Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности (Стресс как функциональное состояние).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 213
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие психических состояний в психологии
1.2. Понятие функционального состояния
1.3. Стресс как функциональное состояние
1.4. Функциональное состояние личности в экстремальных условиях деятельности
1.5. Методы и методики изучения функциональных состояний человека в экстремальных видах деятельности
Глава 2. Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Тема курсовой работы "Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности" была выбрана не случайно. В современном мире существует множество факторов, порождающих у людей психическую напряжённость. Здоровье является главным фактором человеческого благосостояния. Ежедневно человек попадает в различные стрессовые ситуации, которые вызывают эмоции от радости до гнева. В работе мы обязательно рассмотрим вопрос "Стресс как функциональное состояние".
В данной работе объектом изучения является человек, профессиональная деятельность которого протекает в особых (усложнённых, непривычных, изменяющихся по различным причинам) и экстремальных условиях окружающей его обстановки.
Изучение общих закономерностей деятельности человека в экстремальных условиях, знание характеристики экстремальных факторов, обусловленных воздействием внешней среды и особенностями выполняемой деятельности, понимание особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности - вот те вопросы, которые значимы для психологов и практиков, имеющих дело со сложными видами деятельности. Особое внимание в работе мы уделим практическим рекомендациям для того, чтобы повысить эффективность деятельности в экстремальных условиях: психологической профилактике стресса, психологической поддержке, методам психогигиены и реабилитации.
Таким образом, главная цель курсовой работы заключается в получении знаний о предмете и развитии данной темы, о структуре деятельности и её специфике в особых и экстремальных условиях, о теоретических и методических основах проведения исследований в данной области знаний, о психических регуляторах профессиональной деятельности и их формировании, о функциональных состояниях человека в условиях действия экстремальных факторов.
В курсовой работе мы обратимся к различным источникам: как к монографиям авторов, уже зарекомендовавших себя в качестве добросовестных исследователей, так и к работам студентов, опубликованным в современных научных журналах. Считаю разумным обратиться к литературе в зависимости от периодов создания: исследования советских учёных и современное состояние проблемы. Так, в советский период, в 1984 году, была напечатана в издательстве Московского университета монография "Психодиагностика функциональных состояний человека" А.Б. Леоновой. В монографии впервые систематически были рассмотрены предмет и методы психологии функциональных состояний человека. Особое внимание уделено состояниям, возникающим в трудовой деятельности. Разработанные методы позволяли оценивать динамику утомления по изменениям в микроструктуре познавательных процессов, а также многомерным сдвигам субъективной симптоматики. На конкретных примерах в книге продемонстрированы принципы организации прикладных исследований, приемы профилактики и коррекции неблагоприятных состояний. В 1983 году в московском издательстве "Наука" вышла книга "Психология стресса", автор – Л.А. Китаев-Смык. Монография была посвящена анализу психологических механизмов стресса. В ней описаны изменения взаимоотношения между людьми, а также особенности эмоций, восприятия, памяти и мышления в ситуациях, вызывающих стресс; рассмотрены психологические причины "болезней стресса"; предложены некоторые методы предотвращения неблагоприятных последствий стресса. Не обратиться к монографиям этих авторов мы не можем.
В более поздний период, в 2007 году, вышла книга Б.А. Смирнова, Е.В. Долгополовой "Психология деятельности в экстремальных ситуациях". В этой книге представлены общие закономерности деятельности человека в экстремальных условиях и основные методологические принципы ее изучения. Большое внимание авторы уделили характеристике экстремальных факторов, обусловленных воздействием внешней среды и особенностями выполняемой деятельности. Лауреат премии Правительства РФ в области образования В.А. Сластенин в 2013 году в своей книге "Психология и педагогика" посвятил психическим состояниям личности в экстремальных условиях деятельности целую главу, включающую в себя общую характеристику экстремальных условий деятельности, подходы к изучению деятельности в экстремальных условиях, готовность к деятельности в экстремальных условиях.
Заслуживают особого внимания публикации в современных журналах. Так, в электронном научном журнале Академии Естествознания "Современные проблемы науки и образования", который сотрудничает с международными научными организациями International DOI Foundation IDF (Международный фонд DOI) и Publishers International Linking Association PILA (Международная ассоциация издателей научной литературы), вышла статья "Обзор методов и систем исследования эмоционального стресса человека" (авторы Южаков М.М., Авдеева Д.К., Нгуен Д.К.). В ней проведён анализ существующих систем и методов исследования эмоционального состояния человека, рассмотрены субъективные и объективные методы. В научном журнале "Universum: психология и образование", ориентированном на профессиональных психологов и педагогов, научных сотрудников и преподавателей вузов, публикуются статьи проблемного и научно-практического характера. Работы студентов принимаются к рассмотрению только при наличии в соавторах научного руководителя. Вызвала интерес статья Костиой Ю.С., Мироновой Е.Р. "Функциональные состояния и адаптация работника". Автором систематизированы виды функционального состояния работника по шкале от наиболее эффективного до наиболее проблемного трудового состояния.
Раскрыть тему курсовой работы мы постараемся в 3 главах ( 1 и 2 главы будут посвящены освещению теоретических вопросов, а 3 глава будет иметь практическую направленность).
Глава 1. Общие положения и теоретическое исследование особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности
Усложнение современного производства, вызванное научно-технической революцией, постоянно увеличивающийся темп и ритм нашей жизни, постоянная насыщенность её разнообразной информацией, увеличение производственных и внепроизводственных контактов между людьми, различного рода стихийные и техногенные аварии и катастрофы, нестабильное социально-экономическое положение в стране зачастую порождают у людей психическую напряженность. Крайней формой ее проявления является стресс. Ситуации и факторы, приводящие к его возникновению, называют экстремальными.
Понятие «экстремальный» (от лат. extremum - крайний) употребляется для объединения понятий максимума и минимума. При употреблении понятия «экстремальный» речь идет не о нормальных, обычных условиях деятельности, а о существенно отличающихся от них обстоятельствах. Экстремальные условия могут создаваться не только максимизацией (перегрузкой, сверхвоздействием), но и минимизацией (недогрузкой: дефицитом информации, общения, движений и т. п.) действующих факторов. Поэтому эффект воздействия на деятельность и состояние человека в обоих случаях может быть одним и тем же.[1]
В экстремальных условиях проходит деятельность работников многих профессий; летчиков, космонавтов, пожарных при тушении пожара, военнослужащих при выполнении боевых задач, работников правоохранительных органов при проведении спецопераций и т.д. Эти профессии изначально предполагают работу в экстремальных условиях. Однако в таких условиях работают и представители многих других профессий: водители, рабочие «горячих» цехов, рыбаки, верхолазы, диспетчеры на различных видах транспорта, специалисты, работа которых связана с токами высокого напряжения и взрывчатыми веществами, представители многих операторских профессий и др. Причем число таких профессий и людей, занятых в них, неуклонно возрастает.
В экстремальных условиях зачастую нарушается привычный режим труда и отдыха человека. В тяжелых экстремальных ситуациях психические и другие перегрузки достигают пределов, за которыми следуют переутомление, нервное истощение, срыв деятельности, аффективные реакции, психогении (патологические состояния). Экстремальные ситуации опасны для жизни, здоровья, благополучия людей[2]
Экстремальные ситуации все чаще возникают в обычной производственной деятельности, следствием чего является так называемый профессиональный стресс[3]. Таким образом, экстремальные ситуации в нашей жизни неизбежны, поэтому психологи многих стран в последнее время усиленно изучают особенности поведения человека и закономерности его деятельности в экстремальных условиях. Это позволяет сделать практические выводы, касающиеся подготовки таких людей и организации их деятельности. Все это привело к созданию нового научного направления, которому разными авторами в зависимости от конкретных обстоятельств были даны следующие названия: психология деятельности в экстремальных условиях, психология труда в особых условиях, экстремальная психология, экстремальная психопедагогика.[4]
1.1. Понятие психических состояний в психологии
Психическое состояние как самостоятельную категорию впервые выделил В. Н. Мясищев (1932г.)[19] . Но первая основательная попытка обосновать проблему психических состояний была предпринята Н. Д. Левитовым, опубликовавшим в 1964 г. монографию «О психических состояниях человека» [16] Так, по мнению Н. Д. Левитова, психическое состояние — это целостная характеристика психической деятельности за определенный период времени, показывающая своеобразие протекания психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности. [5]
Психическое состояние базируется на функциональном состоянии мозга. При этом если психическое состояние есть целостная интегральная характеристика деятельности всех ее элементов, участвующих в данном психическом акте, то функциональное состояние характеризует процессы регуляции в физиологических системах, обеспечивающих психическую деятельность [6]. Существуют различные подходы к пониманию сущности психических (психофизиологических) состояний. Понимание психического состояния как целостной характеристики психики за определенный период (т. е. как статус -кво) имеет давние корни. Еще Т. Рибо (1900) и У. Джемс (1905) говорили о состоянии сознания, а А. Ф Лазурский (1917) - о состоянии как временной и целостной характеристике психики. Характерно такое понимание и для ряда современных отечественных ученых, например Н. Д. Левитова (1964) и Ю. Е. Сосновиковой (1975). Не отождествляя психическое состояние с психической деятельностью (первое характеризует второе), Н.Д. Левитов в то же время в качестве состояния рассматривает борьбу мотивов. Но разве борьба мотивов не является психической деятельностью, включающей не только эмоциональные, но и когнитивные и волевые компоненты, на что указывает и сам автор? Ю. Е. Сосновикова определяет психическое состояние как конкретное определенное соотношение и взаимодействие компонентов психики за определенный период, как временное состояние психики. В то же время она отмечает, что состояние — это компонент психики и что понятие психических состояний должно учитывать все то, что в данный отрезок времени происходит в психике человека. Сходное с предыдущими определение дает и Г. Ш. Габдреева (1981г.): «Под психическим состоянием человека мы понимаем целостную характеристику его психической деятельности за определенный период, которая отражает сложную структуру взаимосвязей с выше - и нижерасположенными уровнями системы психической регуляции, образованную процессами самоуправления и саморегуляции»[7]. В «Психологическом словаре» (1983г.) психические состояния определяются как «психологическая категория, в состав которой входят разные виды интегрированного отражения воздействий на субъект как внутренних, так и внешних стимулов без отчетливого осознания их предметного содержания»[8]. В таком понимании состояние — это лишь интегрированное отражение субъектом воздействий на него разных стимулов. М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович (1998г.) считают, что состояние — это целостная, временная и динамичная характеристика психической деятельности, которая, закрепляясь, может переходить в устойчивую черту личности. Представление о психическом состоянии как переживании связано с эмоциями (эмоциональными состояниями). Подобную трактовку можно найти у Л. С. Рубинштейна. Он считал, что именно в переживаниях отражается личностный аспект психических состояний человека. Состояние как переживание рассматривается в работах Б. А. Вяткина н Л. Я. Дорфмана (1987 г.). А. О. Прохорова (1998г. ,1999г.). Правда, у А.О. Прохорова в более ранней работе (1991г.) имеется и другое понимание состояния — как целостной, активной реакции личности на внешние и внутренние воздействия.
Таким образом, большинство определений психического состояния, даваемых психологами, изучающими деятельность человека, имеют одну и ту же логическую основу: состояние характеризуется как совокупность (симптомокомплекс) каких-либо характеристик: процессов (В.Л. Марищук, 1974г. ), функций и качеств (В.И. Медведев, 1974г. ), компонентов психики (Ю.Е. Сосновикова, 1972г.), психофизиологических и психических функций (Л.Г. Дикая, 1999г.) и т. д., обусловливающих эффективность деятельности, работоспособность, уровень активности систем, поведение.
Под воздействием внешних факторов и в зависимости от личностных характеристик у человека формируются те или иные психические состояния. Они весьма разнообразны, их интегральная характеристика в конкретных условиях деятельности называется функциональным состоянием. Функциональное состояние представляет собой характеристику состояний человека с точки зрения эффективности выполняемых им функций и задействованных в этом систем организма по критерию надежности и внутренней цены деятельности. Иначе говоря, функциональное состояние человека показывает, насколько он готов к выполнению той или иной деятельности, достаточно ли для этого резервов его организма и насколько они надежны[9].
1.2. Понятие функционального состояния
Актуальность проблемы анализа и оценки функционального состояния человека, как фактора, обусловливающего его поведение и возможности, привела к созданию различных гипотез и теорий для объяснения различных состояний, разные авторы дают его различную трактовку.
Функциональное состояние — интегральный комплекс наличных характеристик тех функций и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности (В.И. Медведев)[10].
Функциональное состояние — это интегральная характеристика наличных свойств, качеств человека, определяющих эффективность его деятельности (В.П. Зинченко).
Под функциональным состоянием понимается некоторый симптомокомплекс характеристик физиологических и психофизиологических процессов, определяющих уровень активности функций и систем организма, особенности жизнедеятельности, и обусловливающих в большой мере работоспособность и поведение человека (В.Л. Марищук).
Все приведенные определения имеют одну логическую основу. Состояние характеризуется как совокупность или симптомокомплекс различных характеристик, процессов, свойств и качеств, обусловливающих уровень активности систем, эффективность деятельности и поведение. Состояние — причинно обусловленное явление, реакция не отдельной системы или органа, а личности в целом, с включением в реагирование как физиологических, так и психологических уровней управления и регулирования, относящихся к подструктурам и сторонам личности. В психологической литературе часто нет четкой границы между понятиями «функциональное состояние» или «психофизиологическое состояние» и «психическое состояние».