Файл: Понятие и признаки государства (Пути возникновения государства. Сущность и признаки).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты происхождение и типологии государства
1.1. Пути возникновения государства. Сущность и признаки.
1.2. Типы государства и их классификация
1.3. Форма правления в Российской Федерации
2. Соотношение досовременного государства и современного.
2.1. Форма досовременного государства.
2.2. Форма современного государства.
2.3. Соотношение современной и досовременной форм государства
Введение
Насущные проблемы демократического переустройства нашего общества, занятие им достойного места в цивилизованном мире, в котором на первом плане стоит личность, формирование гражданского общества с неизбежностью требуют, как теоретического осмысления основных тенденций развития государства, так и поиск возможных путей их практического воплощения в действительности.
Любые реформы в обществе с новой силой ставят вопрос об отношении различных общественных сил, политических организаций к государству в силу того, что во все времена существовали управляемые и управляющие органы, функционировала власть, использовавшая и убеждение, и принуждение, а государство представляет собой особую разновидность властвующей организации, в которой властное начало проявляется всегда активно и никогда пассивно.
Государство играет немаловажную роль в совершенствовании общества как собственника основных орудий и средств производства, определяет основные направления его развития в интересах всех и каждого, а также выступает организацией всех граждан.
Основная цель работы заключается в раскрытии такого теоретически важного понятия, как государство – его происхождение, сущность, типология. А также исследовать государственную власть и государство в целом, а также ознакомится с механизмом и формой правления современного и досовременного государств. Раскрыть понятие и признаки, сущность и функции нашего государства, а также изучить существующие формы правления. Функции государства отражают динамическую сторону государственного бытия. Существующие формы и виды правления сохраняют свое значение, все они существуют в различных государствах мира, но на их базе и наряду с ними через совмещение и появление новых признаков создаются неизвестные ранее формы.
Данная работа предполагает достижение нескольких задач: во-первых, исследовать процесс эволюции и общие закономерности возникновения государства; во-вторых, получить представление об основных категориях, отражающих особые свойства государства; в-третьих, получить представление о типах государств, характеризующихся общими сущностными признаками, раскрыть сущность своего государства как независимого, суверенного, демократического, социального и правового государства.
Предметом изучение было государство, как современное, так и досовременное.
1. Теоретические аспекты происхождение и типологии государства
1.1. Пути возникновения государства. Сущность и признаки.
Формирование государства и права происходило весьма сложно, противоречиво и заняло длительный период в истории человечества. Причем у разных народов процесс возникновения государства и права не был одновременен и шел разными путями.
Исторические пути возникновения государства и права[1]:
- Восточный путь. Этот путь появился на Древнем Востоке. Он предопределен «азиатским способом производства», суть которого состоит в том, что главным фактором выступают земельная община, коллективная собственность, превращение родоплеменной знати в чиновничий аппарат управления, а коллективной собственности – в государственную.
- Западный путь. Это путь, где главным государствообразующим фактором было классовое расслоение общества, обусловленное интенсивным формирование частной собственности на землю, скот, рабов. Например, Древняя Греция (Афины).
Основные теории происхождения государства[2]:
- Теологическая теория (Фома Аквинский, Ж.Маритен). Связывала возникновение государства с божьим установлением.
- Патриархальная теория (Аристотель, Конфуций) развилась из власти отцовской. Предполагает возникновение государственной власти как власти опекунской, отеческой в результате соединения родов в племена, племен в общности и государства.
- Этнологическая теория (договорная). (Т.Гоббс, Ж.-Ж. Руссо). Государство возникает в результате общего договора. Если правительство злоупотребляет властью, его можно свергнуть.
- Теория насилия (завоевания). Основоположники К.Каутский, Е.Дюринг. Государство возникает в результате завоевания.
- Органическая теория объясняет происхождение государства как результат естественного развития. Ее представители Г.Спенсер и др. полагали, что государство появляется вместе с людьми.
- Марксистская теория (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.И.Ленин). Государство возникает в результате социального, экономического сдвига.
- Психологическая теория (Л.И.Петражицкий, Г.Тард) возникала в результате психологической потребности людей управлять ими. Из психологии индивида появляется необходимость создания государства
- Ирригационная теория К.-А.Виттфогель пытался связать деспотические формы государств азиатского способа производства с ведением ирригационных строительств.
Государство – единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и ее население, располагает для этого специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех законы и обладает суверенитетом.[3]
Основные признаки государства:
1. Публичная власть. Государство обладает аппаратом управления (исполнения, контроля), а также аппаратом принуждения (и защиты общества). Власть состоит из отрядов полиции, армии, тюрем, судов.
2. Система налогов и займов. Для содержания публичной власти необходимы средства, которые государство собирало в виде налогов.
3. Территориальное деление населения. Наличие четко определенных внешних границ и внутреннего деления.
4. Право. Общеобязательные правила поведения, санкционированные государством и закрепленные в виде законов.
5. Суверенитет. Самостоятельность, независимость государства в осуществлении политики, как в пределах собственной территории, так и в международных отношениях.
Под сущностью государства понимается обеспечение с помощью аппарата политической власти целостности общества и его надлежащего функционирования в обстановке, когда общество существует как суверенный, самостоятельный организм и когда в нем утверждается демократия.
Современные подходы к объяснению сущности государства:
- Теологический. Государство как богоустановленное явление;
- Арифметический (классический). Государство - совокупность трех элементов: власть, территория, население;
- Юридический. Государство – совокупность правонарушений и нормативного единства;
- Социологический. Государство рассматривают как юридическую персонификацию нации;
- Информационно-кибернетический. Структура прямых и обратных связей;
- Общефилософский. Отличия государства как организации, от строя, партии, присущими ему качествами;
- Социальный. Государство рассматривается с позиции социальной сущности, доминирования определенной социальной группы.
Современные теории сущности государства:
- Расовая теория
- Теория «элит»
- Плюралистическая демократия
- Теория всеобщего благоденствия
- Теория правового государства
- Теория технократического государства
- Теория конвергенции.
1.2. Типы государства и их классификация
Методы, которыми осуществляются функции государства, применяемые при этом средства, а также характер установленных в государстве отношений позволяют типологизировать, классифицировать разные виды государств. Типология государств может осуществляться по различным основаниям.
В марксизме главным критерием типологизации выступает социально-экономическая, классовая природа государства. На этой основе выделяются следующие типы государств:
- рабовладельческие;
- феодальные;
- буржуазные (капиталистические);
- социалистические;
- социалистической ориентации;
- капиталистической ориентации.
Государства подразделяются по способу организации высшей власти (форма правления).
Форма правления – это элемент формы государства, характеризующий организацию высших органов государственной власти, а именно порядок их образования, взаимоотношения между собой и населением.[4]
- Монархия:
- Абсолютная, (самодержавная). Отсутствуют представительные учреждения народа (парламент). Единственным носителем суверенитета государства является монарх. Саудовская Аравия, Оман, Объединенные Арабские Эмираты.
- Ограниченная, (конституционная). Власть главы государства ограничивается представительными органами. Имеются две разновидности: дуалистическая монархия – разделение государственной власти между парламентом и монархом (Иордания, Таиланд). Парламентская монархия – значительная роль парламента (Англия, Швеция, Бельгия).
- Республики - государства, где высшие органы государственной власти формируются на выборной основе. Бывают президентские (США) и парламентские (Италия, Германия) республики.[5]
Признаки президентской республики:
- Главой государства, главой правительства и главой исполнительной власти является президент;
- президент и правительство избираются внепарламентским методом;
- формирует правительство, которое не несет политической ответственности перед парламентом;
- не имеет права распускать парламент.
Для парламентской республики характерно:
- единая система выборов;
- победившие партии формируют высший законодательный орган;
- парламент формирует правительство из числа лидеров победивших партий;
- возможен досрочный роспуск парламента главой государства;
- парламент может избирать президента.
Смешанная республика сочетает черты президентской и парламентской республики. Франция, Белоруссия.
По национально-территориальной организации (формы государственного устройства) государства делятся на унитарные и федеративные.
Форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, центральными и местными органами.[6]
Унитарное государство- единое государство, состоящее в своей основе из административно-территориальных единиц, которые не имеют права собственного местного законодательства, хотя могут издавать другие нормативные акты. (Бельгия, Испания, Италия, Финляндия, Дания).
Федеративное государство- сложное образование, имеющее в своем составе административно-территориальные образования, обладающие значительной степенью самостоятельности (штаты, области, края). Создаются двухпалатные парламенты. (Россия, США).
Конфедерация – союз суверенных государств, образованный для решения совместных политических, экономических и военных задач. Эти объединения нестабильны, распадаются после решения поставленных задач или развиваются в федерацию (Швейцария).
Кроме того, по типу политического режима государства бывают демократическими, тоталитарными, авторитарными.
Политический режим – это совокупность приемов и методов, с помощью которых государственные органы осуществляют принадлежащую им власть.[7]
Демократический государственный режим характеризуется реальным разделением властей. Органы законодательной власти и высшие должностные лица избираются народом и ответственны перед народом. Здесь создаются правовые законы, утверждаются принципы верховенства права и независимости правосудия. Конфликты разрешаются, прежде всего, на правовой основе.
Авторитарный режим. Вся власть сосредотачивается в руках одного лица или группы лиц. Создаются не правовые законы, нарушается действующее законодательство представителями власти. Ограничиваются права и свободы граждан. Действует цензура. Нет свободных выборов.
Тоталитарный режим представляет собой безраздельное господство бюрократии, возглавляемой лидером, действия которого не опираются на законы. Отсутствует разделение властей; права, и свободы человека нарушаются.
Так же существуют еще недемократические политические режимы – это деспотический, тиранический, олигархический, аристократический, фашистский.
Более подробно остановимся на рассмотрении формы правления Российской Федерации.