Файл: Нормативный договор (Особенности развития нормативного договора в истории российского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 216

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы нормативно-правового договора и его историческое развитие

1.1. Особенности развития нормативного договора в истории российского права

1.2. Понятие и признаки нормативного договора

1.3. Нормативный договор как источник конституционного права Российской Федерации

2. Современное развитие и классификация нормативных договоров в Российской Федерации

2.1. Основные критерии разграничения индивидуальных договоров от договоров нормативного содержания

2.2. Юридические пределы действия нормативных актов

2.3 Структура, классификация и форма международного договора

3. Возрастание роли нормативного договора как инструмента саморегуляции общества

3.1. Роль нормативных договоров в конституционном, административном, трудовом и других отраслях российского права

3.2 Актуальные проблемы действия международных договоров в правовой системе Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

А.В. Демин рассматривает нормативный договор как договорный акт, который устанавливает правовые нормы (правила поведения) обязательные для многочисленного и формального неопределенного круга лиц, рассчитанный на неоднократное применение, действующий независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные им конкретные правоотношения[[32]].

Таким образом, нормативный договор в конституционном праве определяется как соглашение, заключенное между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления РФ.

Это соглашение, устанавливающее правовые нормы различной отраслевой принадлежности независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах.

Далее изучим современное развитие и классификацию нормативных договоров в Российской Федерации.

2. Современное развитие и классификация нормативных договоров в Российской Федерации

2.1. Основные критерии разграничения индивидуальных договоров от договоров нормативного содержания

Индивидуальный договор представляет собой уникальное правовое явление. Являясь одной из значимых правовых конструкций, договор играет важную роль для возникновения различных правоотношений[[33]].

Категория договора широко применяется абсолютно во всех сферах экономики, политики, социальной и культурной жизни. Формирование разнообразных форм общения между людьми выдвинуло необходимость в предоставлении им возможности по своему волеизъявлению создавать на основе закона соответствующие права и обязанности.

С развитием системы общественных отношений, опосредуемых договорами, расширился круг возможных их участников, возникли многообразные типы договоров, усложнились элементы, применяемые при конструировании договорных отношений.


Относительно понятия индивидуального договора и определения его места в механизме правового регулирования в юридической литературе существуют разные точки зрения[[34]].

Как любое правовое явление индивидуальный договор может порождать юридически значимые последствия. Действуя во времени, пространстве, в отношении определенного круга лиц, созданный в определенном порядке договор является неотъемлемым для исполнения, которое может гарантировать принуждение.

Тем не менее, ряд специфических признаков позволяет отметить индивидуальный договор среди других правовых явлений:

1) выступает регулятором отношений между конкретными сторонами и его исполнение является обязательным только для них;

2) индивидуальный договор - это акт волеизъявления двух и более сторон, обусловленный единством воли и свободой волеизъявлений.

3) в качестве акта индивидуального регулятора он носит поднормативный характер.

4) являясь особой разновидностью юридических фактов – правоотношений, индивидуальный договор в тоже время сам влечет их возникновение, изменение и прекращение.

5) создание и исполнение договора обеспечивается определенной процедурой, а сам договор облечен в установленную форму[[35]].

Учитывая, что правовые акты подразделяются на нормативные – это акты правотворчества и нормативного толкования и индивидуальные - акты правоприменения, и индивидуального толкования, реализация прав и обязанностей, В.В. Иванов выделяет два типа договоров: нормативные договоры и индивидуальные договоры, разница между которыми раскрывается в различии элементов их содержания (правовых норм и индивидуальных правовых установлений)[[36]]. Отсюда следует, что нормативный договор выступает источником нормативного регулирования, а индивидуальный договор – поднормативного.

При заключении нормативных договоров стороны, наделенные властью, с помощью создания юридической нормы, устанавливают возникновение множества правоотношений между субъектами. Заключение индивидуальных договоров порождает определенные правоотношения между участниками договора. Таким образом, свойства установленных правоотношений будут различны.

Если договор порождает правовые установления обязательные для многочисленного и формально неопределенного круга лиц, а его нормы рассчитаны на неоднократное применение и действуют независимо от того, возникли или прекратились предусмотренные им конкретные правоотношения, то такой договор является формой права и его моно назвать нормативным договором[[37]].


При заключении нормативных договоров наделенные нормативной властью стороны определяют возникновение множества правоотношений между неограниченным кругом не участвующих в договоре субъектов.

Если рассматривать индивидуальные договоры, то они порождают правоотношения между поименованными лицами. Тем самым, свойства установленных правоотношений будут различны и по субъективному составу.

Поскольку правовым результатом нормативного договора является возникновение нормы права – это правотворческий процесс, и осуществлять его должен правотворческий орган[[38]].

Индивидуальные установления также могут исходить и исходят как от государственных, так и негосударственных субъектов права. Но круг субъектов нормативных договоров значительно уже, чем круг субъектов, наделенных возможностью заключать индивидуальные договоры, и тем самым практика их реализации гораздо «богаче», чем правотворческая практика.

Следовательно, при проведении сравнительного анализа индивидуальных и нормативных договоров нельзя исключать такие важные элементы, как цель и мотив.

Согласно мнению В.Ф. Тарановского нормативным договорам присуща целостность целей, потому как субъекты определяют единую правовую норму, общность мотивов, сформулированных в осознании необходимости такой нормы[[39]].

Тем не менее, об общности мотивов и целей при заключении нормативных договоров можно говорить с определенной долей условности, потому как при заключении, например, международного договора стороны вполне могут иметь различные намерения, например экономические, юридические, политически и т.д.

Цель нормативного договора также может быть различна и формально обозначена всеми участниками одинаково[40].

Регулирующая роль нормативного договора сближает его с законами и иными формами права. Предписания договора отличаются от правовой нормы главным образом двумя отличительными особенностями.

Рассмотрим более подробно данные отличия.

Первая связана с происхождением правил поведения: договор выражает волю сторон, а нормативно-правовой акт – волю издавшего его органа.

Вторая особенность позволяет различать пределы действия того и другого правила поведения. Индивидуальный договор непосредственно рассчитан на регулирование поведения только его сторон – для тех, кто не является сторонами, он может создавать права, но не обязанности. В то же время нормативный акт порождает в принципе общее для всех и каждого правило (любое ограничение круга лиц на которые распространяется нормативный акт, им же определяется)[[41]].


Таким образом, в качестве критериев, позволяющих разграничивать индивидуальные и нормативные договоры можно выделять:

1. компетенцию субъектов;

2. различное содержание договоров;

3. особую природу возникающих правоотношений;

4. разные юридические функции и последствия.

Переходим к следующему разделу курсовой работы.

2.2. Юридические пределы действия нормативных актов

Для правильного решения конкретных юридических дел необходимо знание юридических пределов действия нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу субъектов.

Установление действия нормативного правового акта во времени предполагает собой определение момента начала действия данного акта и момента прекращения его действия.

Далее рассмотрим варианты вступления нормативных правовых актов в действие[[42]].

ВСТУПЛЕНИЕ НПА В СИЛУ

с момента, установленного в самом нормативном правовом акте или в специальном акте о введении его в действие

с момента принятия

с момента подписания

с момента официального опубликования

с момента регистрации

по истечении определенного времени после официального опубликования

Рисунок 1 - Вступление нормативно-правовых актов в действие

Установление действия нормативного правового акта в пространстве означает установление территории, на которую распространяется его действие.

Согласно общему правилу, он распространяет свое действие на ту территорию, которая обозначена границами деятельности принявшего данный акт правотворческого органа.

К примеру, нормативные правовые акты, принятые федеральными органами власти, действуют на всей территории федерации, если иное не определено самим актом, а нормативные правовые акты, принятые органами власти субъектов федерации, только лишь на территории данных субъектов федерации.

Установление действия нормативного правового акта по кругу субъектов означает определение того, на какие субъекты распространяется действие данного акта.

В соответствии с общими правилами, нормативные правовые акты могут распространять свое действие либо на все субъекты, находящиеся на территории действия данного акта, либо на конкретные субъекты, а либо на все субъекты, за исключением отдельных групп.


В Российской Федерации в качестве основных источников права признаются правовой обычай, договор нормативного содержания и нормативно-правовой акт. Остальные виды источников права в России не признаются.

Как уже ранее было отмечено правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, санкционированное государством.

Обычай выступает основным источником права в древнеазиатском, античном и феодальном обществах. Ряд правовых источников того времени представляют собой систематизированные записи наиболее важных обычаев.

Характерным примером является «Русская Правда» – юридический памятник XI–XII веков.

Далее, согласно степени возрастания важности, источником российского права является договор нормативного содержания.

Это соглашения различных субъектов права, которые содержат общие правила, регулирующие отношения сторон. Они широко распространены в конституционном, гражданском, трудовом, экологическом праве.

Необходимо отличать договор как источник права от правового договора как индивидуального юридического акта (например, договор купли-продажи, залога, найма и т.д.), который устанавливает не юридические правила, а конкретные субъективные права и юридические обязанности конкретных субъектов.

Еще раз подчеркнем, что для признания договора источником права требуется, чтобы он содержал юридические нормы. Таковыми могут являтьься Федеративный договор заключенный субъектами РФ, договоры о разграничении предметов ведения, о взаимном делегировании полномочий между федеральным центром и регионами, о сотрудничестве между субъектами Федерации.

В качестве основной формы права нормативный договор выступает в международном праве.

Международный договор – это явно выраженное соглашение между государствами и другими субъектами международного права, заключенное по вопросам, имеющим для них общий интерес, и призванное регулировать их взаимоотношения путем создания взаимных прав и обязанностей[[43]].

Договор, соглашения, пакты, конвенции, принципы и нормы международного права признаются законами и обычаями многих государств. Это принцип трактует ст. 15 Конституции РФ.

Однако не следует забывать, что, как правило, первичным юридическим источником развития договорных форм, придания им законной силы, выступает закон либо другой нормативно-правовой акт. Именно этот вид источника права является главным в России.

В самом общем виде иерархическую систему нормативных правовых актов России можно представить следующим образом: