Файл: Понятие и признаки государства (Пути возникновения государства. Сущность и признаки).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты происхождение и типологии государства
1.1. Пути возникновения государства. Сущность и признаки.
1.2. Типы государства и их классификация
1.3. Форма правления в Российской Федерации
2. Соотношение досовременного государства и современного.
2.1. Форма досовременного государства.
2.2. Форма современного государства.
2.3. Соотношение современной и досовременной форм государства
- первобытный строй:
- наличие социально однородного внеклассового общества, имеющего антагонистические противоречия;
- наличие кровнородственного разделения населения;
- наличие публичной власти, непосредственно совпадающей со всем населением, которая выражает и защищает интересы всего общества;
- отсутствие аппарата принуждения, на который могла бы опираться публичная власть;
- отсутствие распределения функций у публичной власти;
- отсутствие сбора налога с населения;
- наличие неписанных правил поведения – обычаев.
- государство1[13]:
- появление социально неоднородного, классового расслоения общества, имеющего антагонистические противоречия;
- появление административно – территориального разделения населения (округа, области и др.);
- появление публичной власти, отдельной от населения (государственный аппарат), которая выражает и защищает интересы наиболее экономически обеспеченной части (класса) общества, возникшей в результате его социального расслоения;
- появление определенных функций (законодательной, исполнительной) у отдельных органов публичной власти;
- наличие аппарата принуждения (подавления) – отрядов вооруженных людей в виде армии, полиции и др., на которой опирается государственный аппарат;
- появление официальной системы налогообложения;
- появление писаных общеобязательных правил поведения – юридических норм.
Нынешнее государство сильно отличается от тех родоплеменных общин, которые существовали ранее, однако некоторые механизмы и методы управления остались прежними.
3. Россия суверенное, независимое, демократическое, социальное и правовое государство
Первые в истории человечества государства возникли вследствие разделения первобытного общества на классы с противоположными социально-экономическими интересами. Наряду с этой закономерностью образования государств у различных народов имеет свои специфические условия. А именно: у римлян процесс образования государства был ускорен борьбой плебеев против патрициев; у германцев – завоеванием чужых территорий; у других – в условиях внутренних противоречий, в частности, в процессе ликвидации империй, колоний, и т. п.
Народы в составе многонациональных государств вследствие конкретных исторических причин начали осуществлять свое право на самоопределение и формирование национальных суверенных государств. По подобному варианту возникло и утверждается демократическое, независимое, правовое государство Российская Федерация; с принятием Декларации о государственном суверенитете Российской Федерации и провозглашением ее независимости открылись реальные возможности построения демократического правового государства. Развития демократии и создание правового государства должны осуществляться одновременно. Правовое государство может возникнут только в демократически развитом обществе, в котором есть необходимые условия для полновластия народа, осуществления и защиты основных прав человека как наивысшей социальной ценности общества. Вместе с тем, правовое государство может функционировать при надлежащем уровне цивилизованности общественных отношений.
В Декларации о государственном суверенитете РФ указаны следующие признаки государственного суверенитета:
1) верховенство;
2) самостоятельность;
3) полнота;
4) неделимость;
5) независимость;
6) равноправие.
К указанным признакам суверенитета следует добавить неотчуждаемость — невозможность произвольного отчуждения легитимной и легализованной власти. Имеется лишь закрепленная законом возможность делегировать суверенные права государства органам местного самоуправления (в унитарном государстве), субъектам федерации и органам местного самоуправления (в федеративном государстве), международным организациям (политическим субъектам более высокого ранга) 1.
Суверенитетом обладают любые государства независимо от величины их территории, количества населения, формы правления и устройства. Государства выступают как территориально-политические организации, устанавливающие пределы своего властвования именно благодаря суверенитету. Однако суверенитет первичен по отношению к государственной власти: он и есть «право на власть», означает особое качество власти.
Суверенитет государства является основным принципом международного права.
Суверенитет государства выражается в системе его суверенных прав (внутренних и внешних), которые осуществляются государственными органами и институтами:
- право издавать законы;
- право формировать государственные органы;
- право определять свою символику (герб, гимн, флаг) и др.;
- право иметь собственную денежную единицу;
- право устанавливать налоги;
- право войны и мира;
- право назначать своих представителей в другие государства (дипломатов, консулов) и международные организации;
Следует различать два аспекта суверенитета государства:
- формальный, юридический (форма суверенитета);
- материальный (содержание суверенитета).
Объем суверенитета у государств не одинаков. У большинства государств он формальный либо ограниченный. В наши дни свойственное государству верховенство его власти на своей территории и независимость в международных отношениях все больше ограничиваются международным правом. Это связано с формированием транснациональных обществ, неподконтрольных государству; образованием международных и межгосударственных (регионально-континентальных) сообществ и содружеств; активизацией деятельности международных правительственных и неправительственных организаций и институтов; также децентрализацией внутри государства в связи с расширением прав его регионов.
Ограничением свободы действий государства являются: юридический запрет применять силу против других государств, за исключением самообороны или уполномочия со стороны Совета безопасности ООН (органа, который несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности); юридическая обязанность исполнять заключенные им договоры.
Утверждение в национальном и международном праве принципа уважения и соблюдения прав человека со второй половины XX века существенно ослабило незыблемые позиции суверенного равенства и невмешательства во внутренние дела государств. В рамках и пределах, установленных Уставом ООН, стала применяться вооруженная сила против государства, допускающего или совершающего нарушения прав человека (так называемая гуманитарная интервенция).
Демократия нигде и никогда не существовала без государства.
Реально демократия представляет собой форму (разновидность) государства, характеризующегося, по меньшей мере, следующими признаками:
- признание народа высшим источником власти;
- выборностью основных органов государства;
- равноправием граждан и, прежде всего, равенством их избирательных прав;
- подчинением меньшинства большинству при принятии решений.
Современные демократические государства (а быть демократическим государством престижно) дополняются рядом других признаков и принципов:
- соблюдением прав человека, их приоритетом перед правами государства, согласованием интересов гражданина и государства;
- конституционным ограничением власти большинства над меньшинством;
- уважением прав социального меньшинства на собственное мнение и его свободное выражение;
- верховенством права и обеспечением его обязательности в законотворческой деятельности;
- верховенством и наивысшей юридической силой конституции относительно законодательных и других правовых актов;
Исходя из современного наполнения демократии качественным дополнительным содержанием, можно дать определение демократии как образца, идеала, к которому стремятся цивилизованные государства.
Демократия — политическая организация власти народа, при которой обеспечивается: равное участие граждан в управлении государственными и общественными делами; выборность основных органов государства и законность в функционировании всех субъектов политической системы общества; реализация, охрана и защита прав и свобод человека и меньшинства в соответствии с международными стандартами.
Признаки демократии:
1. Демократия имеет государственный характер:
а) выражается в делегировании народом своих полномочий государственным органам. Народ участвует в управлении делами в обществе
и государстве как непосредственно (самоуправление), так и через
представительные органы;
б) обеспечивается выборностью органов государства, то есть демократической процедурой организации органов государства в результате
конкурентных, свободных и честных выборов;
в) проявляется в способности государственной власти оказывать воз
действие на поведение и деятельность людей, подчинять их себе с целью
управления общественными делами.
2. Демократия имеет политический характер[14]:
а) предусматривает политическое и идеологическое многообразие. Демократия, как, впрочем, и рыночная экономика, невозможна без существования конкуренции, то есть без оппозиции и плюралистической политической системы. Это находит проявление в том, что демократия выступает принципом деятельности политических партий в борьбе за обладание государственной властью. При демократии учитывается многообразие политических мнений — партийных и других, идеологических подходов к решению общественных и государственных задач. Демократия исключает государственную цензуру и идеологический диктат.
Прямой (непосредственный) характер выборов означает:
1) воздействие решения избирателя на результаты выборов без посреднической инстанции;
2) наличие перед выборами непосредственной информации о кандидатах.
Допускается существование не любых партий и идеологий. Запрещается создание политических партий, программные цели и действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности государства, его независимости и ряд других;
б) основывается на политическом равноправии граждан относительно их участия в управлении делами общества и государства и, прежде всего, на равенстве избирательных прав. Такое равенство дает возможность выбора между различными политическими вариантами, то есть политическими возможностями развития.
- Демократия предусматривает провозглашение, гарантирование и фактическое воплощение прав граждан — экономических, политических, гражданских, социальных, культурных.
- Демократия предусматривает законность в качестве режима общественно-политической жизни. Режим общественно-политической жизни выражается в требованиях ко всему обществу — ко всем субъектам политической системы (они же — и субъекты демократии) и, прежде всего, к государственным органам — учреждаться и функционировать на основе строгого и неуклонного исполнения правовых норм. Каждый орган государства, каждое должностное лицо должны иметь столько полномочий, сколько необходимо, чтобы создать условия для реализации прав человека, их охраны и защиты.
Социальное государство — это правовое государство развитого гражданского общества с социально ориентированным рыночным хозяйством, способное создать условия для реализации экономических, социальных и культурных прав человека, гарантировать социальную справедливость и социальную безопасность личности, установить социальное согласие в обществе.
Признаки социального государства:
- наличие правового государства и развитого гражданского общества как условия его функционирования;
- наличие экономической основы — социально ориентированного рыночного хозяйства;
- наличие юридической основы — социального законодательства и осуществление на его основе социальной политики;
- гарантирование реализации экономических, социальных и культурных прав человека;
- гарантирование социальной безопасности личности, способной самостоятельно обеспечивать необходимый (достаточный) уровень Материального благосостояния для себя и членов своей семьи (профессиональное обучение, переквалификация, равенство стартовых возможностей для молодежи);
Таким образом, будучи ограниченным правом, социальное государство проявляет активность в регулировании социально - экономических процессов, социального аспекта основных прав граждан, их социальной защищенности в соответствии с законом.
Государство является социальным, правовым постольку, поскольку оно гарантирует человеку свободу проявления:
- как личности, которая отличается от других физическими и психическими качествами, то есть имеет индивидуальность;
- как члену социального организма, каким является гражданское общество, то есть личности, которая входит в состав общественных и профессиональных групп и организаций;
- как гражданину, который находится в особых правовых связях с государством.
Прогнозировать перспективу успешного развития можно только на путях оптимального сочетания принципов правовой государственности, демократизма, социальной государственности. Концепция социального правового государства является достоянием всего человечества. Эта рациональная концепция в случае успешной реализации способна вывести страну в число цивилизованных государств мира.
Правовое государство — это тип государства развитого гражданского общества, в котором организация и деятельность власти основана на принципе верховенства права, признании и обеспечении прав и свобод человека, взаимной ответственности государства и личности, соблюдении реального разделения властей с их эффективным взаимодействием и взаимным контролем. Правовое государство основывается на конституционном режиме и предполагает непротиворечивую правовую систему[15].