Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности (Стресс как функциональное состояние).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 224

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Общие положения и теоретическое исследование особенностей функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности

1.1. Понятие психических состояний в психологии

1.2. Понятие функционального состояния

1.3. Стресс как функциональное состояние

1.4. Функциональное состояние личности в экстремальных условиях деятельности

1.5. Методы и методики изучения функциональных состояний человека в экстремальных видах деятельности

Глава 2. Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности

2.1. Особенности функционального состояния человека в видах деятельности, связанных с эпизодическими действиями экстремальных фактов

2.2. Особенности функционального состояния человека в видах деятельности, связанных с постоянным действием экстремальных факторов

Глава 3. Психогигиена и психопрофилактика стрессов

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

Отличительной особенностью поведения в экстремальных условиях является потеря его гибкости. Поведение утра­чивает пластичность, свойственную ему в нейтральной обстановке. Особенно сильно страдают сложные, координи­рованные движения. Напротив, стереотипные, шаблонные движения зачастую могут протекать быстрее и даже приоб­ретать тенденцию к автоматизму (но лишь до определенного уровня активации организма).

Одним из типичных показателей изменяемости поведе­ния человека в таких условиях является большой раз­брос данных, полученных при изучении сенсорных и моторных функций, например, времени реакции. Этот факт имеет большую диагностическую ценность для раз­граничения состояний утомления и напряженности. Для утомления характерным является увеличение среднего значения времени реакции, для напряженности - его ва­риативности, т.е. дисперсии. В этом случае имеют место как сверхбыстрые, импульсивные реакции, так и сильно заторможенные. Имеются данные, что в этих условиях уменьшается точность оценки временных интервалов. В целом же, самой общей характеристикой поведения в экстремальных условиях является нарушение структуры сложной деятельности, которая в обычных условиях про­текает согласованно.

На психологическом уровне отрицательные явления, наблюдаемые в экстремальных условиях, выражаются в общей дезорганизации поведения, торможении пре­жних навыков (тем сильнее, чем сложнее действие), неадекватных реакциях на резкие неожиданные раздра­жители, снижении работоспособности, затруднениях в распределении и переключении внимания, сужении его объема, ошибках восприятия, провалах памяти, появле­нии лишних, неоправданных и импульсивных действий, в чувстве растерянности и невозможности сосредоточить­ся на выполняемой деятельности, легкой отвлекаемости, снижении психоустойчивости, снижении продуктивного выполнения мыслительных операций и т. п.

Следовательно, необходимо отметить, что способ­ность действовать без напряженности или, наоборот, пред­расположение к ней в условиях действия экстремальных (психогенных) факторов определяется уровнем соответс­твенно высокой или низкой эмоциональной устойчивости, которая является важнейшей личностной характеристикой в таких условиях.

В экстремальных условиях происходят и своеобразные из­менения в мышечно-двигательной системе человека. Они проявляются в нарушениях моторики, выражающихся в общей мышечной скованности, треморе, нарушенной коор­динации движений. Общее мышечное напряжение сказыва­ется в зажимах рукояток управления, в скованности поз и движений, т. е. в нарушении точности дозировки прилага­емых усилий. В некоторых случаях человек не застрахован и от явлений мышечной слабости («ватные» мышцы). Дру­гим, более тонким показателем мышечного напряжения является увеличение электрической активности мышц. Оно фиксируется с помощью записи электромиограммы (ЭМГ). Запись ЭМГ ведется обычно с неработающих мышц, обна­руживающих тем большую активность, чем выше напря­женность человека. Наиболее значимыми для состояния стресса являются потенциалы, отводимые от лестничных мышц шеи, лба и мышц предплечья. В некоторых случаях уровень напряженности сопровождается увеличением сум­марной электрической активности мышц.


В экстремальных условиях происходят и определенные сдвиги в вегетативной системе человека. Одним из самых простых и надежных показателей напряженности является частота сердечных сокращений (ЧСС), определяемая по частоте пульса. Установлено, что при ярко выраженной напряженности ЧСС достигает 150-180 ударов в минуту. Существенно увеличивается и ее вариативность. Тонким индикатором уровня напряженности являются характерис­тики дыхания. В эмоционально значимых, напряженных ситуациях частота дыхания увеличивается с 20 до 50-60 колебаний в минуту, превышая исходные данные в 2,5-3 раза. Учащение дыхания сопровождается обычно умень­шением его глубины, а также увеличением фазы выдоха относительно фазы вдоха. Подобно показателям пульса и дыхания хорошо отражает динамику напряженных состояний и кровяное давление - оно повышается с 90 до 180-190 мм рт. ст. Рассмотренные вегетативные сдвиги часто наблюдаются не только во время действия экстре­мальных факторов, но и в период ожидания критических событий, при возникновении чувства тревоги, повышен­ном внимании и т.п. Проявлением вегетативных сдвигов, вызванных состоянием напряженности (особенно эмоцио­нальной), является кожно-гальваническая реакция (КГР). Она представляет отличительный показатель состояния ВНД, так или иначе связанный с процессами внимания, настороженности и высокой активности любого происхож­дения. В этих ситуациях наблюдается увеличение числа спонтанных колебаний и уменьшение электрического со­противления кожи. В последнее время вместо термина КРГ все чаще используется термин электрическая активность кожи (ЭАК).

При оценке состояния напряженности большое значение имеют также и электроэнцефалографические (ЭЭГ) показа­тели. При их изучении обнаружена активация в этом состоя­нии медленных ритмов (гета-ритма или ритма напряжения) в сочетании с увеличением высокочастотной активности ЭЭГ (бета-ритма). Именно их одновременная активация является наиболее характерным ЭЭГ показателем стресса

При стрессе происходят и определенные биохимические сдвиги в организме, например, увеличение лейкоцитов в крови, аскорбиновой кислоты и 17-кортикостероидов в моче. Однако эти показатели в наибольшей степени приме­нимы для характеристики длительных стрессовых состоя­ний, поскольку биохимические реакции характеризуются довольно высокой инерционностью. Для повышения на­дежности оценки рекомендуется применение полиэффекторного метода, предполагающего одновременный анализ определенной группы показателей[40].


Исходя из вышеизложенного в главе 2, можем сделать вывод о том, что экономическая и политическая нестабильность, социальные проблемы, техногенные и экологические факторы приводят человека к необходимости адаптироваться к возросшим нагрузкам на психику. Жизнь и деятельность человека в изменённых, экстремальных условиях - предмет исследований и пристального внимания специалистов экстремальной психологии. В работе мы разграничиваем особые и экстремальные условия деятельности, поскольку особые условия деятельности связаны с эпизодическими действиями экстремальных факторов, а экстремальные - с постоянным действием экстремальных факторов. Познание, осмысление, правильная оценка "экстремальности" профессиональной жизнедеятельности даёт возможность человеку преодолеть "экстремальность" ситуации, а значит, избежать стрессов. Психогигиена и психопрофилактика стрессов - это предмет отдельного исследования в следующей главе.

Глава 3. Психогигиена и психопрофилактика стрессов

В процессе выполнения любой работы людям свойственно испытывать физические и нервно-психические нагрузки. Их величина может быть различной в разных видах деятельности. При небольших нагрузках, действующих постоянно, либо разовых значительных нагрузках включаются естественные механизмы регуляции, и организм справляется с последствиями этих нагрузок сам, без сознательного участия человека. Например, после тяжелой умственной или физической работы человек может проспать больше, чем обычно, и встать отдохнувшим. В других случаях, когда нагрузки не только значительные, но и длительные, бывает важно сознательно использовать различные приемы и способы, помогающие организму восстанавливаться[41].

Конечно, природа человека такова, что он стремится к комфорту, к устранению неприятных ощущений, не задумываясь об этом, не зная, какими научными словами это называется. Это естественные способы регуляции, которые включаются сами собой, спонтанно, помимо сознания человека, поэтому иногда их еще называют неосознаваемыми. А специалисты, занимающиеся проблемами регуляции эмоциональных состояний, нервно-психической напряженности, для управления ими используют специальные приемы сознательно. Именно их и называют методами саморегуляции, или способами самовоздействия, подчеркивая в них активное участие человека.


Различают естественные способы регуляции организма и саморегуляцию. К естественным способам регуляции организма относятся длительный сон, вкусная еда, общение с природой и животными, баня, массаж, движение, танцы, музыка и многое другое. Существуют и индивидуальные естественные способы регуляции: смех, улыбка, юмор; размышления о хорошем, приятном; различные движения типа потягивания, расслабления мышц; наблюдение пейзажа за окном; рассматривание цветов в помещении, фотографий, других приятных для человека вещей; мысленное обращение к высшим силам (Богу, вселенной, великой идее); вдыхание свежего воздуха; чтение стихов; рисование и др.

Саморегуляция – это управление своим эмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием. В результате саморегуляции возникают три основных эффекта – успокоения, восстановления и активизации. Своевременная саморегуляция выступает своеобразным психогигиеническим средством, предотвращающим накопление остаточных явлений перенапряжения, способствующим полноте восстановления сил, нормализующим эмоциональный фон деятельности, а также усиливающим мобилизацию ресурсов организма.

Управление дыханием – это эффективное средство влияния на тонус мышц и те участки мозга, которые отвечают за эмоциональное состояние человека. Медленное и глубокое дыхание (с участием мышц живота) понижает возбудимость нервных центров, способствует мышечному расслаблению (релаксации). Частое (грудное) дыхание, наоборот, обеспечивает высокий уровень активности организма, поддерживает нервно-психическую напряженность.

Способы, связанные с управлением тонусом мышц, также относятся к способам произвольной саморегуляции. Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы. Можно работать со следующими группами мышц: лица (лоб, веки, губы, зубы); затылка, плеч; грудной клетки; бедер и живота; кистей рук; нижней части ног.

Способы, связанные с воздействием слова, задействуют сознательный механизм самовнушения, при этом происходит непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма. Формулировки самовнушений строятся в виде простых и кратких утверждений с позитивной направленностью (без частицы «не»). Словесное самовнушение может осуществляться в следующих формах: а) самоприказа – короткого, отрывистого распоряжения, сделанного самому себе; это помогает сдерживать эмоции, вести себя достойно, соблюдать требования этики и правила работы с клиентами; б) самопрограммирования, когда полезно вспомнить о своих успехах в аналогичной ситуации (прошлые успехи говорят человеку о его возможностях, скрытых резервах в духовной, интеллектуальной, волевой сферах и вселяют уверенность в своих силах); в) самоодобрения (самопоощрения).


Способы, в которых используются образы, связаны с активным воздействием на центральную нервную систему представлений и чувственных образов. Множество позитивных ощущений, наблюдений, впечатлений мы не запоминаем, но если пробудить воспоминания и образы, с ними связанные, то можно пережить их вновь и даже усилить. И если словом мы воздействуем в основном на сознание, то образы, воображение открывают нам доступ к мощным подсознательным резервам психики. На активной работе с образами основан один из широко используемых в современной психологической практике методов – нейролингвистическое программирование.

В работе по профилактике нервно-психической напряженности у педагогов, психологов и других работников сферы образования первостепенная роль должна отводиться развитию и укреплению позитивного восприятия жизни, положительной «Я-концепции», веры в людей, уверенности в успехе дела, за которое взялся[42].

Современная практическая психология успешно использует разные виды психической саморегуляции для нормализации внутреннего состояния личности.

К популярным видам относят:

  1. аутогенная тренировка, основанная на применении специальных формул самовнушения, позволяющих влиять на процессы организма;
  2. самовоспитание с помощью определенных упражнений;
  3. биологическая обратная связь;
  4. медитация;
  5. визуализация

Повышению эффективности деятельности в экстремаль­ных условиях способствует правильно организованная психологическая поддержка. Под ней понимается заданное воздействие на человека в целях облегчения его деятельности, перевода сопровождающих ее переживаний из негативного в позитивный аспект, в результате которого следует ожидать повышения эффективности деятельности[43].

Однако наибольшее значение психологическая поддержка имеет на этапе непосредственного выполнения деятельности. При этом для дифференциации и организации системы воздействий на человека выделяют три аспекта психологической поддержки в соответствии с источником негативных субъективных переживаний.

Первый аспект - деятельностный. Смысл психологичес­ких мероприятий в рамках данного аспекта заключается прежде всего в повышении эффективности деятельности, поддержании ее на должном уровне. В качестве основного критерия для оценки результативности поддержки целесообразно, использовать соотношение между показателями тяжести деятельности и субъективными переживаниями ее легкости. Чем больше тяжесть и больше субъективная легкость при сохранении прежней эффективности рабо­ты, тем эффективнее воздействие средств психологичес­кой поддержки. Для реализации этого аспекта можно использовать любые средства оптимизации деятельности, применение системы индикации об изменении условий деятельности (т.е. применение подсказки).