Файл: Юридическая ответственность (Понятие, признаки, функции юридической ответственности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 261

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Факт возникновения субсидиарной ответственности для несущего ее лица в российском гражданском праве связывается с фактом отказа основного ответчика от удовлетворения требований потерпевшего или отсутствием ответа на требование потерпевшего в разумный срок.

Закон не содержит строго требования о первоначальном ответе основного ответчика перед потерпевшим всем своим имуществом, и только в случае его недостатка (например, при банкротстве ответчика) к ответственности был привлечен субсидиарный ответчик (должник).

Институт освобождения от юридической ответственности является сложным комплексным правовым институтом, основой которого является гуманизация юридической ответственности. Поводом для освобождения от гражданско-правовой ответственности служат[43]1:

а) установление факта совершения правонарушения, являющегося основанием гражданско-правовой ответственности;

б) наличие всех условий для привлечения к ответственности, характеризующихся как элементы состава.

К объективным основаниям исключения ответственности в гражданском праве следует отнести отсутствие в деянии лица объективных элементов состава гражданского правонарушения - противоправного поведения, вреда или причинно-следственной связи между ними[44]2.

Противоправное поведение может выражаться в двух формах: действии и бездействии. Большинство гражданских правонарушений совершаются в форме бездействия. Согласно общетеоретическим представлениям, юридическая ответственность за бездействие наступает, только если лицо должно было и могло предотвратить наступление вредных последствий.

Для институтов освобождения от ответственности и ее исключения такой признак правонарушения, как противоправность деяния, имеет важнейшее значение. Если правонарушителем будет доказано отсутствие противоправности нарушения, то это приведет к исключению ответственности.

2.4. Административная ответственность

Административная ответственность является самостоятельным видом ответственности в публичном праве. Меры административного наказания за совершенные административные правонарушения направлены на охрану самых разнообразных отношений, регулируемых частным и публичным правом, как при реализации прав и законных интересов физических и юридических лиц, так и в сфере функционирования органов публичной власти[45]1.


Административная ответственность обеспечивает действие и реализацию регулятивных норм всех отраслей частного и публичного права. Особенности административной ответственности определяются характером административного правонарушения как основания возникновения административной ответственности и наступившими правовыми последствиями в процессе их применения.

В качестве основной цели административной ответственности выделяют охрану административного правопорядка. Дополнительными целями выступают, во-первых, предупреждение (предотвращение) новых административных правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами (частная и общая превенция); во-вторых, формирование у них законопослушных установок поведения[46]2.

По вопросу функций административной ответственности есть различные мнения. К примеру, А.Б.Агапов выделяет превентивную, альтернативную, ограничительную и правозащитную функции[47]3.

Н.В. Витрук ведущей функцией административной ответственности считает охранительную (защитную) функцию. Она реализуется через карательно-штрафную подфункцию и восстановительно-компенсационную подфункцию. Также он выделяет превентивную и воспитательную функции административной ответственности, которые «действуют и при ее установлении, и при ее реализации в случаях совершения конкретных правонарушений»[48]1.

Д.А. Липинский выделяет регулятивную, превентивную, карательную, восстановительную и воспитательную функции административной ответственности. Одновременно с регулятивной функцией реализуется и общая превенция. Ее существенным отличием от регулятивной функции является применение в качестве способа осуществления угрозы административного наказания. Однако эта угроза не является единственным способом осуществления общей превенции.

Прежде всего, общая превенция осуществляется «путем распространения информации о самом административно-правовом запрете. Не следует недооценивать и значение угрозы применения административного взыскания»[49]2.

Эффективными способами частной превенции административных правонарушений являются те, которые «исключают субъекта из определенной сферы общественных отношений и лишают его фактической и юридической возможности совершить аналогичное правонарушение, но содержаться они должны в едином систематизированном нормативно-правовом акте – Кодексе РФ об административных правонарушениях, тем более что сам законодатель избрал подобный путь установления административной ответственности. Частнопревентивный аспект воздействия может состоять в длящемся порицании субъекта – состоянии наказанности (наличии неснятого административного наказания).


Способами осуществления карательной функции административной ответственности являются: осуждение; претерпевание неблагоприятных последствий; наличие состояния наказанности.

Наличие восстановительной функции административной ответственности Д.А. Липинский объясняет, например, тем, что «любой элемент государственно-принудительной административной ответственности (осуждение, наказание, состояние наказанности) обладает восстановительными началами, поскольку принуждает правонарушителя к правомерному поведению»[50]1.

О наличии воспитательной функции свидетельствуют нормативно-правовые акты, составляющие административное законодательство, которые ставят цели воспитания перед различными государственными органами, учреждениями и общественными организациями.

Воспитательная функция осуществляется одновременно с регулятивной, восстановительной, карательной, превентивной функциями. Последняя осуществляется одновременно с карательной, восстановительной, частнопревентивной функцией. Механизм воздействия воспитательной функции во многом зависит от перечисленных функций юридической ответственности.

В целом, опираясь на приведенные мнения об административной ответственности, можно утверждать, что административная ответственность, с одной стороны, является самостоятельным видом юридической ответственности, а, с другой – в силу своего содержания, точнее, выполняемых функций, может быть подчинена фокусированному полезному результату, формулируемому в соответствии с государственной правовой политикой. Это становится основанием для включения административной ответственности в состав системы юридической ответственности в качестве структурного элемента (компонента).

2.5. Дисциплинарная ответственность

Не существует единого мнения среди ученых по вопросу о круге отраслевых норм, входящих в межотраслевой институт дисциплинарной ответственности. К примеру, Д.Н. Бахрах, Ю.С. Адушкин считают, что «указанный институт объединяет нормы различных отраслей права» и одновременно полагают, что «дисциплинарным проступком могут быть нарушены нормы, по существу, всех отраслей права»[51]1. Дисциплинарные правонарушения и, соответственно, дисциплинарная ответственность присутствуют в конституционном, трудовом, финансовом, муниципальном, воздушном, уголовном и других отраслях права.


По мнению другого видного ученого Н.В. Витрука, «дисциплинарная ответственность является не межотраслевым, а самостоятельным институтом деликтно-наказательной отрасли права, и находится в одном ряду с административной и уголовной ответственностью»[52]2

Во времена СССР мы наблюдали отказ от разделения права на публичное и частное. Это являлось следствием идеологических установок о том, что «в экономической жизни социалистическое право ничего частного не признает». «Дисциплинарная ответственность - это правовое состояние государственного служащего, наступающее вследствие применения дисциплинарного наказания, и характеризующееся наличием неблагоприятных правовых последствий для правонарушителя»[53]3.

Дисциплинарная ответственность определяет меру государственного принуждения карательного характера личности за различные дисциплинарные правонарушения (нарушение трудовой, служебной, учебной и других видов дисциплины), т. е. за совершенный дисциплинарный проступок.

В настоящее время дисциплинарная ответственность характеризуется следующими чертами[54]1:

- основанием ее возникновения является дисциплинарное правонарушение, выраженное в несоблюдении правил трудовой (служебной) дисциплины, ненадлежащее исполнение или неисполнение трудовых (служебных) обязанностей, возложенных на личность в связи с его служебной деятельностью, работой, различными видами служб, обучением, реализацией наказания, связанного с лишением свободы или иной деятельностью;

- за дисциплинарное правонарушение применяются различные виды дисциплинарной ответственности;

- меры дисциплинарного принуждения могут применяться только уполномоченными на то должностными лицами органов и организаций, на основе взаимных обязательств по трудовому договору (контракту о службе), при наличии подчиненности, членства в организации и т. д.;

- условия реализации мер дисциплинарной ответственности (в том числе и дисциплинарное производство) строго определено нормативными правовыми актами.

Основная цель дисциплинарной ответственности заключается в формировании позитивного (правомерного) поведения при исполнении сторонами трудовых (служебных) отношений, уважении взаимных прав и обязанностей. Дисциплинарная ответственность реализует следующие функции: карательно-штрафную, восстановительно-компенсационную, превентивную, воспитательную.


Правовое регулирование дисциплинарной ответственности различно, особенности его реализации зависят от специфики отрасли права и от того, в какой общественной сфере и где оно реализуется. На видовые особенности дисциплинарной ответственности непосредственно влияют интересы частного и публичного права, и это проявляется при определении состава дисциплинарного правонарушения и в последующем в определении ответственности при ее реализации.

Дисциплинарная ответственность лиц, находящихся на государственной службе, в том числе и сотрудников полиции и приравненных к ним категорий служащих (сотрудники органов внутренних дел, имеющие специальные звания внутренней службы и юстиции), регулируется преимущественно нормами в сфере административного права и носит специальный характер регулирования[55]1. В научной литературе высказываются мнения о том, что специальная дисциплинарная ответственность может отличаться от общей: по кругу лиц, подпадающих под действие соответствующих норм; по мерам реализации дисциплинарного наказания; по кругу лиц и органов, облеченных дисциплинарными полномочиями; по установленному порядку обжалования наказаний[56]2.

Не совсем верно рассматривать специальную дисциплинарную ответственность только в расширенном толковании перечня дисциплинарной ответственности. Вместе с тем в настоящее время достаточно автономно и отлично от трудоправовой функционирует система дисциплинарной ответственности на военной службе (в системе МВД России данные положения применяются во внутренних войсках)[57]3.

Если сравнивать государственную, гражданскую и правоохранительную службу, то, за незначительными исключениями, нормы, определяющие дисциплинарную ответственность работников (сотрудников) указанных видов служб, представляют собой заимствование норм из трудового права тех, что представляют интересы администрации.

Между тем, отличие между общей и специальной дисциплинарной ответственностью должны носить значимый характер, во-первых, потому, что эти виды ответственности отличаются по своему целевому предназначению и, во-вторых, преследуют интересы публичного характера.

Таким образом, можно сделать вывод, что дисциплинарная ответственность является неотъемлемой частью дисциплинарного принуждения, включающего в себя следующие меры[58]1:

- дисциплинарное пресечение (временное отстранение от исполнения должностных обязанностей; отстранение от работы при появлении в состоянии опьянения и т. д.);