Файл: Право потребителей на информацию о товарах (ВИДЫ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ТОВАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, - в разумный срок отказаться от исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При отказе от исполнения договора потребитель обязан возвратить товар (результат работы, услуги, если это возможно по их характеру) продавцу (исполнителю).

В данной норме Закона говорится о том, что продавец (исполнитель), не предоставивший покупателю полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге), несет ответственность за недостатки товара (работы, услуги), возникшие после его передачи потребителю вследствие отсутствия у него такой информации.

В частности, в данном случае продавец по своему выбору должен требовать:

  • безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
  • соразмерного уменьшения покупной цены;
  • замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);
  • замены на такой же товар другой марки (модели);
  • возврата уплаченной за товар денежной суммы и отказа от исполнения договора купли-продажи;
  • полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества;
  • безвозмездного устранения недостатков выполненной работы (оказанной услуги);
  • соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги);
  • безвозмездного изготовления другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы;
  • возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами;

В случае причинении вреда жизни, здоровью и имуществу потребителя вследствие непредставления ему полной и достоверной информации о товаре (работе, услуге) потребитель вправе потребовать возмещения такого вреда в полном объеме.

Кроме гражданско-правовой ответственности, продавец, изготовитель в соответствии с ст. 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее -КоАП РФ) от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (редакция от 01.04.2014) несет административную ответственность в виде административного штрафа.

Штраф накладывается на:

1) должностных лиц в размере от 5 до 10 минимальных (размеров оплаты труда);

2) на юридических лиц от 50 до 100 минимальных (размеров оплаты труда).

Данный вид ответственности наступает за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы. Рассматриваемое правонарушение выражается в нарушении права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге); об изготовителе; о режиме их работы, а также -в несоблюдении изготовителем (исполнителем, продавцом) обязанностей по своевременному предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации.


Правонарушение с субъективной стороны характеризуется виной: должностное лицо знает, осознает, что нарушает права потребителя, но при этом не предоставляет необходимую и достоверную информацию о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе, о режиме работы; включает в договор условия, не предусмотренные законом; не предоставляет потребителю льгот и преимуществ. Формы вины не влияют на санкцию. Субъектами правонарушения выступают должностные лица, юридические лица, осуществляющие торговлю и услуги.

Основной закон, защищающий права потребителей –
закон РФ от 07.02.1992 № 2300–1 (ред. от 01.05.2017) «О защите прав потребителей», информация о товарах представлена в статье 10. Информация о товарах (работах, услугах). Законом «О защите прав потребителей», ГК РФ и другими законодательными актами установлено большое количество прав потребителей.

Право потребителя на информацию является одним из основных в системе потребительских прав, наличие информации позволяет сделать компетентный выбор на рынке товаров, работ и услуг.

Ст. 445 ГК РФ обязывает продавца предоставить покупателю необходимую и достоверную информацию о товаре, предлагаемом к продаже, соответствующую установленным законом, иными правовыми актами и обычно предъявляемыми в розничной торговле требованиями к содержанию и способам предоставления такой информации. Под «необходимой информацией» о товаре (работе, услуге) следует понимать ее полноту. Закон построен на принципе отсутствия у потребителя достаточных специальных знаний о товаре (работе, услуге), т.е. потребитель на рынке не является профессионалом, который знает все о приобретенном товаре.

2.2 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ПРИ ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ О ТОВАРАХ

Защиту прав потребителей обеспечивают федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные организации потребителей. Изменения, происходящие, на потребительском рынке неминуемо несут, за собой изменение характера и круга проблем, которые появляются у потребителей при реализации прав, зафиксированных законодательством Российской Федерации[12].


В настоящее время существуют такие проблемы:

  1. нарушения в сфере защиты прав потребителей;
  2. малое количество специалистов в этой области;
  3. отсутствие в большинстве муниципальных образований межведомственных комиссий по защите прав потребителей;
  4. мало действующих общественных организаций;
  5. не знание потребителей своих прав, гарантий и способов защиты;
  6. недостаточная информированность граждан о качестве товара.

В результате анализа данной темы напрашивается вывод о неграмотности населения в сфере защиты своих прав. Нужно больше рассказывать об этих проблемах в СМИ и пояснить права потребителям. Необходимо, чтобы покупатель знал достоверную информацию о качестве товара.

Предупредить большую часть конфликтов, и грамотно создать работу с покупателями, можно только построив целостную систему. Системным подходом чаще достигается успешный результат, чем решение отдельных проблемных вопросов.

Правильная позиция – это устранение допустимых конфликтов за счет обдуманной системы взаимодействия с потребителями по всем важнейшим моментам взаимоотношений. Для образования таковой можно воспользоваться отечественными наработками в области сервиса в розничной торговле.

В итоге главным является не усиленная забота о создании и функционировании такой системы, а в том, чтобы не забывать о ценности клиента, необходимости уважения к нему и осуществлять эти идеи постоянно в процессе постоянного общения с покупателями и решения их проблем.

Еще защита прав потребителей включает в себя информирование о товарах и услугах, встречающихся на рынке, об их изготовителях, исполнителях, продавцах. В дополнение, законодательство рассматривает имущественную (гражданском–правовую), административную и уголовную ответственность за нарушение прав потребителей.

В итоге можно подчеркнуть следующие методы и задачи, помогающие устранить проблемы в сфере защиты прав потребителей:

  1. стимулирование повышения качества товаров, работ и услуг; развитие системы подготовки и повышения квалификации кадров;
  2. повышение правовой грамотности и информированности населения (проведение открытых уроков в школах, семинаров в организациях, распространение разъяснительных брошюр, оформление информационных стендов в местах реализации потребителям товаров (работ, услуг), информирование потребителей через средства массовой информации и т.д.);
  3. поддержка общественных организаций, занимающиеся обеспечением защиты прав потребителей;
  4. проведение независимых потребительских экспертиз.

Самым эффективным методом борьбы с правонарушениями на потребительском рынке является не защита уже нарушенных прав, а их предупреждение и профилактика.

В большинстве случаев российские суды общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства производили защиту субъективных прав и интересов конкретных их носителей.

При анализе же названных категорий дел защищаются однородные права и интересы неограниченного круга лиц (фальсификации лекарственных средств, незаконный оборот алкогольной продукции и т.д.).

Закон о защите прав потребителей имеет прямое отношение к преобразованию экономики. Таким образом, он имеет важнейший смысл для формирования всей системы РФ.

Права потребителей защищаются Законом «О защите прав потребителей». На основе этого закона производители (продавцы, исполнители) должны соблюдать и обеспечивать покупателем качественный и безопасный товар.

В результате проведенного опроса выяснила основные нарушения прав потребителей и расскажу, как их избежать.

Первая из них является экспертиза до бесконечности. «Купили дочке дорогие туфли, и через 4 дня отвалился каблук, пошли сдавать, а магазин нас отправил на экспертизу».

Покупатели не понимают: если нашли дефект стремительно быстро, то тут видно, что виноват не покупатель, а это производственный брак.

Покупатели спрашивают, в какой период времени покупки товара продавец может настаивать на проведении экспертизы и как долго делается это мероприятие. Продавцы, обычно тянут исполнение требований покупателей, говоря о долгом ожидании результатов экспертизы и

Это значит, если решили сдать дефектный товар и вернуть деньги назад, а продавец упорно настаивает на экспертизы, у него на нее всего 10 календарных, а если хотите поменять на более качественный товар, то с учетом проведения экспертизы срок выполнения требования не должен превысить 20 дней.

Вторая история от казанца Максима: «Мы купили жидкокристаллический компьютер, через 3 недели начал барахлит.

Решили отдать в магазин, но менеджер магазина сообщил, что вначале экспертиза должна подтвердить заводской брак, а через неделю сообщили нам: ваш компьютер отремонтировали и можете забирать его».

Часто покупатели оставляют жалобу на технику, обувь, мебель и прочие товары, которые ремонтируют практически в принудительном порядке, даже не смотрят на требование покупателя вернуть деньги за товар, оказавшимся браком.

В этом случае надо взять на вооружение: в связи с распространёнными уловками навязывания ремонта, формулировать свои требования конкретно и письменно.


При первом обращении в магазин или сервис–центр, и даже когда передаете товар для проведения экспертизы. Это может быть:

  1. возврат денег за дефектный товар;
  2. замена бракованного товара на такой же качественный либо на товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом цены;
  3. соразмерная уценка некачественного товара и возврат части уплаченных денег;
  4. бесплатное устранение недостатков.

Еще нужно помнить при выборе конкретного требования, покупатель не имеет право поменять его в процесс его исполнения.

Например, если вы решили поменять бракованный товар на такой же качественный, то требовать возврата денег в этом случае нельзя.

Но в случае если магазин или сервис-центр нарушил срок выполнения первоначального требования, то покупатель может потребовать у них неустойку, либо -может отказаться от прежнего требования и выбрать новое.

В следующую группу входят три главных вида уловок, с помощью которых продавцы стараются «завернуть» потребителей, предъявляю претензии по поводу недостатка товара (табл. 5)[13].

Таблица 5

Виды мошенничества с покупателями

№ п/п

Виды уловок

Обстоятельства

1

Первая

когда магазин отказался вернуть полную стоимость некачественного товара, говоря, что покупатель сам использовал и повредил продукт. К примеру, когда микроволновка с производственным браком и где–то поцарапана, или брюки сами укоротились перед тем, как ткань разошлась по швам.

2

Вторая

идет речь о возврате качественного товара, который не подошел размеру-фасону-цвету, то должны быть обязательно наличие бирок и ярлыков. Но все–таки продавцы часто требуют предоставить «полный комплект», включающий все упаковочные материалы, даже при возврате товаров с браком.

3

Третья

заключается в том, что отсутствие чека - не преграда для возврата товара. Но часть продавцом по-старому требуют его, и без него деньги не возвращают. Если отсутствует чек, то факт покупки товара у этого продавца поможет удостоверить свидетельские показания, фирменная упаковка, маркировка и другие любые доказательства.

Это далеко не все способы того, как обманывают покупателей. Изобретательности недобросовестных продавцов можно только позавидовать. Выстоять в этой «необъявленной войне» торговли и потребителя довольно сложно. Потребителю приходится становиться экспертом. Помимо уловок торговли покупателю нужно знать признаки качественных продуктов, уметь определять их свежесть, читать маркировку, быть внимательным при расчетах за покупку. Конечно, государство пытается навести порядок с обманом потребителей, но до идеала еще далеко. Чаще наказывают «стрелочников» -продавцов, кассиров, а настоящие виновники остаются в тени. Специалисты выступили с рекомендациями, как избежать обмана на рынках. Лето в самом разгаре, а значит и торговля на рынках.