Файл: Понятие и признаки государства (Пути возникновения государства. Сущность и признаки).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формы государства

Формы правления

Формы государственного устройства

Формы политического режима

Монархия

Республика

абсолютная

ограниченная

парламентская

президентская

смешанная

унитарное

федерация

конфедерация

демократический режим

авторитарный режим

тоталитарный режим

Рис.1 Формы государства

1.3. Форма правления в Российской Федерации

По Конституции РФ Россия определяется как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст.1 Конституции РФ). Конституция закрепила демократический республиканский правой строй, утверждая принцип разделения властей на создающие закон, применяющие закон и следящие за его соблюдением (ст.10 Конституции РФ).[8]

Российская Федерация может быть охарактеризована как смешанная республика (полупрезидентская), т.е. сочетает черты парламентской и президентской власти.

Главный принцип смешанной республики, отличающий ее от других форм правления, заключается в том, что президент и парламент в объеме своих властных полномочий конкурируют за право формировать правительство.

В этом аспекте большое значение имеет их партийная принадлежность, которая может влечь за собой две полярные друг другу модели организации государственной власти:

1) Президент и парламентское большинство принадлежат к одной партии. Можно говорить о возникновении «партийно-президентской власти», во главе которой стоит президент — лидер партии большинства в парламенте, опираясь на которое, он формирует правительство, по сути, самостоятельно, становясь его главой.

2) Президент и парламентское большинство принадлежат к разным партиям. Парламентскому большинству и фактически сформированному им правительству противостоит президент. В этом случае исполнительная власть приобретает характер двуглавой: её осуществляют и премьер-министр, и президент.

Так президент РФ, Дмитрий Медведев, выступил за то, чтобы в России рано или поздно появился президент, который принадлежал бы к какой-либо партии.

Глава высшего совета «Единой России», спикер Госдумы Борис Грызлов заявил, что у партии власти нет планов по превращению страны в парламентскую республику.

«Действующая сейчас форма правления государством вполне сбалансирована, между исполнительной и законодательной властью разделены сферы ответственности», - сказал Грызлов журналистам.[9]


По его словам, на сегодняшний день эта форма «единственно верная для нашей страны».

В то же время, считает Грызлов, влияние парламентской ветви на структуру власти в целом должно и может усиливаться и, в частности, через делегирование членов парламента в органы исполнительной власти.

«Я считаю, что было бы правильно, чтобы членами правительства становились достаточно известные специалисты, в том числе и признанные народом», - подчеркнул Грызлов.[10]

Итак, правительство не видит в России перспектив для парламентской республики. Эта форма правления, по их убеждениям, совершенно не подходит нашей стране. В Российской Федерации установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.

Во-первых, наряду с признаками президентской республики данная форма имеет элементы парламентарной республики.

Во-вторых, дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом.

В-третьих, уникальность России как федерации не может не быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства.

За последние годы принято достаточно много законодательных решений, решений организационного и иного уровня, которые всерьез корректируют — не глубоко реформируют, чего, кажется, надо избегать, а подстраиваются к новым временам. Модернизируются важнейшие направления политической жизни.

2. Соотношение досовременного государства и современного.

2.1. Форма досовременного государства.

В далекой древности государства не было. Условно этот период можно назвать догосударственным обществом, которое поэтапно представляло собой:

  • праобщину (первобытное человеческое стадо),
  • родовую общину,
  • крестьянскую общину.

Община – универсальная форма организации аграрных и иных ранних обществ, через которую прошли (или проходят) все народы мира. Люди объединялись в коллективы, построенные на кровнородственных связях, с властью вожака. Это стало началом социальной организованности, которая развилась в период родовой общины благодаря коллективизму в производстве и потреблении.


Общность интересов, производства и потребления членов рода обусловили такую организацию социальной власти, как первобытное общественное самоуправление[11].

Признаки первобытного общественного самоуправления:

  1. существовало только в рамках рода, выражало его волю и основывалось на кровных связях;
  2. субъект и объект управления совпадали;
  3. органами самоуправления выступали родовые собрания, и избираемые ими старейшины;
  4. общественные дела решались волеизъявлением взрослых членов рода на собраниях;
  5. власть старейшин, стоящих во главе рода, а также военачальников основывалась на авторитете, опыте, уважении.
  6. должность старейшины не давала никаких привилегий;

Интересы патриархальных семей уже не полностью совпадают с интересами рода. С появлением семьи началось разложение родовой общины. Возникла крестьянская община.

Иной становится организация власти. Вместо собрания членов рода все чаще проводились только собрания мужчин. Постепенно осознавалась важность хорошего управления, руководства. Произошло разделение функций власти на светскую, военную, религиозную. Совет старейшин становится органом текущего управления. Появляется племенная бюрократия, которая осуществляет руководство обществом уже не только в его общих интересах, но и в собственных, групповых, классовых интересах.

Возникла необходимость в публичной власти, отдельной от общества, с особыми отрядами людей, которые занимаются только управлением и имеют возможность осуществлять организационное принуждение. Такой организацией стало государство.

Таким образом, причинами возникновения государства являются:

  1. необходимость совершенствования управления обществом, связанная с его усложнением в результате развития производства, разделения труда, изменения условий распределения продуктов, ростом численности населения и расслоением общества на социально неоднородные группы (классы);
  2. необходимость поддерживать в обществе порядок;
  3. необходимость защиты территории и ведения войн;
  4. необходимость организации крупных общественных работ, объединения для этой цели больших групп людей.

2.2. Форма современного государства.

Форма государства — это порядок (способ) организации и осуществления государственной власти в стране.


Структура формы государства — его внутреннее целостное строение, представляющее собой устойчивое единство элементов — формы государственного правления, формы государственного устройства, формы государственного режима, а также формы политического режима, их связи друг с другом и с формой государства в целом.

Форма государства включает в себя:

- форма государственного правления – порядок образования и организации высших органов власти в государстве;

- форма государственного устройства – порядок разделения территории государства на определенные составные части и соотношение власти между ними и государством в целом;

- форма государственного режима – порядок осуществления власти, определяемый центрирование высшего органа (парламент, президент, правительство) в государстве;

Форма политического режима:

- порядок осуществления государственной власти, определяемый используемыми приемами, способами, методами, средствами.

Виды форм правления современных государств[12]:

Монархия – форма государственного правления, при которой государственная власть сосредоточена полностью или частично в руках одного лица – монарха, передается по наследству, не зависимо от народа.

Виды монархии:

- Абсолютная (не ограниченная) – монарх не ограничен конституцией; осуществляет законодательную деятельность; руководит правительством, которое формирует сам; контролирует правосудие, местное самоуправление, то есть вся государственная власть сосредоточенна в его руках.

- Конституционная (ограниченная) – власть монарха ограничена конституцией, он не может прямо влиять на состав и политику правительства, которое формируется парламентом и подотчетно ему; парламент осуществляет законодательную деятельность.

  • Парламентская – характерна для современных монархий, построенных на принципе парламентаризма: Великобритания, Испания, Дания , Швеция, Бельгия, Нидерланды, Япония и др.
  • Дуалистическая – характерна для переходного периода от феодализма к капитализму, служит формой примирения интересов феодалов и интересов буржуазии: Таиланд, Ливия, Эфиопия и др.

Республика – форма государственного правления, при которой высшая государственная власть осуществляется представительным общенациональным органом власти (парламентом), избранным народом на определенный срок.

Виды республики:

Парламентская - глава государства (президент) не может влиять на состав и политику правительства. Правительство формируется парламентом, подотчетно и подконтрольно ему (действует принцип политической ответственности правительства перед парламентом); остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства.


Президент—глава государства, но не глава правительства. Полномочий у президента меньше, чем у премьер-министра, который является главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции. Верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением страны.

Президент избирается парламентом или более широкой коллегией с участием парламента (Италия, Греция, Индия, ФРГ, Чехия, Венгрия).

Президентская - глава государства (президент) лично или с последующим одобрением верхней палаты парламента формирует состав правительства, которым руководит сам. Правительство, как правило, несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом (возможен парламентский контроль). Полномочия президента позволяют ему контролировать деятельность парламента (право его роспуска, право вето и др.)

Президент избирается внепарламентским путем — прямыми или непрямыми выборами населения (США, Аргентина, Мексика, Бразилия, Швейцария, Иран, Ирак).

Смешанная (полупрезидентская, полупарламентская) - глава государства (президент) предлагает состав правительства (прежде всего кандидатуру премьер-министра), который подлежит обязательному утверждению парламентом. Парламент и президент осуществляют контроль над правительством (двойной контроль). Исполнительная власть принадлежит не только президенту, но и премьер-министру, возглавляющему правительство. Президент в праве председательствовать на заседаниях правительства. Президент избирается внепарламентским путем (Украина, Финляндия, Франция, Португалия, Ирландия, Исландия, Румыния, Словения, Хорватия).

2.3. Соотношение современной и досовременной форм государства

Представление о государстве как организации, осуществляющей свою деятельность на основе закона, начали формироваться уже на ранних этапах развития человеческой цивилизации.

Следует учесть, что родовая организация постепенно эволюционировала в государство, проходя определенные переходные стадии, одной из которых была «военная демократия» (органы самоуправления еще сохраняются, но уже новые догосударственные структуры в лице военачальника и его дружины набирают силу).

Признаки государства, отличающее его от социальной (публичной) власти первобытнообщинного строя: