Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина ( Личные права и свободы граждан Российской Федерации: история развития, понятие).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 620
Скачиваний: 6
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Личные права и свободы граждан Российской Федерации: история развития, понятие
1.1 История развития представлений о личных правах и свободах человека и гражданина
1.2. Понятие и признаки личных прав и свобод человека и гражданина
Глава 2. Виды и особенности личных прав и свобод человека и гражданина
2.1 Классификация прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
2.2 Содержание отдельных личных прав и свобод человека и гражданина
Глава 3. Гарантии прав и свобод человека и гражданина
3.1 Понятие, сущность, классификация гарантий прав и свобод человека и гражданина
3.2. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина
3.3 Специальные (юридические) гарантии прав и свобод человека и гражданина
Неотъемлемость прав и свобод определяется тем, насколько законодатель придерживается принципа «закон обратной силы не имеет». Конституция РФ гарантирует реализацию этого принципа следующим образом: законы, устанавливающие или отягчающие ответственность, а также умаляющие или отменяющие права и свободы, не принимаются и впредь издаваться не будут. Однако Конституция допускает возможность ограничения личных прав и свобод гражданина, но только в той мере, которая установлена Конституцией и не вредит другим гражданам.
Дискуссия вокруг определения, сущности, содержания и классификации гарантий остается актуальной и в настоящее время, что обусловлено разными методологическими подходами к рассматриваемой проблеме. При этом необходимо отметить, что ряд плодотворных идей, сформулированных еще советскими учеными в данной области, являются своевременными и сегодня. По мнению Н. В. Витрука, под гарантиями прав, свобод, обязанностей и законных интересов личности понимаются те положительно действующие условия и средства, которые обеспечивают их фактическую реализацию и надежную охрану, и защиту для всех и каждого. Негативные факторы не входят в число гарантий[28].
А. С. Мордовец под гарантиями прав и свобод граждан понимает систему социально-экономических, политических, моральных, организационных предпосылок, условий, средств, свобод и интересов[29]. Ф. М. Рудинский и М. Т. Какимжанов гарантиями считают условия реализации прав и средства их защиты. Такие авторы, как М. И. Абдулаев и С. А. Комаров, отмечают, что гарантии прав и свобод личности – это реальные условия их охраны и реализации[30]. Профессор В. Д. Перевалов дает следующее определение гарантий прав и свобод человека и гражданина:
«гарантии – это система условий, средств и способов, обеспечивающих всем и каждому равные правовые возможности для выяснения, приобретения и реализации своих прав и свобод»[31].
В целом понятием гарантии прав и свобод охватываются определенные условия, средства, способы, факторы, которые направлены на полную реализацию и всестороннюю охрану прав и свобод граждан, на устранение возможных причин и препятствий их неполного осуществления.
Сущность гарантий заключается в объединении индивидуально- волевых и организационно-властных действий по превращению закрепленных в нормативно-правовых актах прав и свобод из потенциальных возможностей в реальную практику общественных отношений. Содержание гарантий весьма динамично, обусловлено их целевой, институциональной и функциональной направленностью, зависит от общественно-политических и иных процессов, происходящих в государстве на определенных этапах его развития.
Сложность содержания гарантий и их значительное количество обусловливают необходимость их классификации. Прежде всего необходимо иметь в виду различие в двух видах гарантий: гарантиях прав человека и гарантиях прав гражданина. Поскольку права человека и права гражданина – понятия по содержанию близкие, но не идентичные, следовательно, и гарантии этих прав нельзя отождествлять, хотя во многих случаях они совпадают[32].
Базовыми гарантиями выступают формальные, то есть юридические гарантии осуществления прав и свобод человека. Также, не менее важную роль играют общие гарантии, такие как: экономические, социальные, политические и идеологические. Для реализации прав и свобод человека, необходимо наличие реально действующего механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Закреплённый в ст. 2 Конституции РФ приоритет прав и свобод человека и гражданина, в качестве высшей ценности в государстве, их признание, защита и соблюдение, которые рассматриваются в качестве обязанности государства, напрямую связан с гарантиями их обеспечения.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод о том, что гарантии – это те общие условия и специальные средства, которые обеспечивают фактическую реализацию, надежную охрану и, в случае нарушения, защиту прав и свобод человека и гражданина, то есть здесь же можно выделить и их основное функциональное предназначение. Традиционная классификация гарантий на общие и специальные в определенной мере носит условный характер, поскольку общие гарантии часто находят свое закрепление в правовых нормах, что придает им юридический характер. С другой стороны, все юридические гарантии имеют определенное социальное содержание (экономическое, политическое, идеологическое, организационное). Однако необходимо отметить, что юридические гарантии относятся к сфере права, а экономические, политические, идеологические, организационные в большей мере к сфере факта. В целях максимальной защиты и охраны прав и свобод личности основополагающие юридические гарантии закреплены на конституционном уровне.
3.2. Общие гарантии прав и свобод человека и гражданина
В юридической литературе систему гарантий прав и свобод традиционно подразделяют на два вида:
- общие гарантии как совокупность экономических, материальных, политических, социальных, идеологических факторов, создающих максимум возможных на данном этапе развития общества и государства условий и предпосылок для реализации прав и свобод;
- специальные (юридические) гарантии как средства и способы, при помощи которых реализуются, охраняются и защищаются права и свободы.
Критерием такой классификации является характер общественных отношений.
Необходимо отметить, что все гарантии – как общие, так и специальные (юридические) – действуют в качестве единой системы. Общие гарантии создают условия и предпосылки для реализации прав граждан, а специальные (юридические) обеспечивают процедуры их реализации, охраны и защиты.
Деление гарантий на общие и специальные (юридические) было поддержано большинством ученых. В то же время определенное противоречие в делении гарантий на общие и юридические было замечено, в частности, Н. А. Бобровой, указавшей на то, что юридические гарантии – это правовые нормы, анализ которых показывает, что в них закреплены и общие гарантии.
Следует признать справедливым вывод ученой о том, что общие гарантии, будучи конституционно закрепленными, приобретают характер юридических гарантий, а с другой стороны, все юридические гарантии имеют определенное социальное содержание – экономическое, идейно- политическое, организационное.
Иными словами, все действующие гарантии взаимосвязаны и носят юридический характер[33].
На ценность общих гарантий в системе гарантий прав и свобод указывает В. А. Патюлин: «Когда мы имеем дело с законодательным закреплением новых прав и свобод, общие гарантии представляют собой тот необходимый минимум, наличие которого позволяет провозгласить соответствующее право с более или менее достаточной степенью гарантированности. Следовательно, и здесь, как и в случае расширения уже провозглашенных прав и свобод, главное – это укрепление и развитие гарантий их осуществления»[34].
Экономические гарантии являются базовыми среди общих гарантий, поскольку создают материальную основу жизни общества. В широком понимании – это экономическая система государства, которая включает в себя рыночную экономику, способ производства, разнообразные формы собственности, экономическую свободу членов общества и их объединений для фактической реализации прав и свобод. В своей основе – это базисные гарантии общества с элементами надстройки (система хозяйства). Узкое понимание экономических гарантий предусматривает имущественные средства обеспечения эффективности прав и свобод. Роль и значение экономических гарантий заключается в создании максимально возможных условий для реального осуществления прав и свобод.
Политическими гарантиями следует считать определенные условия, обеспечивающие использование механизма власти народа с целью осуществления прав и свобод человека и гражданина.
Они отражают общепризнанные международные нормы, предусмотренные Международным пактом о гражданских и политических правах, Европейской конвенцией по правам человека[35].
Социальные гарантии – это совокупность условий социального характера, направленных на осуществление соответствующих социальных благ личности. Они обеспечиваются социальной политикой государства.
Социальные гарантии предусматривают: социальную стабильность; создание равных возможностей для реализации творческого, профессионального потенциала каждого человека и каждой общественной группы; соответствующие пенсии для спокойной старости; квалифицированную общедоступную медицинскую помощь; регулирование цен на необходимые товары массового потребления.
Среди значимых гарантий необходимо рассмотреть социально- экономические гарантии, которые выступают в качестве специальной среды и материальной основы, обеспечивающей реализацию прав и свобод граждан. Данные гарантии, предусматривают обеспечение социальной стабильности, развитие многоукладной рыночной экономики, и соответствующих ей производственных мощностей. В соответствии со ст. 34 Конституции РФ, государство обязано обеспечить право граждан на осуществление предпринимательской, или иной не запрещённой законом коммерческой деятельности, обеспечение поддержки добросовестной конкуренции, провозглашение равенства всех форм собственности, их равную защиту. В свою очередь, социальные гарантии предоставляют равные условия для реализации гражданами своих потенциальных возможностей. Политические гарантии призваны обеспечить демократический характер осуществления власти, создать условия для реализации такой политики государства, при которой будут созданы условия, обеспечивающие достойный уровень жизни и свободное развитие личности. Также, политические гарантии призваны обеспечить стабильность политических институтов, соответствующий уровень политической культуры граждан, недопущение произвола и коррупции в бюрократическом аппарате, а также ряд иных политико-организационных факторов.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что политические гарантии направлены на совершенствование политической системы общества.
Идеологические гарантии продолжают играть немаловажную роль для функционирования государства и общества, так как они направлены на создание и поддержание условий, с помощью которых закрепляется свобода мысли, осуществляется определение нравственных и духовных приоритетов личности. Таким образом, идеологические гарантии определяют правовую идеологию, разделяемую большими социальными группами, или обществом в целом.
Под идеологическими гарантиями понимают развитое политическое и правовое сознание, духовную культуру субъектов общественных отношений[36], признание общечеловеческих ценностей. В данном аспекте, имея в виду правовое государство, речь должна идти, прежде всего, о государственно-правовой идеологии, носителями которой могут быть органы государственной власти, другие государственные институты, государственные деятели. Правовая политика в государстве реализуется и основывается в рамках данной идеологии, т. е. без осуществления правовой пропаганды со стороны государства невозможно обеспечить гарантированность прав и свобод.
Отсутствие идеологических условий в обществе для гарантии прав и свобод вызывает негативные последствия в общественном правосознании.
Общие экономические, политические, социальные и идеологические гарантии образуют комплекс основополагающих условий, который предопределяет в целом реальность всех прав и свобод человека и гражданина, выступает существенной предпосылкой формирования заинтересованности в их реализации.
Однако сами по себе общие социальные факторы далеко не всегда могут обеспечить полноценное использование прав и свобод сообразно заложенному в них социально-правовому потенциалу, тем более защитить их от посягательств и нарушений[37]. Даже в самом демократическом государстве любые правомочия индивида требуют специальной юридической поддержки
– это и есть юридические гарантии. Их необходимость состоит в том, чтобы как можно полнее претворить в жизнь права, свободы и обязанности человека и гражданина[38]. По мнению И. В. Ростовщикова, юридические гарантии включают действующие принципы права, нормы права, другие правовые явления и факторы, а конкретнее говоря, законодательно закрепленные способы, средства, меры, которые непосредственно призваны обеспечивать осуществление и охрану провозглашённых прав и свобод личности и в итоге гарантировать пользование индивидом лежащими в их основе благами.
Этого же мнения придерживается и С. М. Братусь, считая, что общие гарантии не могут непосредственно обеспечить реализацию прав и свобод гражданами. Возникает необходимость в специальных юридических гарантиях. Без них правовые нормы сами по себе бессильны и не могут быть реализованы на практике[39]. А. Н. Гайнетдинов под юридическими гарантиями реализации прав человека в обществе понимает закрепленные в законе средства, которые являются правовым выражением общих условий и непосредственно обеспечивают возможность их правомерной реализации и охраны[40]. По мнению В. В. Копейчикова, юридические гарантии обеспечения прав и свобод человека являются комплексным понятием, которое распространяется на все сферы, формы и методы деятельности государственных и общественных организаций, а также на граждан, охватывая практическую реализацию прав и законных интересов личности[41]. П. М. Рабинович полагает, что правильнее было бы отнести к числу юридических гарантий определенные нормы права, основанную на них правоприменительную деятельность, а также индивидуальные юридические акты, в которых эта деятельность фиксируется[42]. С. С. Алексеев и Е. В. Витрук предположили, что число юридических гарантий следует включить закрепленные нормами права меры надзора и контроля для выявления случаев правонарушений, меры правовой защиты и юридической ответственности, меры пресечения и другие правоохранительные меры, а также процессуальные формы охраны прав (включая формы применения правоохранительных мер), меры профилактики и предупреждения правонарушений[43]. Дополняя позицию С. С. Алексеева и Е. В. Витрука, В. С. Афанасьев высказывает мнение о том, что, во-первых, необходимо рассматривать негативные воздействия на процесс реализации прав человека (без изучения и профилактики которых невозможна эффективная деятельность по укреплению законности и обеспечению прав личности) и, во-вторых, что на практике гарантии действуют только как совокупность каких-либо явлений и процессов, включающих положительные и отрицательные воздействия[44].