Файл: Гарантии прав и свобод человека и гражданина ( Личные права и свободы граждан Российской Федерации: история развития, понятие).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 568

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

К числу факторов негативного воздействия условно можно отнести следующие:

  1. Общесоциальные: экологический кризис, рост преступности, связанный с посягательством на жизнь и здоровье человека.
  2. Политические: угроза термоядерной катастрофы, тоталитарные политические режимы, межнациональные конфликты, войны, в том числе гражданские.
  3. Юридические: наличие реакционного законодательства, не соответствующего содержанию международных пактов о правах человека; неурегулированность правом большого числа существующих в обществе отношений, т. е. пробелы в праве.

Факторы, позитивно воздействующие на процесс реализации права, выступают в качестве его гарантий.

В юридической литературе, часто выделяют организационные гарантии, воплощающиеся в деятельности органов государственной власти и общественных организаций. Также выделяют культурные гарантии, заботящиеся о сохранении культурных ценностей, основанные на патриотизме, вере в справедливость и нравственность, интеллект и образованность человека.

3.3 Специальные (юридические) гарантии прав и свобод человека и гражданина

Особо выделяются юридические гарантии, с помощью которых в законе закрепляются те средства, которые обеспечивают возможность правомерной их реализации, охраны прав и свобод человека в обществе. Так как, «материальные» гарантии выступают в качестве предпосылки реализации прав, свобод и обязанностей человека, а юридические гарантии направлены на реализацию и охрану прав граждан от правонарушений.

Юридические гарантии характеризуют следующие признаки:

  1. юридические гарантии направлены на обеспечение прав и свобод человека и гражданина и определяются компетенцией государственных органов, органов местного самоуправления, общественно-политических организаций и должностных лиц;
  2. юридические гарантии являются обязанностью государственных органов, органов местного самоуправления, общественно-политических организаций и должностных лиц, которые наделены соответствующими полномочиями применять в целях обеспечения реализации статуса личности комплекс мероприятий, указанных в законе; юридические гарантии устанавливают ответственность государственных органов, органов местного самоуправления, общественно- политических организаций и должностных лиц за неисполнение либо несвоевременное исполнение обязанностей, связанных с реализацией прав и свобод человека;
  3. юридические гарантии связаны с обязанностью уполномоченных государственных органов, органов местного самоуправления, общественно- политических организаций и должностных лиц восстанавливать нарушенные права и свободы личности, возмещать ей причинённый моральный ущерб, привлекать виновных лиц к юридической ответственности[45].

Цели юридических гарантий:

а) юридическое закрепление прав, свобод человека и гражданина;

б) создание эффективной системы охраны и защиты прав и свобод, которая смогла бы обеспечить их реализацию;

в) осуществление государственного и общественного контроля за состоянием обеспечения прав и свобод.

Главным методом построения системы юридических гарантий прав человека и гражданина является всеобщность защиты прав, свобод и законных интересов всеми способами, которые не противоречат закону.

В соответствии с функциональным назначением юридические гарантии подразделяют на три группы:

  1. гарантии реализации;
  2. гарантии охраны;
  3. гарантии защиты.

На сегодняшний день при решении вопроса о соотношении понятий «защита» и «охрана» существует два различных подхода. В соответствии с первым эти понятия и термины рассматриваются как синонимичные, второй подход предполагает их различие.

К гарантиям реализации относят: пределы прав и свобод, их конкретизацию в законодательстве; конституционно-правовые принципы статуса личности; юридические факты, с которыми связано их обладание и непосредственное пользование; процессуальные формы реализации; меры поощрения и льготы для стимулирования правомерного поведения; юридические обязанности.

Гарантии охраны включают в себя комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на предотвращение правонарушений, установление и обезвреживание порождающих их условий и причин.

Гарантии защиты представляют собой юридические способы непосредственной защиты уже нарушенных прав и свобод, а также порядок восстановления таких прав и порядок применения санкций к виновным за их нарушение.

То есть охрана подразумевает мероприятия, которые применяются до момента нарушения прав человека, а защита – после совершения правонарушения или в том случае, когда при их осуществлении создаются определенные препятствия.

Поскольку система юридических гарантий прав и свобод человека и гражданина выступает как нормативно-правовое средство их обеспечения, то ее можно рассматривать как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих нормативно-правовых и институционально- организованных гарантий, тесно связанных между собой. Нормативные гарантии обеспечения прав и свобод – это предусмотренные нормами материального и процессуального права юридические способы обеспечения реализации, охраны и защиты прав и свобод. По сфере действия их классифицируют на международные и внутригосударственные. Последние, в свою очередь, разделяются на конституциональные и отраслевые. Институционально-организационные гарантии – это предусмотренные нормативно-правовыми актами общественно-политические институты, на которые возлагаются соответствующие функции и полномочия по организации и осуществлению юридического обеспечения реализации, охраны и защиты прав и свобод человека и гражданина. По срокам действия юридические гарантии могут быть постоянного действия (например, прокурорский надзор) и гарантии, действующие только в конкретных правоотношениях.


По субъекту гарантирования – гарантии, реализуемые индивидуальными субъектами (например, право обжалования незаконных действий органов государства и должностных лиц), и гарантии, осуществляемые коллективными субъектами (органами государственной власти и местного самоуправления). По форме выражения гарантий прав и свобод возможно деление на гарантии, имеющие статическую форму выражения, динамическую и процедурную[46].

К юридическим гарантиям можно отнести следующие: гарантия каждому знать свои права и обязанности; гарантия на судебную защиту; гарантия н обращение за защитой своих прав к Уполномоченному по правам человека; гарантия защиты прав в международных судебных учреждениях или соответствующих органах международных организаций; гарантия на самозащиту прав и свобод; гарантия на возмещение материального и морального вреда, нанесенного государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами; гарантия отказа выполнять явно преступные приказы; гарантия на юридическую помощь; гарантия использования (соблюдения) принципа презумпции невиновности; гарантия отказа свидетельствовать против себя, членов семьи или близких родственников, круг которых определяется законом; гарантия подозреваемого, обвиняемого или подсудимого на защиту.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, можно сделать следующие выводы.

Особое место в ряду конституционных гарантий занимают те, которые вытекают из природы, юридических свойств и общих положений Конституции РФ. Общей гарантией служит закрепление прав и свобод человека и гражданина Конституцией РФ. Высшая сила норм Конституции РФ и вытекающее из неё требование неукоснительного соблюдения Конституции, принятия законов и подзаконных актов, действия органов государственной власти и местного самоуправления, граждан и их объединений на основе норм Конституции РФ выступают в качестве важнейшего условия принуждения высокого авторитета конституционных прав и свобод. Специальные конституционные гарантии можно условно разделить на внесудебные и судебные гарантии. Перечислим содержащиеся в Конституции РФ специальные гарантии внесудебного характера:

  • запрет на применение любых нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (ч. 3 ст. 15 Конституции РФ);
  • обеспечение государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (ч. 1 ст. 45 Конституции РФ), то есть защиты, осуществляемой законными средствами всеми органами государственной власти страны;
  • предоставление права каждому человеку самому защищать свои права и свободы (самозащита) всеми способами, не запрещенными законами.;
  • запрет на издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина (ч. 2 ст. 55 Конституции РФ);
  • становление возможности ограничения прав и свобод человека и гражданина федеральным законом лишь в строго оговоренных Конституцией РФ случаях: если это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ)[47].

К числу специальных судебных гарантий относят:

  • равенство всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ);
  • соблюдение подсудности, то есть рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых отнесено законом рассмотрение данного дела (ч. 1 ст. 47 Конституции РФ);
  • гарантии права обвиняемого в совершении преступления на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом (ч. 2 ст. 47 Конституции РФ);
  • гарантии права на получение квалифицированной юридической помощи, включая предоставление в предусмотренных законом случаях бесплатной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ);
  • обеспечение презумпции невиновности, согласно которой каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда (ч. 1 ст. 49 Конституции РФ). Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в его пользу (ч. 2 и 3 ст. 49 Конституции РФ); запрет повторного осуждения за одно и то же преступление (ч. 1 ст. 50 Конституции РФ); недопустимость использования доказательств, полученных с нарушением федерального закона (ч. 2 ст. 50 Конституции РФ) и ряд иных гарантий[48].

Таким образом, обобщая вышеизложенное, можно сделать такие выводы:

  1. без гарантирования прав и свобод, какими бы демократическими они ни были, права и свободы остаются формальными законодательными положениями;
  2. понятием гарантии прав и свобод охватывается вся совокупность объективных и субъективных факторов, направленных на олную реализацию и всестороннюю охрану и защиту прав и свобод человека и гражданина;
  3. необходимость классификации гаранти обусловлена их многообразием и сложным содержанием;
  4. гарантии прав и свобод традиционно классифицируются на общие и специальные (юридические), которые эффективны только во взаимосвязи между собой;
  5. гарантии прав и свобод человека и гражданина являются сложным, многоаспектным и одновременно целостным и самостоятельным институтом правовой системы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Права и свободы человека и гражданина являются сложносоставной правовой категорией, представляющей собой охраняемую силой государственного принуждения меру возможного поведения участников правоотношений (граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства), направленную на удовлетворение человеческих потребностей, пределы реализации которой находятся в установленных законом юридических рамках. Современная действительность предполагает необходимость правовой защиты этой категории.


В основе конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина лежит обязанность государства защищать такие права и свободы. Однако, в законодательстве Российской Федерации сохраняются значительные пробелы и нормативные решения, которые отличаются от положений заключения договоров, подписание Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ряда других международных договоров о правах человека. Несмотря на это, необходимо продолжать работу по дальнейшей разработке и законодательному закреплению механизма реализации соответствующих международных норм.

Таким образом, универсальные и неделимые, взаимозависимые и взаимосвязанные права человека требуют постоянного внимания науки, практики, в том числе и в деятельности государственных органов.

Эффективность защиты прав и свобод человека и гражданина в Конституционном Суде Российской Федерации может определяться в соответствии с критериями:

      1. доступности конституционного судопроизводства;
      2. обязательности исполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации;
      3. оперативного пересмотра конкретных судебных дел.

Предложенные критерии отвечают сущности понятия эффективности судопроизводства, поскольку они позволяют оценить результат осуществления Конституционным Судом Российской Федерации правозащитной функции: достижение состояния правовой защищенности человека и гражданина в результате рассмотрения дела Конституционным Судом невозможно без соответствия деятельности Конституционного Суда указанным критериям.

Нарушение прав, свобод и законных интересов граждан включает в себя собственно нарушение равенства, а также нарушение конкретного права, свободы или законного интереса человека. Эта взаимосвязь не разделима. В этой связи возникает вопрос о квалификации такого деяния, как, например, отказ в приеме на работу беременной женщины, вместо которой работодатель взял в качестве работника мужчину. В данном случае усматривается и нарушение равенства прав и свобод по признаку пола, и нарушение конституционного права на труд, в связи с чем необходимо установить наличие или отсутствие совокупности преступлений, предусмотренных ст. 136 и ст. 145 УК РФ.

Представляется, что данная проблема может быть разрешена следующим образом. Поскольку ст. 145 УК РФ является специальной нормой по отношению к составу преступления, предусмотренного ст. 136 УК РФ, тогда при установлении того обстоятельства, что причинами отказа в приеме на работу или увольнении женщины является ее беременность или наличие детей до 3-х летнего возраста должна применяться ст. 145 УК РФ. А в случае, если причиной отказа в приеме на работу пусть и беременной женщины является ее половая принадлежность или иное обстоятельство, указанное в диспозиции ст.136 УК РФ (но не беременность или наличие детей), тогда применяется ст.136 УК РФ.