Файл: Нормативный договор (Особенности развития нормативного договора в истории российского права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 178

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Теоретические основы нормативно-правового договора и его историческое развитие

1.1. Особенности развития нормативного договора в истории российского права

1.2. Понятие и признаки нормативного договора

1.3. Нормативный договор как источник конституционного права Российской Федерации

2. Современное развитие и классификация нормативных договоров в Российской Федерации

2.1. Основные критерии разграничения индивидуальных договоров от договоров нормативного содержания

2.2. Юридические пределы действия нормативных актов

2.3 Структура, классификация и форма международного договора

3. Возрастание роли нормативного договора как инструмента саморегуляции общества

3.1. Роль нормативных договоров в конституционном, административном, трудовом и других отраслях российского права

3.2 Актуальные проблемы действия международных договоров в правовой системе Российской Федерации

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Особую группу в этой системе образуют:

Нормативные договоры как источники права и регуляторы общественных отношений имеют разные масштабы применения и социальное значение в национальных правовых системах.

Договор становится регулятором не только в экономической сфере, но также приобретает значение универсального регулятора всех отношений в обществе. В связи с этим увеличивается роль и такого источника права как нормативный договор.

Действительно, нормативные договоры содержат правила поведения, имеющие юридическое значение не только (а иногда и не столько) для непосредственных участников договора, сколько иных коллективных и индивидуальных субъектов.

Нормативный договор, таким образом, не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, но имеет и внешне юридическое воздействие.

Необходимо также заметить, что нормативные договоры чаще всего не связываются определенным сроком действия, т.е. рассчитаны на неоднократное и длительное воздействие на общественные отношения, срочный характер нормативных договоров не исключается, и это особенно важно в тех случаях, когда речь идет о временной передаче осуществления части полномочий одного органа другому.

Нельзя не отметить, что одним из признаков нормативного договора является его письменная форма, для которой характерна та или иная степень формализованности.

В соответствии со статьей 434 Гражданского Кодекса Российской Федерации договор может быть заключен в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если законом для договоров данного вида не установлена определенная форма.

Помимо этого, статьей 159 Гражданского Кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно[44].

Таким образом, гражданским кодексом установлено множество условий для оформления договора в письменной форме, однако для отдельных видов договоров предусмотрен целый ряд «послаблений», выражающихся в отсутствии жестких требований к оформлению текста договора.

Стоит заметить, что общее определение понятия и признаков правовых норм - нормативных установлений, нормативных предписаний является ключом для понимания природы договорных нормативных установлений, договорных нормативных предписаний.


Далее рассмотрим структуру и форму международного договора.

2.3 Структура, классификация и форма международного договора

Международные договоры можно классифицировать:

1. по количеству участников:

- двусторонние – это договоры, в которых участвуют два государства;

- многосторонние – это универсальные договоры, рассчитанные на участие всех государств, и договоры с ограниченным числом участников;

2. по вопросам, рассматриваемым в них:

- общие многосторонние договоры

- договоры, имеющие глобальное значение;

- специальные договоры;

3. в зависимости от субъекта, заключающего договор:

- межгосударственные: от имени государства;

- межправительственные: от имени правительства;

- межведомственные: от имени федеральных органов исполнительной власти;

4. по доступности участия:

- открытые – это такие договоры, участниками которых могут быть любые государства, независимо от того, имеется согласие или нет других участвующих в них государств;

- закрытые – это договоры, участие в которых зависит от согласия участников;

5. по объектам регулирования:

- политические (союзные договоры, договоры о взаимной помощи, пакты о ненападении, соглашения о нейтралитете, мирные договоры);

- экономические;

- научно-технические и т.д.

Форма международного договора – обычно письменная, хотя Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. признает и устную форму. Договоры в устной форме называются «джентельменскими соглашениями» и заключаются очень редко, поэтому наиболее распространенной формой является письменная, поскольку только договор в письменной форме четко и конкретно фиксирует права и обязанности сторон.

Далее рассмотрим структуру международного договора.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДОГОВОР

НАЗВАНИЕ ДОГОВОРА

СОСТАВ УЧАСТНИКОВ ДОГОВОРА

ПРЕАМБУЛА

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПОДПИСИ СТОРОН

Рисунок 1 – Структура договора

1. Название договора.

Международные договоры могут быть без тематического названия либо иметь различные типовые наименования или номерные подзаголовки (например, пакт – военно-политический договор; соглашение – межправительственный договор по экономическим вопросам; конвенция – договор по техническим вопросам; картель – договор о выдаче преступников; протокол; декларация; устав; хартия и т.д.).


2. Состав участников договора. Сторонами международного договора могут быть только субъекты международного права.

3. Права и обязанности сторон.

4. Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней часто формируется цель договора. Она используется при толковании договора.

5. Основная часть. Делится на статьи, которые могут быть сгруппированы в разделы или части.

6. Заключительная часть. В ней излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договоров, язык, на котором составлен текст договора.

7. Приложение в виде протоколов, дополнительны протоколов, правил, обменных писем и т.д. Приложения могут быть неотъемлемой частью договора, если об этом прямо указывается в самом тексте договора.

8. Подписи сторон.

Язык, на котором составляют текст договора, определяют сами договаривающиеся стороны. Двухсторонний договор составляют в основном на языках обеих договаривающихся сторон, хотя в то же время они могут выбрать и какой-либо другой язык. Иногда, помимо двух языков, текст договора составляют и на третьем языке. Этот текст лежит в основе толкования договора (Приложение 1).

Таким образом, многосторонние договоры составляют на языках, которые определяют участники соглашения. Установилась практика составления договоров, заключаемых под эгидой ООН, специализированных учреждений ООН или других международных организаций, на официальных языках этих организаций. Тексты договора на разных языках являются аутентичными и имеют юридическую силу.

3. Возрастание роли нормативного договора как инструмента саморегуляции общества

3.1. Роль нормативных договоров в конституционном, административном, трудовом и других отраслях российского права

На современном этапе становления общества и государства нормативная система в большей степени ориентируется на стимулирование активного правомерного поведения, повышение инициативы субъектов в сфере правового регулирования общественных отношений. Отсюда и возникает необходимость возрастание удельного веса договорных актов.


Тенденция к увеличению значимости роли договора – характерна, прежде всего, для всего современного права.

Тенденция стала проявляться в последние годы во все возрастающем объеме в современной России. В первую очередь она связана с коренной перестройкой экономической, юридической и политической систем российского государства»[[45]].

Согласно суждению М.И. Байтина, «значительное возрастание доли договорных норм в общем числе норм современного российского права становится одной из его достопримечательных черт, отражающих процессы дальнейшего развития федерального устройства государства, расширения сфер действия частноправового метода в гражданском обществе, углубления демократизма права и правового регулирования в целом»[[46]].

Рассматривая многие виды отношений, например, международные, внутрифедеральные, гражданско-правовые, корпоративные, трудовые, - настолько сложны и индивидуализированы, что упорядочивание их при помощи одних только нормативно-правовых актов просто невозможно.

Здесь всегда остаются вопросы, требующие индивидуального согласования, саморегулирования. Источником и инструментом такого саморегулирования является договор. И чем дальше расширяется сфера правового регулирования, тем большую важность приобретают договоры.

Современная законодательная практика идет по пути развития договорных отношений. На сегодняшний день действует федеральный закон «О международных договорах Российской Федерации» от 15.07.1995 № 101-ФЗ[[47]].

Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций. Международным договорам принадлежит важная роль в защите основных прав и свобод человека, в обеспечении законных интересов государств.

Также договорными принципами пронизан Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

Более того, как на общегосударственном уровне, так и на уровне субъектов Федерации, в основных отраслях экономики заключаются и функционируют разнообразные соглашения о социальном партнерстве. На сегодняшний день реализуются положения более полутора сотен договоров о дружбе и сотрудничестве между субъектами РФ.

В числе нормативных договоров особая роль отводится международным договорам. Именно поэтому Конституция Российской Федерации установила приоритет норм международного договора. Тем самым, по мнению многих ученых, и сама Конституция РФ рассматривается как своего рода договор с нормативным содержанием.


Конституционно-правовые договоры заключаются для следующего:

- установления, изменения или прекращения полномочий и ответственности участников в связи с реализацией конкретных программ;

- разграничение предметов ведения и полномочий. Наиболее ценен и эффективен конституционный договор в случаях, когда субъекты не могут или не хотят решать конституционно-правовые вопросы односторонним волеизъявлением.

К договорам Российской Федерации, являющимся источниками конституционного права, относятся в частности, Соглашение о создании СНГ, Договор о создании Союзного государства Белоруссии и России, Соглашение между Российской Федерацией и Туркменистаном об урегулировании вопросов двойного гражданства и др.

Конституционные договоры подразделяются на федерально-региональные, региональные, регионально-местные и местные.

Оценивая особенность административно-правовых договоров (соглашений), следует подчеркнуть, что они чаще всего наиболее отчетливо выступают в роли юридических фактов особого рода, вызывающих возникновение административно-правовых отношений.

В административном праве применяются договоры и соглашения трех типов.

Во-первых, субъекты административного права могут вступать в договорные отношения, регулируемые нормами других отраслей права. Например, гл. 5 ГК РФ посвящена участию РФ и ее субъектов, муниципальных образований в отношениях, регулируемых гражданским законодательством[[48]].

Во-вторых, в административно-правовых актах предусматриваются случаи и основания заключения гражданско-правовых, трудовых и иных договоров. Это могут быть либо альтернативные правовые варианты, по выбору участников правоотношений, либо договоры, заключение которых считается обязательным.

В-третьих, все больший удельный вес приобретают собственно административно-правовые договоры. Они предусмотрены чаще всего конституциями, уставами и законами, либо обуславливаются рамками компетенции соответствующих государственных органов.

Неравенство субъектов в той или иной сфере не заменяется, а дополняется равнопартнерскими отношениями. Их обеспечение придает административно-правовым отношениям другой смысл - субординация и координация укрепляются согласованием целей и действий.

Становление рыночной экономики обуславливает также необходимость изменения способов правового регулирования общественно-трудовых отношений. Преобладание договорного регулирования над централизованным государственным позволяет активизировать участие работников и работодателей в установлении условий труда и развивать их отношения на основе социального партнерства.