Файл: Нормативный договор (Особенности развития нормативного договора в истории российского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы нормативно-правового договора и его историческое развитие

1.1. Особенности развития нормативного договора в истории российского права

1.2. Понятие и признаки нормативного договора

1.3. Нормативный договор как источник конституционного права Российской Федерации

2. Современное развитие и классификация нормативных договоров в Российской Федерации

2.1. Основные критерии разграничения индивидуальных договоров от договоров нормативного содержания

2.2. Юридические пределы действия нормативных актов

2.3 Структура, классификация и форма международного договора

3. Возрастание роли нормативного договора как инструмента саморегуляции общества

3.1. Роль нормативных договоров в конституционном, административном, трудовом и других отраслях российского права

3.2 Актуальные проблемы действия международных договоров в правовой системе Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

В условиях перехода российского общества к рыночной экономике неуклонно усиливается значение гражданско-правового договора, который становится основной юридической формой имущественных отношений между всеми участниками гражданского оборота. Эти договоры, согласно тексту закона - одно из важнейших оснований возникновения обязательств (ст. 307 ГК РФ)[[49]].

Это основной документ, определяющий предмет, цену, срок исполнения обязательств, права и обязанности, ответственность сторон по поставке всех видов продукции, в том числе для государственных нужд, контракции сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, капитальному строительству, снабжению энергией и газом, перевозке на всех видах транспорта, выполнению научно-исследовательских, конструкторских, проектно-изыскательских работ, оказанию различных услуг.

Договор способствует выполнению государственных заказов, повышению качества товаров, работ, услуг, соблюдению их ассортимента, удовлетворению различных потребностей граждан и организаций.

Большая роль принадлежит договору в отношениях между организациями и гражданами. Конечно, не все договоры обладают нормативным характером.

Множество ненормативных договоров функционируют в разных отраслях права (например, сделки в гражданском праве, индивидуальные договоры (контракты) в трудовом, хозяйственные договоры в административных отношениях и т.д.).

Таким образом, тенденция к повышению роли договора, характерная для современных государств с устоявшейся рыночной экономикой, во все возрастающем объеме стала проявляться в последние годы и в России.

Особое значение среди них имеют договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти отдельных субъектов Федерации о разграничении предметов ведения и полномочий между ними. В зависимости от причин, обусловивших заключение таких договоров, их можно разделить на три основные группы.

Рассмотрим характеристику каждой из них.

Первая группа включает договоры, заключение которых было продиктовано, прежде всего, политическими причинами. С их помощью была предпринята попытка либо снизить напряженность между центром и наиболее независимыми регионами, связанную с их сепаратистскими устремлениями, и таким образом удержать их в общем политико-правовом пространстве России, либо, наоборот, подчеркнуть тесные дружеские связи, существующие между центром и некоторыми регионами.


Вторую группу составляют договоры о разграничении предметов ведения и полномочий с органами государственной власти краев областей, имеющие целью обеспечить краям и областям равные права и возможности с республиками в составе Российской Федерации.

Эти договоры носят всеобъемлющий характер и регулируют взаимодействие центра и регионов в основных сферах их деятельности. Очевидно, что такого рода договоры фактически ведут к неконституционному изменению статуса субъектов Федерации.

И, наконец, третью группу составляют договоры, заключение которых связано со спецификой субъектов Федерации. Можно сказать, что это единственная группа договоров, в которых реализуется ценная в хозяйственном отношении задача – это, прежде всего, отражение особенностей правового режима в отношении отдельных объектов. При этом очень важно, что она решается без значительных расхождений с федеральной конституцией.

Важную роль в системе социального партнерства играют отраслевые (межотраслевые) тарифные соглашения. Основное место в развитии социального партнерства занимают коллективные договоры.

Согласно гл. 7 Трудового Кодекса РФ «Коллективные договоры и соглашения» определен перечень статей, которые устанавливают те или иные действия, и тем самым содержание коллективных договоров во многом определяется сторонами переговорного процесса[[50]].

В этой связи актуальной задачей становится дальнейшее совершенствование законотворческой деятельности в области социального партнерства и регулирования трудовых отношений как на федеральном, так и на региональном уровне.

Как отмечается в литературе: «Основной задачей сегодня является включение всех региональных и территориальных объединений профсоюзов, работодателей и органов исполнительной власти на местах, трудовых коллективов предприятий и организаций независимо от формы собственности в процесс коллективно-договорного регулирования трудовых отношений».

Таким образом, совершенствование законодательства по вопросам договорного регулирования должно идти следующими путями: Во-первых, необходимо принятие новых актов соответствующих объективным реалиям, во-вторых, следует закрепить процедуру обеспечения исполнения обязательств, вытекающих из нормативных договоров на законодательном уровне более подробно. С другой стороны, необходимы более ощутимые гарантии сдерживания договорного нормотворчества в рамках основополагающего акта России - ее Конституции.


Далее обозначим актуальные проблемы действия международных договоров в правовой системе Российской Федерации.

3.2 Актуальные проблемы действия международных договоров в правовой системе Российской Федерации

В современных условиях глобализации, процесса всемирного объединения, получившего свое развитие во второй половине XIX века, значимость международного договора как источника права все больше возрастает.

Указанный процесс признается различными странами и является установленным фактом. Так, в Венской Конвенции о праве международных договоров[[51]], заключенной в Вене 23 мая 1969 года, содержится положение о том, что государства – это участники Венской Конвенции.

Принимая во внимание важнейшую роль договоров в истории международных отношений, признают все возрастающее значение договоров как источника международного права и как средства развития мирного сотрудничества между нациями, независимо от различий в их государственном и общественном строе.

В правовой системе РФ существует легальное определение международного договора, который представляет собой международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования[[52]].

К примеру, существует проблема правового регулирования общественных отношений, возникающая при несоответствии норм национального законодательства международным принципам и нормам международного права.

Практика показывает, что в случае, когда какой-либо вступивший в силу не подлежащий ратификации международный договор Российской Федерации оказывается в противоречии с каким-либо законом Российской Федерации и по этой причине становится неисполнимым (например, обмен нотами или межведомственное соглашение, освобождающее на взаимной основе от таможенных или налоговых сборов), то государственные органы принимают меры, необходимые для добросовестного выполнения международных обязательств по нератифицированному международному договору[[53]].


Это могут быть меры по дополнительному согласованию порядка исполнения, ратификации, одобрению, утверждению, новации или прекращению такого неисполнимого договора. При всех обстоятельствах и при всех возникающих внутренних затруднениях международный договор должен применяться так, как это им предусмотрено, а обязательства по нему должны выполняться добросовестно.

Порой практические проблемы возникают при применении уже подписанных международных договоров. Одной из причин возникновения такой проблемы может служить то, что в отличие от норм внутреннего права государств, содержащих перечень договоров, подлежащих ратификации по внутреннему праву, международное право не знает такого перечня, поэтому считается, что международно-правовое обязательство государства по любому вопросу, принятое главой государства, главой правительства, министром иностранных дел, является действительным.

В случае международного спора по рассматриваемому вопросу решающее значение имеет ссылка на международное право, а ссылка на внутреннее право может оказаться несостоятельной или проблематичной.

Ярким примером обозначенной проблемы может служить статья 10 Трудового кодекса РФ[[54]]. Это единственный Кодекс, который в нарушение положений п. 4 ст. 15 Конституции РФ содержит положения не только о сопоставлении международного договора и закона, но и о сопоставлении международного договора с иными нормативно-правовыми актами, регулирующими трудовые отношения.

Международные правовые источники как регуляторы общественных отношений в настоящее время приобретают все большее значение и оказывают все большее влияние на своих участников вследствие современных условий глобализации, порождающей ряд новых для мира проблем.

Проблема соответствия норм национального законодательства международным принципам по тому или иному вопросу, необходимости преодоления разногласий участников международных отношений, сохранения национального суверенитета государств и иные насущные вопросы.

Таким образом, международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, являясь средством поддержания всеобщего мира и безопасности, развития международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава ООН.

Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств и других субъектов международного права.


Возрастающая роль суверенитета государств в современном международном праве еще более усиливает значение международного договора.

Думается, что указанные обстоятельства подчеркивают ведущее значение международного договора как основного источника международного права. Международный договор и в дальнейшем будет выступать как мощное средство развития нормативной модели международных отношений.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В российской правовой науке и практике доктрина нормативного договора пока еще не получила однозначного понимания и утверждения.

За последнее десятилетие произошли изменения в этом вопросе. Середина и особенно конец XX века сопряжены со стремительным расширением сферы договорных отношений. Договор приобретает значение универсального регулятора.

Договоры «входят» в ткань публичного права, позволяя согласовывать интересы, позиции и действия государств, властных структур, общественных организаций, наций и народностей, слоев общества.

В современных условиях развития правовой системы нормативный договор должен найти свое место среди источников права. Для отнесения тех или иных актов к источникам права, необходимо признание их в качестве таковых со стороны государства. Признание государством источника права выражается в том, что реализация его связана с государственно-правовой охраной, а нарушение его влечет за собой соответствующие средства охраны со стороны государственных органов.

Международный договор порождает ряд правоотношений, к которым относятся отношения, регулируемые нормами международного права, а также и внутригосударственные правоотношения.

Во внутригосударственных отношениях участвуют органы государственной власти, субъекты федерации, органы местного самоуправления, а в некоторых случаях юридические и физические лица. Однако сам международный договор налагает обязательства на государство в целом, а не его отдельные органы, физических и юридических лиц.

В процессе реализации договора государство определяет механизмы, которые следует задействовать для выполнения международных обязательств.

В настоящее время реализация международных договоров РФ законодательно не урегулирована, основная масса вопросов разрешается практикой органов власти, а население нередко вообще не знает о международных договорах, которые затрагивают их права и свободы. Современные условия диктуют необходимость выверенных подходов к выполнению международных договоров, их законодательное отражение.