Файл: Товарная информация, виды, средства, способы, методы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Насыщение рынка товарами, расширение и углубление ассортимента являются одним из достижений перехода к рыночным отношениям. Однако потребителю зачастую трудно разобраться в этом товарном многообразии, сделать компетентный выбор достаточной и достоверной информации о каждом наименовании выпускаемых в продажу товаров. Причем необходима информация не только о новых, но и о давно известных товарах. Это обусловлено тем, что потребитель знаком со многими товарами лишь на бытовом уровне, но этого порой бывает недостаточно. При появлении новых, еще не опробованных товаров он испытывает затруднения в выборе. В этом случае на потребительские предпочтения оказывают влияние реклама, рекомендации продавца или знакомых, привлекательность внешнего вида товара и (или) упаковки, информация о товаре (с помощью маркировки или других средств). Информация (от латинского слова information - разъяснение, изложение), первоначально - сведения, передаваемые людьми устным, письменным или другим способом (с помощью условных сигналов, технических средств и т.д.), а с середины 20 века - общенаучное понятие, включающее обмен сведениями между людьми, человеком и автоматом, автоматом и автоматом. Из всего вышеизложенного можно сказать, что информация - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Основное назначение информации - информирование потребителей о потребительной стоимости товаров.

Информация облегчает выбор товара и тем самым оказывает влияние на формирование потребительского спроса, выступает посредником между производителем и покупателем, способствует расширению товарного рынка. Кроме основной, информация выполняет такие функции как экономическая, социальная и нравственно-воспитательная. Информация о товаре в обязательном порядке должна содержать: наименование товара; фирменное наименование (наименование) и местонахождение изготовителя товара, местонахождение организации (организаций), уполномоченной изготовителем (продавцом) на принятие претензий от покупателей и производящей ремонт и техническое обслуживание товара; обозначение стандартов, обязательным требованиям которых должен соответствовать товар; сведения об основных потребительских свойствах товара; правила и условия эффективного и безопасного использования товара; указание на гарантийный срок, если он установлен для конкретного товара; данные о сроке службы или сроке годности, если они установлены для конкретного товара, а также сведения о необходимых действиях покупателя по истечении указанных сроков и возможных последствиях при невыполнении таких действий, если товары по истечении названных сроков представляют собой опасность для жизни, здоровья или имущества покупателя или становятся непригодными для использования по назначению; цену и условия приобретения товара.


Целью курсовой работы является изучение теоретических основ товарной информации и исследование содержания маркировки образцов продовольственных товаров.

Исходя из вышесказанного, задачами курсовой работы являются:

  1. изучение функций, видов, средств, методов товарной информации
  2. рассмотреть требования к товарной информации
  3. описать понятия, функции и требования к маркировке
  4. проанализировать маркировку черного байхового чая

Объектами исследования являются: черный байховый чай.

Предмет курсовой работы - изучение качественных характеристик исследуемых образцов.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТОВАРНОЙ ИНФОРМАЦИИ

1.1Товарная информация и ее особенности

Товарная информация - сведения о товаре, предназначенные для пользователей, субъектов коммерческой деятельности.

По назначению товарную информацию разделяют на три вида: основополагающая, коммерческая, потребительская.

Основополагающая  товарная информация - основные сведения о товаре, имеющие решающее значение для идентификации и предназначенные для всех субъектов рыночных отношений, к ней относятся:

  • вид и наименование товара;
  • его сорт;
  • масса нетто;
  • наименование предприятия-изготовителя;
  • дата выпуска;
  • срок хранения  или годности.

Коммерческая товарная информация - сведения о товаре, дополняющие основную информацию и предназначенные для изготовителей, поставщиков и продавцов, но малодоступные потребителю. Эта информация содержит данные о предприятиях-посредниках, нормативных документах, о качестве товаров, штриховое кодирование. Потребительская товарная информация - сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предложений. Они показывают выгоды вследствие применения конкретного товара. Предназначены для потребителей. Эта информация содержит сведения о привлекательных потребительских свойствах товаров, пищевой ценности, составе, назначении, способах использования, безопасности, надежности и другое.

Потребительская товарная информация - сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предложений. Они показывают выгоды вследствие применения конкретного товара.


Предназначены для потребителей. Эта информация содержит сведения о привлекательных потребительских свойствах товаров, пищевой ценности, составе, назначении, способах использования, безопасности, надежности и др.

Формы товарной информации:

  • - словесная;
  • - штриховая;
  • - потребительская;
  • - символическая;

Словесная информация - размещается на упаковке или самом товаре. Она наиболее доступна для населения.

Символическая информация - сведения о товаре, передаваемые с помощью информационных знаков.

Штриховая информация - информация, в виде штрихового кода, который предназначен для автоматизированной идентификации и учета информации о товаре, закодированный в виде цифр и темных штрихов, светлых пробелов. Штриховая информация является комплексной формой информации, сочетающей элементы символической и цифровой форм. Эта информация носит чисто коммерческий характер и недоступна потребителю.

Потребительская товарная информация[1] - сведения о товаре, предназначенные для создания потребительских предпочтений, показывающие выгоды вследствие применения конкретного товара и нацеленные, в конечном счете, на потребителей. Эта информация содержит сведения о наиболее привлекательных потребительских свойствах товаров: пищевой ценности, составе, функциональном назначении, способах использования и эксплуатации, безопасности, надежности и др. Красочные изображения на товаре и / или упаковке также предназначены для усиления эмоционального восприятия их потребителями.

По восприятию органами чувств выделяют звуковую; визуальную (символы, рисунки, жесты, зрительные образы); органолептическую; вкусовую; обонятельную (запахи); тактильную (ощущения) информации.

По общественному назначению - информацию делят на массовую; личную (хранится в памяти каждого человека); общественно-политическую; обыденную; эстетическую.

По области возникновения выделяют элементарную (процессы явлений неодушевленной природы); биологическую (процессы животного и растительного мира); социальную (человеческое общество) информации. Также можно выделить такой вид информации как специальная - научная; техническая; отраслевая; производственная.

1.2 Маркировка: понятие, назначение, функции, виды

Маркировка[2] - это текст, условные обозначения и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителя информации об изготовителях количественных и качественных характеристиках товара.


Основные функции маркировки: информационная, идентифицирующая, мотивационная и эмоциональная.

Информационная функция маркировки как одного из средств товарной информации является основной. Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший - на коммерческую. При этом основополагающая информация на маркировке дублирует тот же вид информации в товаросопроводительных документах (ТСД). Несовпадение данных основополагающей информации может быть следствием фальсификации товаров.

Необходимость такого дублирования обусловлена общностью идентифицирующей функции маркировки и ТСД. Однако в отличие от ТСД маркировка предназначена для всех субъектов коммерческой деятельности, а для основной массы потребителей является практически единственно доступным средством товарной информации. Поэтому в маркировке удельный вес коммерческой информации значительно меньше.

Идентифицирующая функция маркировки чрезвычайно важна, так как это обеспечивает прослеживаемость товарных партий на всех этапах товародвижения.

В зависимости от места нанесения различают маркировку производственную и торговую.

Маркировка должна соответствовать требованиям стандартов, других нормативных документов. Требования к производственной маркировке устанавливаются в основном стандартами на маркировку и упаковку, а также общетехническими условиями стандартов на продукцию. Требования к торговой маркировке в меньшей степени разработаны, чем к производственной. Отдельные требования к торговой маркировке устанавливаются Правилами продажи отдельных групп продовольственных и непродовольственных товаров, а также региональными Правилами розничной торговли.

К маркировке предъявляются общие для товарной информации и эмоциональная и мотивационная функции маркировки. Общие требования регламентируются Федеральным законом «О защите прав потребителей».

Специфические для маркировки требования: четкость текста и иллюстраций; наглядность, однозначность текста, его соответствие потребительским свойствам товара; достоверность - приведенные на маркировке сведения не должны вводить получателя и потребителя в заблуждение относительно количества, качества, изготовителя, страны происхождения; использование для маркировки несмываемых красителей, разрешенных для применения органами Госкомсанэпиднадзора[3].

Производственная маркировка[4] - это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем (исполнителем) на товар и (или) упаковку и (или) другие носители информации.


Торговая маркировка[5] - это текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные изготовителем на товарные или кассовые чеки, упаковки и (или) товар.

Носителями торговой маркировки служат ценники, товарные и кассовые чеки. В отличие от производственной торговая маркировка наносится не на товар, а на указанные носители или эксплуатационные документы.

Другое отличие торговой маркировки от производственной заключается в том, что ее идентифицирующая функция в большей степени связана с указанием данных о продавце, в меньшей - с информацией о товаре. Это обусловлено особенностями носителей торговой маркировки: небольшие размеры, заполнение для каждого товара или покупки, большие затраты ручного труда на маркирование, ограниченные технические возможности нанесения информационных данных. Благодаря идентифицирующей функции торговая маркировка служит основанием для предъявления претензий продавцу в случае выявления дефектов товаров и нанесения ущерба потребителю.

Кассовые чеки и ценники как носители торговой маркировки обязательны при реализации всех товаров в организациях розничной и мелкорозничной торговли, общественного питания. Разрешается реализация товаров без применения контрольно-кассовых машин и вручения покупателю кассового чека в случаях, определенных «Перечнем отдельных категорий и предприятий, организаций и учреждений, которые в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут осуществлять денежные расчеты с населением без применения контрольно-кассовых машин».

Товарные чеки применяются только при продаже непродовольственных товаров, причем Правилами установлен обязательный порядок выдачи вместе с погашенным кассовым чеком и товарного чека с обозначением номера (названия) магазина, даты покупки, артикула, сорта, цены только при покупке радио- и электробытовых товаров. При продаже тканей, одежды и обуви покупателю вместе с товаром в обязательном порядке выдаются кассовый и товарный чеки с обозначением реквизитов предприятия, даты покупки, цены.

1.3 Товарные знаки и их роль

Товарный знак[6] является одним из ключевых средств маркетинга, визитной карточкой предприятия и представляет собой официально зарегистрированное в установленном порядке и оригинально оформленное графическое изображение, оригинальное название, особенную комбинацию цифр, букв или слов, которыми предприятие выделяет свои товары и которые обеспечены правовой защитой. Основными целями применения товарного знака являются: идентификация товаров (услуг) предприятия-изготовителя или продавца и отличие их от товаров (услуг) других изготовителей или продавцов; защита исключительных прав производителя или продавца на пользование марочным названием, марочным знаком и эмблемой.