. К ним можно отнести:

  1. осуществление контроля над выполнением предпринимателями при осуществлении их деятельности обязательных требований к товарам, работам, услугам и, в случаях обнаружения нарушений применять к ним меры административного принуждения в целях прекращения правонарушений и наказания виновных (при нарушениях, которые повлекли тяжкие последствия применять уголовное законодательство).
  2. рассмотрение жалоб граждан, принятие мер к удовлетворению их претензий в административном и судебном порядке и др.

Диапазон средств охраны прав потребителей необычайно широк и направлен против мошенничества, нарушения правил торговли, оказания услуг, торговли некачественными товарами, недостоверной рекламы и т.п.

В этих условиях возникла необходимость установления правового положения потребителя, закрепление способов защиты его прав и законных интересов.

Глава 1. Теоретические основы по товару и товарной информации

1.1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЙ «ТОВАР» И ТОВАРНАЯ ИНФОРМАЦИЯ, И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ

В отечественной и западной литературе имеются различные толкования понятия «товар» в зависимости от направления и школ экономической теории[1]. Обратимся к трудам К. Менгера, К. Маркса, А. Смита, Д. Рикардо, Ф. Визера, Е. Бем–Баверка.

Английские классики (В. Петти, А. Смит, Д. Рикардо) особое внимание уделяли стоимости товара и труду, который на него затрачен.

А. Смит и его последователь Д. Рикардо выдвинули теорию о том, что рабочие на производстве своим трудом создают новую стоимость (определяется не трудом производителя товара, а трудом рабочего). Равенство товаров по их стоимости означает, что в них заключено равное количество труда.

Свой взгляд на товар представил экономист и философ Карл Маркс (1818-1883) в своем главном экономическом труде «Капитал»: «товар есть внешний предмет (вещь), которая удовлетворяет какие–либо человеческие потребности, в силу ее свойств».

Австрийская школа политической экономии (Карл Менгер (1840-1921), Ойген Бем-Баверк (1851-1914) и Фридрих фон Визер (1851-1926), выдвинули субъективно-психологическую концепцию стоимости и цены товара, которую противопоставили трудовой теории стоимости.

Подход вышеуказанных авторов к объяснению товара заключается в том, что товар – это благо, предназначенное для обмена, в основе же обмена лежит не трудовая теория стоимости, а полезность.

Полезность – это выгода, получаемая (ожидаемая) при его потреблении или использовании, полезность является не количественной, а качественной характеристикой товара, и ее следует рассматривать как условие для обмена.


Тем самым обратив внимание на первое и основное свойство товара, если предмет не будет обладать полезностью, он перестает быть нужным, в таком случае данный предмет нельзя считать товаром.

Последнее обстоятельство хорошо показывает, что рыночная стоимость определяется не только затраченным на производство товара трудом, но и полезностью для покупателя.

В начале XIX в. экономисты английской классической школы определили товар как «продукт труда, предназначенный для обмена».

Сегодня маркетологи всего мира понимают товар так, как его представил современный специалист в области маркетинга Ф. Котлер: «товар – это «все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, использования или потребления (физические объекты, услуги, лица, места, организации и идеи)».

С течением времени взгляды ученых на понимание природы товара постепенно менялись, уделялось внимание его стоимости, стоимости труда в товаре, полезности, которую он в себе несет, и сегодня решенные ранее вопросы по поводу сущности товара вновь и вновь пересматриваются.

У большинства современных авторов понимание товара только как продукта труда, произведенного на продажу, стало явно недостаточным, просматривается четкая потребность в названии товаром благ всякого рода, приобретаемых посредством купли-продажи, предназначенных для удовлетворения человеческих потребностей.

При исследовании сущности товара маркетологи опираются на подходы и методы Ф. Котлера, поэтому понятие товара стало единообразным. Многие авторы трактуют понятие товара так: все, что может удовлетворить нужду или потребность и предлагается рынку с целью привлечения внимания, потребления или использования.

Этого мнения придерживаются следующие авторы: Ф. Котлер, И.С. Березин, Г.Л. Багиев, В.М. Тарасевич, Х. Анн, А.П. Панкрухин, В. И. Беляев, В.Н. Еремин, И.Я. Колюжная, А.Я. Якобсон, И.А. Ногапятьянц. В некоторых случаях товар выступает как вещь, предмет или продукт труда, имеющий стоимость и предназначенный для продажи или обмена.

При создании товара разработчику нужно воспринимать идею на трех уровнях, которые представлены на рисунке 1.

Идея создания товара

1 уровень - товар по замыслу (основная выгода или услуга)

2 уровень - товар в реальном исполнении (упаковка, свойства, качество, внешнее оформление, марочное название)

3 уровень - товар с подкреплением (упаковка, гарантия, доставка с предоставлением кредита)


Рисунок 1. Идея создания товара

Основополагающим является уровень товара по замыслу, на котором дают ответ на вопрос: «что в действительности будет приобретать покупатель?».

Товар по замыслу – это сердцевина понятия товара в целом. Разработчику предстоит превратить товар по замыслу в товар в реальном исполнении.

Товар в реальном исполнении может обладать пятью характеристиками: уровнем качества, набором свойств, специфическим оформлением, марочным названием и специфической упаковкой.

Потребители покупают огромное количество разнообразных товаров. Товары подразделяются на следующие классификации по покупательским привычкам потребителей, представлены на рисунке 2.

Классификация товаров широкого потребления

Товары повседневного спроса

Товары предварительного выбора

Товары особого спроса

Товары пассивного спроса

Рисунок 2. Классификация товаров широкого потребления

Товары повседневного спроса – это товары, которые потребитель обычно покупает часто, без раздумий и с минимальными усилиями на их сравнение между собой. Примерами подобных товаров могут служить табачные изделия, мыло и газеты.

Товары повседневного спроса можно дополнительно подразделить на основные товары постоянного спроса, товары импульсной покупки и товары для экстренных случаев. Основные товары постоянного спроса люди покупают регулярно. Например, так совершают обычные покупки кетчупа или зубной пасты.

Товары импульсной покупки приобретают без всякого предварительного планирования и поисков. Обычно такие товары продаются во многих местах, поэтому потребители почти никогда специально их не ищут.

Так, шоколадные батончики или журналы выкладывают рядом с расчетным узлом, потому что иначе потребитель мог бы и не подумать об их приобретении.

Товары для экстренных случаев покупают при возникновении острой нужды в них, например, зонтики во время ливня, сапоги и лопаты после первых снежных заносов. Производители товаров для экстренных случаев организуют их распространение через множество торговых точек, чтобы не упустить возможность продажи, когда потребителю вдруг понадобятся эти товары.

Товары предварительного выбора – это товары, которые потребитель в процессе выбора и покупки, как правило, сравнивает между собой по показателям пригодности, качества, цены и внешнего оформления. Примерами подобных товаров могут служить мебель, одежда, подержанные автомобили и основные электробытовые приборы. Товары предварительного выбора можно дополнительно подразделить на схожие и несхожие.


Покупатель рассматривает схожие товары как изделия, одинаковые по качеству, но отличающиеся друг от друга по цене в такой мере, чтобы оправдать их сравнение между собой при покупке.

Товары особого спроса –это товары с уникальными характеристиками или отдельные марочные товары, ради приобретения которых значительная часть покупателей готова затратить дополнительные усилия. Примерами подобных товаров могут служить конкретные марки и типы модных товаров, автомобили, стереоаппаратура, фотооборудование, мужские костюмы. Например, автомобиль «Мерседес» является товаром особого спроса, поскольку покупатели готовы преодолеть большие расстояния, чтобы приобрести его. Товары особого спроса не предполагают никаких сравнений.

Дополнительным вкладом потребителя является только время, которое он затрачивает, чтобы добраться до дилера, торгующего искомыми товарами. При этом удобство месторасположения дилера не имеет особого значения, он лишь должен обязательно оповестить потенциальных покупателей о своем местоположении.

Товары пассивного спроса –это товары, о которых потребитель не знает или знает, но обычно не задумывается об их покупке. Различные товары пребывают в разряде товаров пассивного спроса до тех пор, пока реклама не обеспечивает осведомленность потребителя об их существовании.

Классическими примерами всем известных и тем не менее не вызывающих спроса товаров служат страхование жизни, могильные участки, надгробия и энциклопедии. Уже в силу своей природы подобные товары требуют для своего сбыта значительных маркетинговых усилий в виде рекламы и методов личной продажи. Некоторые из наиболее изощренных приемов личной продажи появились на свет в результате стремления обеспечить сбыт именно товаров пассивного спроса.

Товарная информация - новое научное направление, развивающее представления о значении информации в процессе товародвижения.

Товарная информация - сведения о товаре, предназначенные для пользователей - субъектов коммерческой деятельности. Изготовитель или продавец товара обязан своевременно предоставлять потребителю (покупателю) всю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых для реализации непродовольственных товарах, обеспечивающую возможность их компетентного выбора.

Такая информация в зависимости от вида и технической сложности товара должна быть представлена в виде маркировки, т. е. информации, наносимой непосредственно на конкретные товары, тару, этикетки, ярлыки и т. п., или в виде текстового документа (паспорта, руководства по применению и др.), непосредственно прикладываемого к конкретному товару.