Файл: Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности (Стресс как функциональное состояние).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 226
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие психических состояний в психологии
1.2. Понятие функционального состояния
1.3. Стресс как функциональное состояние
1.4. Функциональное состояние личности в экстремальных условиях деятельности
1.5. Методы и методики изучения функциональных состояний человека в экстремальных видах деятельности
Глава 2. Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности
Другим аспектом, тесно связанным с первым, является контроль и управление функциональным состоянием человека, его коррекция. Под воздействием условий деятельности и результатов их субъективного отражения у человека могут возникать состояния, которые в объективном и субъективном смысле можно рассматривать как негативные, снижающие эффективность деятельности и ухудшающие психическое здоровье. Воздействие средств психологической поддержки в этих случаях направлено на нейтрализацию негативных состояний с тем, чтобы предотвратить нежелательные последствия.
И, наконец, третий аспект - социально-личностный. К нему относятся вопросы, связанные с динамикой мотивов, уровнем притязаний человека, со спецификой межличностных отношений в коллективе, социальным статусом человека, уровнем его тревожности и склонности к страхам и риску, психологической удовлетворенностью работой и т. п.
Несмотря на различие указанных аспектов психологической поддержки, можно указать общий момент, в котором находят отражение и могут быть оценены влияния разных факторов на человека и его субъективные переживания. Этим моментом является стресс и его разновидности: эустресс и дистресс. Поэтому следует выделить те ситуации, в которых психологическая поддержка необходима и наиболее эффективна. К ним относятся, например, срывы деятельности и психические срывы, значительные сдвиги функционального состояния, значительные отклонения параметров рабочей среды и т. п. Специфика подобных ситуаций заключается, как правило, в дефиците времени для организации поддержки. Поэтому важным является вопрос об их прогнозировании и подготовке возможных мероприятий по проведению воздействий на человека. Эти мероприятия по возможности должны быть заранее оговорены, и человек должен предварительно обучиться для организации деятельности и поведения в критических ситуациях[44].
В своей работе мы остановимся на психопрофилактических мероприятиях, проводимых без привлечения специалистов. Эти мероприятия могут носить как коллективный, так и индивидуальный характер. В первом случае они проводятся, как правило, в условиях производства, во втором случае - как на производстве, так и вне его.
Наиболее распространенными и весьма эффективными мероприятиями этой группы являются создание комнат психологической разгрузки на предприятии, применение функциональной музыки, проведение производственной гимнастики. Это нашло применение на производствах довольно давно, а в настоящее время только обрело более современные формы. Так, комната психологической разгрузки сегодня - это современное оборудование и дизайн помещения и интерьера. Понятие функциональной музыки не следует смешивать с музыкотерапией как средством использования музыки для лечения больных с нервно-психическими заболеваниями. Так, Пифагор по этому поводу утверждал: «Музыка многому способствует в смысле здоровья, если кто пользуется ею надлежащим образом». Гиппократ рекомендовал различные виды музыки для избавления от гнева, зависти, тоски и дурных сновидений. Поэтому музыкотерапия и функциональная музыка входят в арсенал средств, используемых для управления функциональным состоянием и предотвращения стресса[45]. Важное значение в деле борьбы со стрессом имеют физические упражнения, в частности, производственная гимнастика. Л. Джуэл по этому поводу отмечает, что физические упражнения являются одними из наиболее эффективных средств борьбы со стрессом, обеспечивающих естественный физический выход избыточной физиологической и психической энергии[46]
В. И. Лебедев называет физические упражнения «лекарством, которого нет в аптеках », и отмечает, что движение может по своему действию заменить любое лекарство.[47]
Психопрофилактические мероприятия индивидуального характера начинаются с выполнения правил «разумного поведения общения», выдвинутых Г. Селье[48]. Они сводятся к следующему: не ломать копий из-за пустяков, не дружить с «трудными», несдержанными людьми, избегать напыщенности и неискренности в общении, иметь в жизни интересы, не нагнетать тоску, не «накручивать» бесконечные проблемы, чаще вспоминать о приятных событиях в своей жизни и избегать неприятных коллизий и т. п. Еще одним средством избежать стресса является отрыв от стрессогенной обстановки (активный отдых, активная деятельность, которая исключает мысли о возможном стрессе, любимые занятия, психорегулирующие упражнения и др.)
В более сложных случаях весьма эффективным может оказаться использование защитных механизмов личности (психологическая защита). В психоанализе под ними понимается прочный поведенческий паттерн (схема, модель, стереотип), образованный с целью обеспечить защиту человека от осознания явлений, порождающих тревогу. Основными из таких механизмов являются вытеснение, проекция, регрессия, фиксация, сублимация и др. Их основная особенность заключается в том, что они носят неосознаваемый характер и всегда искажают реальную действительность[49].
Рассмотренные приемы выполнения правил разумного поведения, использования механизмов психологической защиты во многих случаях способствуют предотвращению стресса, но полностью этого не гарантируют. Несмотря на это, стресс все же может наступить. Первая помощь в острой стрессовой ситуации может быть следующей:
- желательно не принимать никаких решений;
- прислушаться к совету предков: сосчитать до десяти;
- заняться своим дыханием: медленно вдохнуть носом воздух, на некоторое время задержать его и крайне медленно через нос выдохнуть;
- побыть некоторое время наедине с собой;
- умыться холодной водой;
- осмотреться по сторонам и, переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описать их внешний вид;
- посмотреть в окно на небо, сосредоточиться на том, что вы видите;
- набрав стакан воды, медленно, как бы сосредоточенно, выпить ее, сконцентрировать внимание на ощущениях, когда вода попадет не в то горло;
- выпрямиться, поставить ноги на ширину плеч и на выдохе наклониться, расслабив шею и плечи так, чтобы голова и руки свободно свисали к полу; вдыхать глубже, следить за дыханием; продолжать делать это в течение одной-двух минут, затем медленно выпрямиться[50].
Если это не всегда помогает, то следует использовать более сложные приемы, в основе которых лежат методы психической саморегуляции. О них мы уже вели речь выше.
Важным элементом профессиональной подготовки специалистов, работающих в экстремальных условиях, является психологическая подготовка. Под ней понимается целенаправленное формирование психологическими средствами индивидуальных приемов, обеспечивающих человеку сохранение заданных параметров выполнения деятельности в сложных условиях. Она является, как правило, основным элементом профессиональной подготовки летного состава, спасателей, пожарных, работников правоохранительных органов, военнослужащих и т. д. Однако с усложнением многих других видов деятельности, связанных с возникновением особых условий, элементы психологической подготовки нужны и им[51]
Другое направление психологической подготовки связано с совершенствованием и тренировкой профессионально важных психологических качеств. Тренировке в первую очередь подлежат те из них, которые являются наиболее важными и наиболее легко тренируемыми. Для тренировки используются как специальные методические приемы (например, правила мнемотехники), так и специальные психологические тренажеры. Существуют, например, тренажеры памяти, внимания, реакции и др. Хорошие результаты в плане психологической подготовки дают рассмотренные ранее специальная производственная гимнастика, нервно-мышечная релаксация (расслабление), самовнушение, аутогенная тренировка.
В целом же психологическая подготовка связана с формированием психологической устойчивости, умением преодолевать напряженность, которая может вызываться многими факторами рабочих и внешних условий труда. На основании этого можно сделать вывод, что психологическая подготовка — это тренировка психики человека на ее устойчивость и общую активность. Иногда это направление подготовки называют также психологической тренировкой[52] , антистрессовой тренировкой[53], психологической экстремальной подготовкой[54]. Несмотря на различие в терминологии, главная цель такой подготовки заключается в том, чтобы повысить экстремальную готовность человека, его стрессоустойчивость.
Таким образом, психогигиена и психопрофилактика стрессов, которая крайне необходима всем, кто участвует в экстремальных видах деятельности, связана прежде всего с формированием психологической устойчивости, умением преодолевать напряженность, которая может вызываться многими факторами рабочих и внешних условий труда. Психологическая подготовка - это тренировка психики человека на ее устойчивость и общую активность. Руководители предприятий, на которых трудятся сотрудники в экстремальных видах деятельности, должны быть заинтересованы в такой психологической подготовке их подчинённых. А приёмами оказания первой помощи в острой стрессовой ситуации должен владеть каждый человек так же, как и приёмами оказания первой медицинской помощи пострадавшим. И в острой стрессовой ситуации, и в любой другой чрезвычайной ситуации для человека важно, насколько правильно ему окажут первую помощь.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша работа на тему "Особенности функционального состояния человека в экстремальных видах деятельности" включила в себя три основных компонента: общие положения и теоретическое исследование изучаемого вопроса, особенности функционального состояния человека, психогигиена и психопрофилактика стрессов.
В результате изучения теоретических вопросов особенностей функциональных состояний человека в экстремальных видах деятельности, влияния функциональных состояний человека на развитие личности в определенных ситуациях мы выявили следующее:
а) понятие функционального состояния впервые возникло в физиологии, потом вышло за рамки этой науки и получило развитие в психологии. Существует несколько классификаций функциональных состояний. К основным функциональным состояниям, которые исследуются в последнее время, относятся усталость, состояния монотонии, напряженность, стресс, а также состояния активации и уровни бодрости. Их относят к негативным состояниям человека.
б) при исследовании функциональных состояний следует опираться на использование комплексных методов психодиагностики, позволяющих одновременно исследовать состояния человека с помощью качественно различных показателей. Полученные таким образом результаты позволяют дать интегральную характеристику состояния испытуемого.
Функциональное состояние - это интегральный комплекс имеющихся характеристик тех функций и качеств личности, которые косвенно или непосредственно обусловливают выполнение деятельности. Негативные состояния откладывают отпечаток на деятельность человека в сторону ухудшения качества деятельности, его общение, его взглядов на ситуацию в целом. Пользуясь известными способами корректировки функционального состояния, психолог или даже не специалист. но имеющий достаточно знаний, могут ввести человека в то или иное функциональное состояние и тем самым изменить его взгляд на окружающую среду и его деятельность. Мы выявили прямую зависимость между функциональными состояниями, в которых находится человек, и его успешностью. Корректировки этого состояния различными методами помогают психологам направить человека в нужное русло. Также можно утверждать, что постоянное пребывание в разных функциональных состояниях влияет на развитие личности и на поведение человека.
Таким образом, функциональное состояние выступает в качестве важнейшего фактора, обусловливающего успешность и продуктивность деятельности человека в сфере труда, общения, познания, оказывает существенное влияние на эффективность и качество различных видов деятельности, на существование человека как личности.
Изучая тему, мы разграничили особые и экстремальные условия деятельности, поскольку это разграничение связано с эпизодическим или постоянным действием экстремальных факторов. Человек, находясь под воздействием экстремальных факторов, должен знать и правильно оценивать особенности своей профессиональной жизнедеятельности, чтобы избежать стрессов. Последнее возможно и тогда, когда человек прошёл психологическую подготовку и его психика активна и устойчива. Психогигиена и психопрофилактика - вот составляющие сохранения психического здоровья.
БИБЛИОГРАФИЯ
- Бандурка А.М., Бочарова С.П., Землянская Е. В. Основы психологии управления: Учебник. - X.: Ун-т внутр. дел, 1999. - 528 с
- Березин Ф. Б., Мирошников М. П., Соколова Е. Д. Методика многостороннего исследования личности (структура, основы интерпретации, некоторые области применения). Третье издание (исправленное и дополненное) — М.: «Консультант плюс — новые технологии», 2011. — 320
- Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление»: ПЕР СЭ; Москва; 2006.
- Введение в эргономику/Под. ред. В.П. Зинченко. М., 1974
- Габдреева Гюзель Шаукатовна. Самоуправление психическим состоянием : Учеб. пособие - Казань : Изд-во Казан. ун-та, 1981. - 63 с.
- Григорьева М.В.. Психология труда. Конспект лекций. 2006. 47 с.
- Григорьева М. В. Психология труда: конспект лекций. - М. 2010.
- Джуэл Л. Индустриально-организационная психология. - СПб.: Питер, 2001. - 720 с.
- Душков Б.А., Королёв А.В., Смирнов Б.А. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности. - М.: Академический проект; Екатерин бург: Деловая книга, 2003. -848с.
- Инженерная психология в военном деле / Под ред. Б. Ф. Ломова. -М.: Воениздат, 1983. - 224 с.
- Картрайт С, Купер К. Стресс на рабочем месте. - X.: Гуманитарный центр, 2004. -236 с.
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. - М.: Академический Проект, 2009. - 943 с.
- Космолинский Ф. П. Эмоциональный стресс при работе в экстремальных условиях. - М.: Медицина, 1976. - 186 с.
- Костина Ю.С., Миронова Е.Р. Функциональные состояния и адаптация работника // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2016. № 6(24). URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/3275 (дата обращения: 02.04.2020).
- Лебедев В. И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. -431 с.
- Левитов Н.Д. О психических состояниях человека. - М.: "Просвещение", 1964, 343 с.
- Леонова А.Б. Психодиагностика функциональных состояний человека. - М.: Изд-во Моск. ун-та. 1984. - 200с.
- Методология исследований по инженерной психологии и психологии труда / Под ред. А. А. Крылова. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1974. -4.1. - 148 с.
- Мясищев В.Н. О типах поведения и типах нервных систем // Вопр. изучения и воспитания личности. М., 1932. Вып. 3-4
- Наенко Н. И. Психическая напряженность. М., 1976
- Оценка эффективности различных методов коррекции функциональных состояний// https://studbooks.net/1651312/psihologiya/vyvody#960
- Психологические проблемы деятельности в особых условиях/ Под ред. Б. Ф. Ломова, Ю. М. Забродина. - М.: Наука, 1985. - 232 с.
- Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, П86 Б. Г
- Психология кризисных и экстремальных ситуаций. Учебно-методичкский комплекс. Автор-составитель Агеенкова Е.К. - Минск, Изд-во МИА, 2013.
- Психология: Учебник / Под ред. А. А. Крылова. М.: Проспект, 1999. - 584 с.
- «Психология труда Лекции.»//www.uhlib.ru/psihologija/psihologija_truda_konspekt_lekcii/p5.php
- Психологические проблемы деятельности в особых условиях/ Под ред. Б. Ф. Ломова, Ю. М. Забродина. - М.: Наука, 1985. - 232 с.
- Самоукина Н. В.Психология профессиональной деятельности. - СПб.: Питер, 2003. 224 с,
- Селье, Г. Стресс без дистресса - М.:. Прогресс, 1979. - 125с.
- Сластенин В.А. и др.Педагогика. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002 - 576 с.
- Словарь физиологических терминов / отв. ред. О.Г. Газенко. М., 1987. 448 с.
- Смирнов Б.А. , Долгополова Е.В.. Психология деятельности в экстремальных ситуациях. X.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2007, - 276 с.
- Столяренко А.М. Экстремальная психопедагогика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 608 с.
- Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных неврозами и с психосоматическими расстройствами. Санкт-Петербургская медицинская академия последипломного образования, 1997.
- Тимченко А. В. Психологические аспекты состояния, поведения и деятельности людей в экстремальных условиях и методы их коррекции. — X.: Изд-во ХВУ, 1997. 168 с.
- Тоом А. И. Психологическая комфортность диалога между человеком и компьютером. - М.: Наука, 1991. - 182 с.
- Хватова М.В. . Функциональное состояние человека как интегральная характеристика // Гуманитарные науки. Методологические проблемы современного социально-гуманитарного знания: Вестник ТГУ, выпуск 3 (59), 2008.
- Чередниченко И.П., Тельных Н.В. Психология управления / Серия «Учебники для высшей школы». – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004. – 608 с.
- Cannon W. B. Bodily changes in pain, hunger, fear and rage: An account of recent researches into the function of emotional excitement. – 1915. («Телесные изменения при боли, голоде, страхе и гневе»)
- Lazarus R.S. Cognitive and personality factors underlying threat and coping // Psychological stress / Ed. by M. Appley, R. Trumbull. New York: Appleton Century Crobts, 1967. P. 11–21.