Файл: Товарная информация, виды, средства, способы, методы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Процесс создания товарного знака довольно сложный. Для участия в нем в обязательном порядке приглашают маркетологов, юристов, психологов и других специалистов, так как товарный знак выполнят очень важные для предприятия коммерческие, патентно-правовые, рекламные и иные функции. Коммерческая функция заключается в том, что товарный знак должен способствовать продвижению на рынке товаров конкретного владельца товарного знака, защищать эти товары от фальсификации и обеспечивать увеличение прибыли от реализации товаров. Для того чтобы товарный знак предприятия успешно конкурировал с другими товарными знаками, он должен быть лаконичным, простым, притягательным, привлекательным, легко выделяться, узнаваться и запоминаться.

Как правило, разработку товарного знака[7] начинают с изучения рынка, на котором он будет использоваться. Затем определяются основные характеристики товаров, их особенности, условия производства, потребления и основная характеристика потребителей. Поданную заявку рассматривают в Патентном ведомстве, которое принимает решение о регистрации товарного знака или об отказе в регистрации. На зарегистрированный товарный знак выдается свидетельство, являющееся охранным документом. Свидетельство удостоверяет факт регистрации, приоритет, срок действия, исключительное право владельца на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве, и содержит изображение товарного знака. С момента регистрации товарный знак становится интеллектуальной собственностью его владельца. В России товарный знак регистрируется Патентным ведомством в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания РФ на 10 лет с правом последующего продления каждый раз на 10 лет.

Товарные знаки могут быть несколько видов: словесные, изобразительные, комбинированные и объемные. Словесные товарные знаки используются в виде слов или сочетаний букв, имеющих словесный характер. Изобразительные товарные знаки используются в виде композиций фигур любых форм, пятен, линий. Такие знаки представляют собой различные конкретные и абстрактные изображения людей, предметов, животных, растений, их комбинации и др.

Объемные товарные знаки могут быть в виде линий, фигур, их композиций, изображенных в трехмерном пространстве. Таким изображением может быть оригинальная форма изделия или его упаковка. Комбинированные товарные знаки представляют собой комбинацию элементов разного характера - словесных, объемных, изобразительных и др. В качестве товарных знаков могут быть использованы звуковые, световые и иного характера обозначения. Право на использование товарного знака может быть предоставлено владельцем товарного знака другому лицу по лицензионному договору.


Договор об уступке товарного знака[8] и лицензионный договор регистрируют в установленном законом порядке. Использование товарного знака в противоречии с законом или сходного с товарным знаком обозначения для однородных товаров, а также иные действия в отношении товарного знака, наносящие ущерб его владельцу или потребителям, влекут за собой ответственность в соответствии с законодательством.

Используя товарный знак[9], необходимо соблюдать следующие основные правила его применения. Товарный знак должен быть всегда выделен. Его следует писать либо в кавычках, либо прописными буквами. Принятого способа выделения товарного знака следует придерживаться постоянно. Впервые применяя товарный знак в любом тексте, необходимо снабдить его соответствующим примечанием. Зарегистрированный товарный знак следует снабдить в любых текстах специальным знаком, принятым в стране, где реализуется товар. Если товарный знак зарегистрирован в нескольких начертаниях, то непосредственно на товар его предпочтительно наносить более заметным, запоминающимся стилем. Товарный знак не склоняется.

Использовать товарный знак можно только в том виде, в котором он зарегистрирован. Нельзя использовать товарный знак во множественном числе, если он зарегистрирован в единственном числе. В обязательном порядке необходимо использовать предупреждающую маркировку, характеризующую степень защищенности товарного знака.

По итогам изучения теоретических основ информации о товаре можно отметить, что, товарная информация - сведения о товаре, предназначенные для пользователей - субъектов коммерческой деятельности. Товарная информация очень важна для потребителя, ведь с ее помощью он сможет узнать информацию о товаре. Однако потребителю зачастую трудно разобраться в этом товарном многообразии, сделать компетентный выбор достаточной и достоверной информации о каждом наименовании выпускаемых в продажу товаров. Информация трактуется как функциональное явление, связанное с управлением и, следовательно, относящееся только к системам управления в живой природе, технике и обществе. Изготовитель или продавец товара обязан своевременно предоставлять потребителю (покупателю) всю необходимую и достоверную информацию о предлагаемых для реализации непродовольственных товарах, обеспечивающую возможность их компетентного выбора.

С коммерческой точки зрения товарный знак позволяет продвигать продукцию предпринимателя, делать ее уникальной и узнаваемой. Более того, товарный знак способствует защите от подделок, а также увеличению прибыли. Правильное оформление товарного знака позволяет предпринимателю избежать ненужных проблем и судебных разбирательств. Согласно данным Федеральной службы по интеллектуальной собственности, за 2014 год было зарегистрировано свыше двадцати трех тысяч товарных знаков. Также во второй главе изучено определение и значение маркировки товаров, а также рассмотрены различные способы маркировки. Информационная функция маркировки как одного из средств товарной информации является основной.


Наибольший удельный вес приходится на основополагающую и потребительскую информацию, меньший - на коммерческую. Отличие торговой маркировки от производственной заключается в том, что ее идентифицирующая функция в большей степени связана с указанием данных о продавце, в меньшей - с информацией о товаре.

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СООТВЕТСТВИЯ МАРКИРОВКИ И УПАКОВКИ

2.1 Цели, задачи и объекты исследования

Данная работа проводится с целью установления соответствия маркировки, упаковки и этикетки чая черного байхового требованиям государственного стандарта.

Задачами исследования являются:

  • изучить потребительские свойства чая;
  • изучить нормативную базу производства, упаковки и маркировки чая;
  • провести экспертизу маркировки 3 образцов черного байхового чая разных производителей.

В качестве объекта исследования будем рассматриватьтри образца чая от разных производителей:

1. Цейлонский черный чай байховый листовой ломаный «Принцесса Канди. Медиум» 250 гр.

2. Цейлонский черный чай байховый листовой«Акбар» Высший сорт.250гр.

3. Цейлонский крупнолистовой чай «Майский». Корона Российской Империи», Высший сорт

Отобранные образцы были исследованы на соответствие требования стандартов по маркировке и упаковке. Непосредственно анализ маркировки продукции проводился по ГОСТу Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования».

2.2 Анализ маркировки трех образцов черного байхового чая разных производителей

Информация, указанная на маркировке, имеет большое значение в оценке качества продукции.

Маркировка - текст, условные обозначения или рисунок, нанесенные на упаковку и (или) товар, а также другие вспомогательные средства, предназначенные для идентификации товара или отдельных его свойств, доведения до потребителей информацию об изготовителях (исполнителях), количественных или качественных характеристиках товара.


В работе был проведен анализ отобранных образцов товара на полноту информации., указанной на маркировке по ГОСТу Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителей. Общие требования». Результаты сравнительного анализа объектов представлены таблице 1, (приложение1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика маркировки исследуемых образцов

Наименование показателя в соответствии с требованием ГОСТ

Фактическое значение

Образец 1

Образец 2

Образец 3

Наименование продукта

Цейлонский черный чай байховый листовой ломаный

«Принцесса Канди. Медиум»

Чай черный «Акбар» Высший сорт.

Цейлонский крупнолистовой чай «Майский. Корона Российской Империи», Высший сорт

наименование и место-

нахождение изготовителя

Под контролем ООО «Орими Трейд», Россия, 194044, Санкт-Петербург,ул. Тобольская,3. Изготовлено и упаковано ООО «НЕП» Россия,188682, Ленинградская обл., Всеволожский р-н, пос.им.Свердлова, мкр.1,15/4

Изготовитель: ООО «Яковлевскаячаерасвесочная фабрика», 142152, Россия, Московская область, Подольский район, Яковлево, ул. Шоссейная, д. 1

Страна выращивания: Шри-Ланка

Изготовитель: компания «Май»,147790, Россия, г. Фрязино Московская обл., ул. Озерная, д. 1 А.

масса нетто

250гр.

250 гр.

250 гр.

товарный знак изготовителя (при наличии)

Присутствует

Присутствует

Присутствует

состав продукта, пищевые добавки

Не указано

Чай черный байховый цейлонский, крупнолистовой.

Чай черный крупнолистовой

В ходе анализа маркировки выявили, что все три образца не соответствуют требованиям, предъявляемым к элементам маркировке. На образце 1 отсутствует знак подтверждения соответствия нормативному документу, по которому он сделан. Также состав продукта и пищевая ценность. Информация на образцах 1 и 3 представлена только на русском языке, на образце 2 есть информация на языке, но не указано на каком именно. На образце 3 не указан срок хранения, как прописано в стандарте, а только указана дата изготовления и дата окончания срока.

На всех образцах дата изготовления указана четко, несмывающейся краской, но есть недостаток: она находиться не на этикетке, а с обратной стороны упаковки, поэтому чтоб ее найти требуется покрутить товар в руках, что занимает определенное время.


2.3 Аназиз требований предъявляемых к товарной информации

Маркировка может включать три элемента[10]: текст, рисунок и условные

обозначения или информационные знаки.

Текст - форма письменной информации, наиболее распространенный элемент производственной и торговой маркировок. Удельный вес текста на маркировке в зависимости от ее назначения и носителей составляет 50-100%.

Рисунок не всегда присутствует на маркировке. В наибольшей степени он присущ производственной маркировке, в наименьшей -торговой. Удельный вес рисунка колеблется в пределах от 0 до 50% всей товарной информации на маркировке.

Условные обозначения, или информационные знаки (ИЗ), характерны в основном для производственной маркировки. В товарной маркировке они встречаются реже. Особенностями ИЗ являются краткость изображения, небольшая площадь размещения на носителе маркировки при высокой информационной емкости, но меньшая доступность информации. Иногда информация ИЗ бывает доступна только профессионалам и требует специальной расшифровки.

В работе был проведен анализ составных частей маркировки, результат которого представлен в таблице 2.

Таблица 2

Составные части маркировки

Наименование чая

Элементы информации, содержащиеся в составных частях маркировки

текстовой

50-100%

изобразительной

0-50%

Информационных знаков

0-30%

«Принцесса Канди. Медиум»

55

40

5

«Акбар»

50

45

5

«Майский. Корона Российской Империи»

50

40

10

В соответствии с анализом элементов информации, содержащейся в составных частях маркировки можно делать вывод, что на исследуемых упаковках чая элементы маркировки соответствуют указанным нормам.

Насыщение рынка товарами, расширение и углубление ассортимента являются одним из достижений перехода к рыночным отношениям. Однако потребителю зачастую трудно разобраться в этом товарном многообразии, сделать компетентный выбор достаточной и достоверной информации о каждом наименовании выпускаемых в продажу товаров. Причем необходима информация не только о новых, но и о давно известных товарах.