Файл: Понятие и признаки государства (Пути возникновения государства. Сущность и признаки).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты происхождение и типологии государства
1.1. Пути возникновения государства. Сущность и признаки.
1.2. Типы государства и их классификация
1.3. Форма правления в Российской Федерации
2. Соотношение досовременного государства и современного.
2.1. Форма досовременного государства.
2.2. Форма современного государства.
2.3. Соотношение современной и досовременной форм государства
Кроме обычных признаков, которые характерны для любого государства, правовое государство, как высшая форма политического бытия, которую выработало человечество, предполагает действие следующих принципов и иных условий:
1. Действует принцип верховенства права.
- Приоритет прав человека — признание прав человека высшей социальной ценностью и непосредственно действующим правом; закрепление в конституции каталога прав и свобод человека в соответствии с международными стандартами, а также создание социально-правового механизма их обеспечения (реализации, охраны, защиты).
- Соответствие закона праву (господство правовых законов) — соблюдение конституционного требования о правовом характере издаваемых законов, что означает: право, как справедливая и равная мера свободы, получает отработанное в законе содержание, гарантируется прямое действие конституционного закона и закрепленных в нем неотчуждаемых прав человека;
- Правовая определенность — возможность гражданина в разумных границах и при определенных обстоятельствах предусматривать юридические последствия своих действий, что означает: не только наличие норм права, но и четкое их закрепление в соответствующих юридических источниках, установленных действующей конституцией либо Законом о нормативных актах.
- Ограничение государственной власти правом — свобода в обществе может быть достигнута только в том случае, если государственная власть ограничивается (преодолевается) правом, ставится под контроль права, функционирует в сочетании и во взаимодействии с гражданским обществом в рамках права; самоограничение государственной власти своих прав возможно с помощью ею же созданных правовых законов при высокой культуре людей, составляющих эту власть.
2. Сформировавшееся гражданское общество — общество с высокоразвитой системой взаимодействия свободных и равноправных граждан и их объединений:
- Реальное обеспечение осуществления принципа равных возможностей людей свободно и безопасно распоряжаться своими силами, способностями, имуществом, руководствуясь действующим правом и собственным правосознанием;
- Утверждение прав народа и его суверенитета как единственного источника и носителя государственной власти.
3. Взаимная ответственность личности и государства — признание правового равенства сторон в конкретных правоотношениях: с одной стороны, ответственность личности как объекта власти, с другой — ответственность государства как субъекта власти:
- Ответственность государства перед личностью за все виды ее безопасности выражается в гарантиях: правовой защищенности конституционно закрепленных прав и свобод личности и постоянного их расширения; не превышения пределов полномочий, четкого соблюдения законов (не привлекать к ответственности одного вида за одно и то же правонарушение; не привлекать к ответственности за отказ давать показания или объяснения в отношении себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определен законом, и др.); возмещения за свой счет и за счет органов местного самоуправления морального и материального ущерба, причиненного незаконными решениями, действием или бездействием органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных и служебных лиц при осуществлении ими своих полномочий;
- Ответственность личности перед государством выражается в соблюдении запретов (не создавать организационные структуры политических партий в органах исполнительной и судебной власти и др.), исполнении обязанностей (соблюдать нормы конституции и действующих законов, платить законно установленные налоги, сохранять природу и окружающую среду и др.), использовании предоставленных прав в определенных рамках, установленных законами1.
- Независимость и самостоятельность законодательной, исполнительной и судебной власти — недопустимость подмены функций друг друга; издание законов исключительно парламентом или по его делегированию (если оно предусмотрено законом); осуществление правосудия исключительно судом; четкое регламентирование подзаконной деятельности исполнительных высших органов власти и т. п.
- Независимость судебных органов как действенная гарантия защиты прав человека; демократизм формирования судебной системы и процедуры судопроизводства, профессионализм и доступность судебной защиты.
Развитое правосознание и правовая культура общества, социальных групп, граждан. Знание права и умение его реализовывать. Ограничение правового нигилизма и правового догматизма. Преемственность правовой культуры и разумная правовая аккультурация.
Заключение
Функции и признаки современного государства очень разнообразны, также различие между современным и досовременным государствами значительные.
Вопрос о государстве является фокусом всех политических вопросов и политических споров современности. От характера ответа на этот вопрос зависит толкование всех других проблем общественного развития.
Провозглашение Российской Федерации независимым суверенным государством, принятие Конституции, необходимость реального обеспечения прав и свобод гражданина, утверждение верховенства права в общественной жизни обусловили потребность осмысления сущности и роли государства в трудную пору перемен и гуманистического его развития, эффективного регулирования социальных действий людей.
С этого всего вытекает, что современное государство – это суверенная политико–территориальная организация социально неоднородного общества, обладающего публичной властью, которая осуществляется специальным аппаратом управления.
Суверенитет государства отражает государственную организацию народа. Только суверенитет демократического государства является формой проявления народного суверенитета.
Государственная власть представляет собой особую разновидность власти. Если в первобытном обществе социальная власть имеет публичный (общественный) характер, то в классово-организационном – политический. В государстве мы имеем дело с политической властью. В анализе политических систем общества занимает такое же место, как деньги в экономических системах: она имеет прочные корни в общественной и частной жизни граждан.
Особо следует выделить относительную самостоятельность государства по отношению к праву, правовой системе: изменения, происходящие в государстве, не обязательно немедленно должны адекватным образом отразиться и в праве. Как самостоятельные явления, государство и право вступают в самые разнообразные отношения с другими явлениями материальной, политической, социально-культурной сфер жизни общества. Принципиальными для них являются их собственные связи. Благодаря этим связям они образуют единую сферу, которая разделяется в процессе деятельности на два самостоятельных, но взаимодействующих явления, каждое из которых обладает присущими только ему признаками и свойствами.
Отобразив Россию, как правовое государство, я хотела бы отметить, что в конституциях ряда стран (США, Франции, Швейцарии и др.) отсутствуют статьи, указывающие, что данная страна является правовой. Однако правовая сущность государства раскрывается через закрепленные в статьях Основного закона признаки правового государства: охрана и защита прав человека, подчиненность власти закону, разделение властей, независимость суда и др.
Было бы ошибочным полагать, что правовое государство и социальное государство хорошо сочетаются и в состоянии полностью слиться в один тип государства. Принцип социальной безопасности населения и требование не только юридического, но и материального равенства, выраженные в некоторых идеях о социальной справедливости (свойства социального государства), находятся в противоречии с идеей свободы личности, взаимной ответственности государства и гражданина.
Однако было бы неправильным противопоставлять правовое государство и социальное государство. Их сближение наиболее благоприятный результат для гражданского общества, оптимальный вариант его развития без классово враждебных конфликтов и социальных потрясений. Социальное и правовое государства совместимы между собой до тех пор, пока функционирование государственной власти будет ограничиваться, уравновешиваться, контролироваться и распространяться в границах соблюдения основных прав человека.
Список используемых источников
Нормативно-правовые акты
- Конституция РФ 12 декабря 1993год
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) 30 ноября 1994 года N 51-ФЗ
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 17.06.2019) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2019)
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 01.05.2019, с изм. от 03.07.2019) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"
Научная и учебная литература
- Абдулаев, М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. - М.: Право, 2018. - 244 c.
- Василенко, А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. - М.: Книжный мир, 2018. - 384 c.
- Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Новый Юрист, 2018. - 624 c.
- Венгеров, А. Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Омега-Л, 2018. - 608 c.
- Власова, Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 226 c.
- Головистикова, А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова, Ю. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2017. - 832 c.
- Жинкин, С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. - М.: Феникс, 2018. - 493 c.
- Клименко, А. В. Теория государства и права / А.В. Клименко, В.В. Румынина. - М.: Высшая школа, Мастерство, 2018. - 224 c.
- Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. - М.: Издательство Юридического института, 2018. - 608 c.
- Комаров, С. А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. - М.: Юридический институт, 2018. - 352 c.
- Летушева, Н. И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. - М.: Академия, 2018. - 208 c.
- Малько, А. В. Теория государства и права. В вопросах и ответах / А.В. Малько. - М.: ЮРИСТЪ, 2016. - 272 c.
- Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. - М.: ЮРИСТЪ, 2017. - 304 c.
- Малько, А.В. Теория государства и права. Гриф УМО МО РФ / А.В. Малько. - М.: Норма, 2017. - 980 c.
- Общая теория государства и права. Академический курс в 3 томах. Том 3. - М.: Зерцало-М, 2018. - 528 c.
- Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - М.: Юрайт, Юрайт, 2018. - 384 c.
- Перевалов, В.Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. - М.: Норма, 2018. - 230 c.
- Плетников, В.С., Плетникова, М.С. Теория государства и права / Юридическая техника. 2016. № 10.
- Рассказов, Л. П. Теория государства и права / Л.П. Рассказов. - М.: РИОР, 2017. - 464 c.
- Старков, О. В. Теория государства и права / О.В. Старков, И.В. Упоров. - М.: Дашков и Ко, 2017. - 372 c.
- Теория государства и права (схемы и комментарии). - Москва: СИНТЕГ, 2018. - 208 c.
- Теория государства и права. В 2 частях. Часть 2. Теория права. - М.: Зерцало-М, 2018. - 336 c.
- Усманова, Е.Ф. Юридические конструкции как прием теории государства и права //Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 3-1. С. 264-266.
- Хропанюк, В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. - М.: Интерстиль, 2017. - 384 c.
- Червонюк, В. И. Теория государства и права / В.И. Червонюк. - М.: ИНФРА-М, 2016. - 704 c.
- Чернявский, А. Г. Теория государства и права в схемах. Учебное пособие / А.Г. Чернявский. - М.: КноРус, 2016. - 112 c.
- Шафиров, В.М. Правопонимание в теории государства и права / Юридическая техника. 2016. № 10. С. 325-328.