Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина ( Личные права и свободы граждан Российской Федерации: история развития, понятие).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 629

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К числу прав третьего поколения относятся общечеловеческие права: право на мир, всеобщую безопасность, чистую окружающую среду, чистый космос и т. д. Вторую часть прав третьего поколения составляют права, возникшие в результате научно-технического прогресса, прежде всего в сфере информационных и коммуникационных технологий.

Становление прав четвертого поколения происходит в настоящее время и связано с дальнейшим технологическим развитием человечества, но уже в аспекте самого индивида. Прежде всего речь идет о правах в сфере биомедицинских технологий и генетических исследований: клонирование, трансплантация, эвтаназия. Как полагает Ф. М. Рудинский, эти права должны защищать человека от угроз, связанных с генетическими экспериментами, клонированием и другими открытиями в области биологии[19].

Следуя тенденции глобализации при переходе от поколения к поколению прав человека, А. Б. Венгеров называет права четвертого поколения правами человечества. К ним он относит права на мир, ядерную безопасность, космос, экологические, информационные права и др. Исследователь отмечает: «Четвертое поколение – это правовой ответ вызову XXI в., когда речь пойдет уже о выживании человечества как биологического вида, о сохранении цивилизации, о дальнейшей, космической социализации человечества. Рождается новое, четвертое поколение прав, и, соответственно, возникают международно-правовые процессуальные институты, обеспечивающие эти права. Формируется международное гуманитарное право, светский гуманизм становится одной из вех в нравственном развитии общества»[20].

О. Ю. Малинова предсказывает появление следующих поколений прав. Вместе с тем она отмечает, что этот процесс нельзя оценивать однозначно.

Тенденция к расширению круга признаваемых прав будет прослеживаться и далее, направленность на усиление правовой защищенности личности будет сохранена.

Но каждое следующее поколение прав приносит с собой расширение меры свободы человека, тем самым ограничивая свободу другого. Каждое поколение приносит с собой новую логику узаконивания притязаний, именуемых правами человека, и неизбежны конфликты «новых» прав со «старыми», в результате чего уровень защищенности может не возрасти, а снизиться[21].


2.2 Содержание отдельных личных прав и свобод человека и гражданина

Для того чтобы человек мог реализовать свои интересы в различных сферах общественной жизни, государство предоставляет ему большое разнообразие прав.

Вопрос установления и реализации политических прав граждан рассматривается учеными-конституционалистами в свете проблематики конституционно-правового статуса личности в Российской Федерации[22].

Политические права и свободы как элемент правового статуса личности представляют собой группу прав, предоставляющих гражданину возможность участия в общественной и политической жизни страны. Между тем этот перечень в науке конституционного права не является общепризнанным.

Так, Ю. В. Герасименко, М. Б. Смоленский, М. В. Баглай, О. Е. Кутафин предлагают относить к политическим правам и свободам изложенные в ст.ст. 29–33 Конституции Российской Федерации права и свободы, а именно:

  1. свободу мысли и слова;
  2. право на объединение;
  3. право собираться мирно, без оружия;
  4. право управления делами государства;
  5. право обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.

На наш взгляд, определить, относится то или иное право к разряду политических, возможно лишь через характеристику его признаков. Ведь в противном случае возможно отнесение свободы вероисповедания к политическим правам в случаях, когда религия начинает играть в государстве важную роль.

Исходя из содержания политики как сферы деятельности, связанной с отношениями между классами, нациями и иными социальными группами, ядром которой является проблема завоевания, удержания и использования государственной власти, мы можем сделать несколько выводов относительно содержания политических прав. Выделяя их характерные черты, отметим прежде всего следующие моменты:

  1. Граждане, реализующие свои политические права, взаимодействуют с государством и его органами непосредственно. Воспользовавшись правом на обращение, они посылают свои предложения, заявления, жалобы в органы власти различного уровня; реализуя право собираться мирно, проходят процедуру уведомления и ответственны перед государством за представленную информацию и те действия, которые не были оговорены в ней; реализуя право на участие в управлении делами государства, избирают высшие властные органы, которые, в свою очередь, формируют всю систему власти в стране.
  2. Из этой позиции следует, что свобода мысли и слова в полной мере не относится к политическим правам, так как включает в себя совокупность отношений, которые могут и не носить политического характера. Аналогичная ситуация с правом на объединение: не все объединения ставят своей целью участие в политической жизни страны. Из узкого, легального понимания следует, что к категории политических объединений относится политическая партия. Остальные формирования, будь то движения, организации, учреждения и иные, могут иметь политические предпочтения, но это не всегда цель их существования.
  3. Предметом отношений становится реализация власти. В соответствии с ч. 1 ст. 3 Конституции РФ носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ. Из этого следует, что нормы, закрепляющие политические права, являются своего рода конституционным инструментарием для реализации народом своего статуса. Это подтверждает и тот факт, что ст. 32 Конституции РФ (однозначно относимая к виду политических прав) по содержанию схожа с чч. 2, 3 вышеуказанной статьи.

Между тем гражданская активность по стране в целом нуждается в реанимации. Исходя из практики происходивших в стране событий, мы можем сделать вывод о том, что граждан больше волнует национальный вопрос, нежели вопросы политического характера. Так, мы не раз становились свидетелями конфликтов на национальной почве, влекших за собой волну гражданских возмущений и требований ужесточения законов, совершения жестких действий органов власти.

Глава 3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина

3.1 Понятие, сущность, классификация гарантий прав и свобод человека и гражданина

Одним из наиважнейших достижений человечества по-прежнему остаются права и свободы человека и гражданина, эффективность использования и соблюдения которых зависит от их гарантированности. Поэтому центральной в реализации любого права является определенная законодательная система специфических средств – гарантий, благодаря которым становится возможным осуществление прав и свобод, их охрана от противоправных посягательств и защита от нарушений.

Государство призвано создать все условия для обеспечения прав и свобод граждан. Гарантии являются одним из важнейших элементов правового статуса человека и гражданина, так как тесно взаимодействуют с правами и свободами, взаимно дополняя друг друга. Гарантии призваны создать условия, при которых закрепленные в Конституции и других нормативных правовых актах права и свободы, становились действительностью.

Без соответствующих гарантий, провозглашённых в конституции и законах, права и свободы являются декларативными и носят формальный характер. Если государство объявляет права и свободы, которые не собирается или не в состоянии обеспечить, то на практике это приводит к такому негативному явлению, как правовой нигилизм, который в конечном итоге поражает все общество[23]. Возникает эффект разочарования в голословно провозглашенных ценностях и, как следствие, утрачиваются правовые и нравственные ориентиры. Поэтому одной лишь декларации прав и свобод недостаточно. Важно, чтобы они соблюдались на практике. Для этого государство должно предоставить все необходимые материальные, институциональные и процессуальные гарантии[24]. Если государство предпринимает позитивные меры по обеспечению всем и каждому его прав, то такое государство можно характеризовать как социальное, правовое и демократическое.


Реализация права имеет свои границы, она не должна нарушать права и свободы других людей, сопровождаться экстремальными действиями по насильственному изменению конституционного строя, разжиганием расовой вражды, призывами к межнациональным конфликтам и др. Во взаимоотношениях государства и личности существуют сложные зависимости. Они построены на системе взаимной ответственности, где правам одной стороны соответствуют обязанности другой, и наоборот. Права человека становятся реальностью лишь в том случае, если они неразрывно связаны с обязанностями.

Схематично суть взаимоотношений государства и личности можно выразить следующим образом. Государство, устанавливая содержание и объем юридических прав граждан, берет на себя обязательство гарантировать исполнение этих прав всеми юридическими, моральными, политическими и идеологическими средствами. Вместе с тем оно вправе требовать от граждан соблюдения законов страны, а за нарушение ими установленных государством юридических обязанностей в виде запретов и ограничений они несут юридическую ответственность. Граждане, располагая правом требовать у государства обеспечения реализации своих прав и свобод, могут обратиться за помощью к государственным органам для восстановления нарушенных прав.

Из этих постулатов следует закономерный вывод: единство прав и обязанностей заключается в том, что каждый человек обязан соблюдать порядок, предписания и запреты, выраженные правовыми нормами, и в свою очередь вправе рассчитывать на защиту и создание необходимых условий для реализации своих прав и свобод.

Термин «гарантия» (garantie) в переводе с французского языка, обозначает ручательство или обеспечение. Государство берёт на себя гарантию конституционных прав и свобод, то есть поручается, что оно будет обеспечивать порядок их обеспечения. Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, не допускать незаконное вмешательства в них или их ограничение. Для реализации гражданами РФ конституционных прав и свобод, государство развивает и создает соответствующие гарантии и устанавливает юридические механизмы их реализации.

В широком смысле под «гарантиями» подразумевается вся совокупность объективных и субъективных факторов, которые направлены на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение причин и условий их ненадлежащего осуществления и защиту от нарушений.


Устанавливая содержание и объем прав и свобод человека, государство берет на себя гарантию исполнения этих установок[25]. Более того, учитывая, что реализация прав и свобод граждан неминуемо связана необходимостью применения мер процессуального принуждения, государство вынуждено выработать действенный механизм ограничивающий притязания исполнительных и правоохранительных органов на безраздельное господство в сфере регулирования взаимоотношений с населением. В этом плане гарантии могут рассматриваться как система условий, средств и способов, обеспечивающих равные возможности для выявления, приобретения и реализации прав и свобод.

Любому человеку предоставляется право защищать свои права и свободы от неправомерных действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественны организаций, должностных лиц и отдельных граждан путем обращения в суд. Обжалованы могут быть любые коллегиальные и единоличные решения, в результате которых нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав, на его незаконно возложена какая-либо обязанность или он привлечен к какой-либо ответственности.

Защита своих субъективных прав и свобод выражается в подаче жалоб, заявлений и предложений[26]. Отличие двух первых способов от третьего заключается в том, что целью жалоб и заявлений является устранение незаконно нарушенных личных прав, а предложения содержат пути улучшения деятельности тех или иных государственных и общественных структур[27].

Ратификация Россией ряда между народных стандартов, в том числе присоединение к Факультативному пакту о гражданских и политических правах, создала благоприятные условия для реализации ее гражданами своего конституционного права на обращение в международные правозащитные органы, если все национальные средства исчерпаны. В частности, жалобы направляются в Комитет по правам человека и Европейский суд в Страсбурге. Комитет доводит суть жалобы до сведения государства - нарушителя, которое обязано в шестимесячный срок представить свое объяснение по существу вопроса. Комитет не выносит обязательных решений, но публикует ежегодные отчеты, которые негативно сказываются на престиже и авторитете провинившегося государства.

Если человеку в результате незаконного привлечения к уголовной или административной ответственности, заключения под стражу, присуждения к исправительным работам, штрафу и т.п. был нанесен вред, то он подлежит возмещению. В этом случае материальную ответственность несут не непосредственные виновники беззакония, а соответствующие органы государственной власти, которые затем взыскивают этот ущерб с виновных должностных лиц. Размер компенсации, в том числе за моральный ущерб, устанавливается судом. Возмещение причиненного вреда регулируется гражданско-правовым законодательством и является гарантией, распространяющейся на любые нарушения прав и свобод.