Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности (Стресс как функциональное состояние).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 217

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Общие положения и теоретическое исследование особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности

1.1. Понятие психических состояний в психологии

1.2. Понятие функционального состояния

1.3. Стресс как функциональное состояние

1.4. Функциональное состояние личности в экстремальных условиях деятельности

1.5. Методы и методики изучения функциональных состояний человека в экстремальных видах деятельности

Глава 2. Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности

2.1. Особенности функционального состояния человека в видах деятельности, связанных с эпизодическими действиями экстремальных фактов

2.2. Особенности функционального состояния человека в видах деятельности, связанных с постоянным действием экстремальных факторов

Глава 3. Психогигиена и психопрофилактика стрессов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

В психологических методах исследования выделяют два направления: методики субъективной диагностики, среди которых различают методы субъективного шкалирования и опросники, и методы психометрического тестирования. К преимуществам опросников относятся хорошо разработанная симптоматика того или иного состояния, простота ответа, удобство обработки; к недостаткам – отсутствие количественной оценки выраженности состояния. Кроме того, опросник обычно рассчитан на диагностику строго определенного вида состояния (стресс, утомление, монотония). Применение шкал для изучения состояний базируется на оценке возникающих переживаний в процессе того или иного состояния. Достоинства шкалирования заключаются в возможности получения количественной оценки признака; недостатки – в трудности дифференцировки и анализа признаков, необходимости определенного уровня обучения, культуры, интеллекта у исследуемого. Использование психометрических методов тестирования связано с оценкой успешности выполнения определенного вида деятельности. К преимуществам этой группы методик относятся непосредственная характеристика функциональных возможностей субъекта в процессе конкретной деятельности, исключение сознательного завышения эффективности деятельности.

Исходя из понимания функционального состояния как интегральной характеристики наличных свойств и качеств человека, определяющих эффективность деятельности, И.Ю. Мышкин делает вывод о необходимости применения комплексных методов, объединяющих достоинства всех подходов. Комплексная методика дает возможность изучать деятельность и состояния системно и обобщенно[31].

Для оценки функциональных состояний субъекта труда при­меняют диагностические методы разного вида:

а) поведенческие (хронометраж продуктивности работы, ана­лиз брака в разные часы работы; тестовые задания, моделирую­щие работу психики в профессиональных задачах, например кор­ректурная проба Бурдона);

б) психометрические (методы, ориентированные на оценку со­стояния психических функций, например, задания на проверку эффективности оперативной кратковременной памяти или проба измерения критической частоты слияния мельканий — КЧСМ);

в) физиологические (оценивающие состояние физиологических функций, например, замеры частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления);

г) методы субъектной оценки и шкалирования ощущений уста­лости, самочувствия, настроения (методика «САН») или сбор количества симптомов утомления и измерение их[32].


Выбор диагностических методов определяется задачей иссле­дования функциональных состояний и должен основываться на предварительном психологическом анализе профессиональной деятельности субъекта труда. Психологическое изучение профес­сии необходимо для понимания причин профессионального утом­ления, факторов снижения работоспособности или стресса в кон­кретной ситуации, а также для выделения наиболее подвержен­ных утомлению или стрессу функциональных систем работающе­го человека.

Таким образом, в главе 1 мы постарались сделать обзор существующих теоретических исследований особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности. Несмотря на существование различных подходов к пониманию сущности психических состояний, нам удалось вслед за авторами научных монографий выявить одну и ту же логическую основу: состояние характеризуется как совокупность каких-либо характеристик. Мы познакомились с различными классификациями функциональных состояний: 1) допустимые и недопустимые; 2) состояния адекватной мобилизации и состояния динамического рассогласования. Для оптимизации процесса трудовой деятельности необходима правильная организация функционирования человека. Для характеристики особенностей состояний человека в экстремальных условиях на физиологическом, психологическом и поведенческом уровнях используется понятие стресса. Различные аспекты изучения стресса нашли отражение в нашей работе. Экстремальные состояния человека могут характеризоваться нарушением адекватности физиологических реакций или нарушением психологических и поведенческих реакций. Оптимизация труда предполагает использование комплекса профилактических мер, направленных на исключение причин возникновения сильного стресса у человека. В работе мы уделили внимание физиологическим и психологическим методам исследования функциональных состояний, но пришли к выводу о необходимости применения комплексных методов, которые дают возможность изучать деятельность и состояния системно и обобщённо.

Несомненно, что функциональное состояние выступает в качестве важнейшего фактора, обусловливающего успешность и продуктивность деятельности человека в сфере труда, общения, познания, оказывает существенное влияние на эффективность и качество различных видов деятельности, на существование человека как личности.


Глава 2. Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности

Современные социальные, политические и экономические реалии таковы, что человек вынужден осуществлять практически все виды своей деятельности в условиях, выходящих за рамки привычных, или, если быть более точными, "безопасных" для него. Личность сталкивается с необходимостью адаптироваться к возросшим нагрузкам на психику, связанным, в большинстве случаев, с экономической и политической нестабильностью и социальными проблемами, а также техногенными и экологическими факторами. Человек XXI в. живет в состоянии стресса, в условиях экстремальных обстоятельств.

Изучением общих закономерностей психической жизни и деятельности человека, различных социальных групп в измененных и непривычных, экстремальных условиях существования занимается экстремальная психология.

Как и любая другая отрасль психологии, экстремальная сталкивается с рядом проблем, обусловленных, в первую очередь, отсутствием относительно новых данных по исследуемой проблематике. Наиболее актуальными на сегодняшний день являются:

1) методы изучения психических состояний при осуществлении деятельности в экстремальных условиях;

2) проблема синдрома посттравматических стрессовых нарушений (РТЗВ-синдром). В русскоязычном варианте - ПТСР-синдром.

В экстремальной психологии принято разграничивать особые и экстремальные условия деятельности, а также различать понятия чрезвычайной, экстремальной и критической ситуации.

2.1. Особенности функционального состояния человека в видах деятельности, связанных с эпизодическими действиями экстремальных фактов

Особые условия деятельности - условия деятельности, предъявляющие повышенные требования к человеку, осуществляющему какую-либо деятельность. К числу таких условий относятся:

  • 1) работа в условиях, сопряженных с опасностью для жизни;
  • 2) высокая "стоимость" (ответственность) принимаемых решений;
  • 3) усложнение выполняемых функций;
  • 4) увеличение темпа деятельности;
  • 5) монотонность работы;
  • 6) совмещение различных по целям действий в одной деятельности;
  • 7) переработка больших объемов и потоков информации;
  • 8) дефицит времени на выполнение требуемых действий;
  • 9) усложненные факторы среды и т.п.[33]

Особые условия деятельности всегда связаны с воздействием экстремальных факторов или возникновением экстремальных ситуаций. Целесообразно, в зависимости от степени периодичности, частоты их возникновения и продолжительности различать:

  • 1) собственно особые условия деятельности, в которых деятельность связана с эпизодическими действиями экстремальных факторов;
  • 2) экстремальные условия деятельности (как крайняя форма особых условий), в них деятельность связана с постоянным действием экстремальных факторов.

Например, деятельность космонавта или лётчика в полете осуществляется всегда в экстремальных условиях, т.е. постоянно имеют место экстремальные факторы: невесомость, перегрузки, сенсорная изоляция, потенциальная угроза жизни и т.п., которые сохраняются постоянно на протяжении всей деятельности.

Однако экстремальность условий или наличие опреде­ленной вероятности их появления присуща не только представителям указанных профессий. Работа маши­ниста локомотива, водителя автотранспорта, оператора энергосистемы, авиадиспетчера и т. п. осуществляется в условиях, связанных с вероятностью аварийных ситуа­ций, дефицитом времени, возможным резким изменением функциональных состояний от монотонного и опера­тивного покоя до стрессовых состояний. Однако такие ситуации не сопровождают постоянно деятельность этих специалистов, а возникают лишь эпизодически. Изуче­нием такой деятельности занимается психология труда в особых условиях. Трудно выделить точную количественную меру, отделяющую особые условия от экстремальных[22].

Суть особых и экстремальных условий такова, что за­частую они существуют объективно и их принципиаль­но невозможно изменить, что исключает возможность активного влияния на них и создания для работающего человека функционального комфорта[34].

Экстремальность - объективно-субъективное явление. Объективно экстремальные условия - это реальные угрозы, опасности и трудности. Однако человек, социальная группа имеют выбор не только между избеганием или принятием их как нежелательного зла, но могут добиться успеха, если отнесутся к экстремальным условиям как к необходимому элементу своей профессиональной жизнедеятельности. Тогда вектор деятельности будет направлен на преодоление "экстремальности" ситуации на основе ее познания, осмысление, правильной оценки. Экстремальные условия жизнедеятельности специалистов объективно не противостоят им, а определяют условия и являются необходимым компонентом жизнедеятельности.


В качестве факторов, определяющих экстремальность, обычно выделяют:

- различные эмоциогенные воздействия в связи с опасностью, трудностью, новизной ситуации;

- дефицит необходимой информации или явный избыток противоречивой информации;

- чрезмерное психическое, физическое, эмоциональное напряжение;

- воздействие неблагоприятных климатических условий: жары, холода, кислородной недостаточности и т.д.;

- наличие голода, жажды, различного рода деприваций и т.д.

Традиционно деятельность в особых и экстремальных условиях изучается путем анализа взаимосвязей триады параметров: характеристик экстремальных факторов (внешних условий деятельности); психических состояний и свойств личности (внутренних условий деятельности); показателей (результатов) деятельности. В этой триаде ключевым является вопрос о субординации внешних (объективных) и внутренних (субъективных) факторов, или, иначе говоря, условий деятельности. Определяющими результат деятельности в конечном итоге являются субъективные факторы. Это следует из положений учения С. Л. Рубинштейна, который отмечал, что психическое - это единство непосредственного и опосредованного, т.е. данного изнутри и проявляющегося в деятельности индивида. Внешние причины действуют только через посредство внутренних условий.

Причин, обусловливающих возможность успешной деятельности в экстремальных условиях, так же много, как и факторов, мешающих ее осуществлению[35].

Как уже отмечалось выше, экстремальные условия со­здаются различными факторами, обусловленными кон­кретными особенностями внешней среды, характером выполняемой деятельности, свойствами поступающей к человеку информации. Каждый из этих факторов оказы­вает свое, специфическое воздействие на деятельность и поведение человека. Однако есть и общие закономерности, характерные для деятельности, проходящей в экстремальных условиях. Рассмотрим основные из них.

1. При работе в экстремальных условиях отмечаются три вида психической напряженности: эмоциональная (аф­фективная), неэмоциональная (операционная, деловая) и смешанная. Эмоциональная напряженность возника­ет под действием эмоциогенных факторов, вызываю­щих переживание неизвестности, тревоги, страха, бо­язни аварии, риска для жизни и других отрицательных эмоций. Она может возникнуть до начала деятельности, при получении задания, выслушивании инструкции, а также непосредственно в процессе деятельности. Воз­никновение эмоциональной напряженности связано с динамическим рассогласованием между объективной значимостью ситуации и ее субъективной оценкой и по­явлением связанных с этим отрицательных изменений в двигательных и психических функциях. Этот вид на­пряженности в малой степени направлен на выполнение деятельности, большой удельный вес в нем могут зани­мать реакции защиты организма.