Файл: Понятие и исторические этапы развития менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 95

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Масштабные изменения в политике и экономике нашего общества явились причиной появления больших перспектив в деловой сфере, но вместе с этим важное значение имеет вопрос о кадровом обеспечении этих изменений. Перед руководителями и специалистами этой сферы стоит задача - преобразовать наши предприятия и организации в соответствии с новыми требованиями. Задача подготовить поколение управленцев нового типа, способных решать эту проблему, непроста. Многое зависит от целенаправленной деятельности по подготовке кадров, от умения руководителей применять достижения управленческой науки на практике.

Особое место менеджмента в рыночной экономике объясняется тем, что именно наука управления способна обеспечить связанность, интеграцию производственных, экономических процессов, внутренние ресурсы и внешнюю среду, усиливать адаптивность, конкурентоспособность предприятий.

В условиях социально-экономической нестабильности — кризисов, инфляции, безработицы — любой руководитель обязан не только своевременно реагировать на все эти явления, корректируя рабочую деятельность своей организации и понижая уровень риска, но и прогнозировать и стараться предвидеть их и заранее принимать эффективные меры, повышая тем самым безопасность и устойчивость деятельности социально-экономических систем

Один из наиболее очевидных путей приспособления к условиям рыночной экономике в России состоит в освоении сферы деятельности и области знания, которые охватываются понятием "менеджмент".

Все эти вопросы представляют научный интерес и определяют актуальность темы данной курсовой работы.

Менеджмент (management) – слово английского происхождения, что в переводе на русский язык - управление, происходит оно от корня латинского слова «рука». Первоначально данный термин относили к сфере управления животными и обозначало он искусство управлять лошадьми. Позже это слово перешло в сферу человеческой деятельности и стало обозначать область научного знания и практики управления людьми и организациями.

В условиях перехода к рыночной экономике понятия «менеджмент» и «менеджер» прочно вошли в словарный обиход наряду и даже на смену таких терминов, как «управление», «управленческая деятельность», «директор», «руководитель».

Цель курсовой работы- рассмотреть историю менеджмента в России и за рубежом.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:


  • раскрыть сущность и понятие менеджмента;
  • провести исследование видов моделей менеджмента;
  • осуществить анализ возникновения и развития российской модели менеджмента;
  • отметить особенности российского менеджмента;
  • выявить достоинства и недостатки менеджмента в России;
  • проанализировать задачи менеджмента в России;
  • описать проявление российского менеджмента в практике отечественных предприятий.

Объектом работы является особенности опыта управления персоналом.

Предметом исследования – отечественный опыт управления персоналом.

Методы исследования – сравнения, аналитический, анализа научной литературы.

При написании курсовой работы использовалась научная литература.

Глава 1 Понятие и исторические этапы развития менеджмента

1.1 Сущность и основные этапы развития менеджмента

Подготовка менеджеров нашего времени невозможна без знания истории становления науки управления. Формирование менеджмента происходило в течение нескольких веков и закончилось оно превращением в самостоятельную сферу знания и науку. Тема истории развития менеджмента не совсем актуальна в данный момент, однако, овладение искусством управления будет являться средством принятия правильных решений в конкретных ситуация и вопросах [18, с. 83].

Появление и становление управления как области научного познания было решением проблемы наличия потребности организаций в профессиональном управлении их деятельностью. Также этому способствовала появившаяся возможность воспользоваться преимуществами технических средств, созданных в период промышленной революции. Наука управления явилась результатом деятельности группы инициативных ученых, имеющих желание найти более совершенные и эффективные приемы, способы и методы осуществления деятельности различных организаций [18, с. 84].

На данный момент можно выделить следующие этапы в истории развитии менеджмента:

1. Первый этап связан с учением Ф. У. Тейлора, реализованным в его работе «Принципы научного управления», в которой ее автором были впервые описаны научные подходы и принципы построения системы управления. Тейлор полагал, что для реализации эффективной деятельности персонала требуется, чтобы руководящий состав реализовывал ряд функций, таких как исследование, стандарты, планирование, контроль, кооперацию труда. Он сделал вывод, что в достижении максимальной эффективности труда сотрудников предприятия важное место занимает отношение руководящего состава к своим обязанностям. Основу достижения эффективной деятельности персонала Тейлор видел прежде всего в научной обоснованности указаний руководителей.


2. Второй этап – это появление классической школы управления, основоположником которой стал А. Файоль. Также ее называют административной школой. Файоль описал теорию менеджмента, определяющую его функции, принципы и значимость теоретического изучения. Помимо описания основных функций (планирование, организация, распорядительство, координирование и контроль), он разработал основы структурно – функционального подхода в менеджменте. Важная заслуга А. Файоля – это изучение зависимости структуры организации от её целей и задач, что предоставляет возможность нынешним руководителям достигать оптимального распределения труда, исключающего возникновение «узких мест» в работе организации [19, с. 117].

  1. Третий этап - «неоклассический», в нем появляется и развивается школа «человеческих отношений», которая, главным образом, связана с именем ученого Э. Мейо. В данном периоде действует социологическая концепция групповых решений. В рамках этого направления организация рассматривается как социальная система, построение которой сопровождается применением знаний об организационной культуре, мотивации, поведенческих функциях работников. Основоположники данной школы отметили, что управлять в рамках организации необходимо помимо процессов и люде, также и их межличностными отношениями [25, с. 5]. Повышение эффективности деятельности согласно этой школе – развитие человеческих взаимоотношений в процессе организации производства.
  2. Четвертый этап имел место с 1940 по 1960 гг. В этот период происходит эволюция управленческой мысли, нацеленная на развитие теории организации менеджмента на основе принципов психологии и социологии, оказывающих основополагающее воздействие на человека в системе управления. Активное развитие данных наук и совершенствование методов исследования сделало изучение поведения человека в процессе его рабочей деятельности предметом научного изучения, что в составе с прогрессом теории человеческих отношений стало причиной создания поведенческой школы управления. Представители данной школы основной задачей управления видели создание взаимодействия между внутренними возможностями работников и эффективностью предприятия. При этом данная школа большое внимание уделяла методам укрепления межличностных отношений в организации, основное значение в данном случае придавалось психологическим и социальным сторонам управления [25, с. 6]. Повышение эффективности деятельности на этом этапе – социальный подход к управлению.
  3. Пятый этап развития управленческой мысли – с 1970 по 1980 гг., формируются современные количественные методов обоснования управленческих решений. Этот процесс успешно развивается и по настоящее время. Этот этап характеризуется развитием количественного подхода к управлению. Предпосылкой для этого явилось масштабное развитие математики и кибернетики, повлиявшее на широкое распространение практики применения в управлении выработанных ими количественных методов. Благодаря этому управленцы получили методику, помогающую принимать более эффективные управленческие решения и точнее видеть проблемы организации.
  4. Шестой этап – это 80-е гг. ХХ века, данный период характеризуется появлением новых видов управления и непредвиденным появлением понятия "организационной структуры", как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами.
  5. Седьмой этап – это 90-е гг. ХХ века. В этот период прослеживаются следующие основы повышения эффективности деятельности: внимание к материально-технической базе производства; повышение важности организационной культуры и различных форм демократизации управления; основа развития организаций – конкурентная борьба между ними.
  6. Восьмой этап - настоящее время. Данный период развития науки менеджмента связан с управлением в рыночных условиях. Компании ориентированы на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства продукции, которая пользуются спросом, и которая гарантированно принесет фирме прибыль.

Таким образом, можно сделать вывод, что посредством постепенного развития науки управления, усилилась значимость самого менеджмента и улучшилось отношение к профессии менеджера. Изменилось количество и качество его задач, повысились требования к соискателям данной должности. Такие качества как ответственность, организованность, инициативность и прочее просто необходимы для современного управленца.

За всю историю становления менеджмент изменялся под влиянием многих причин, главной из которых является потребность производства и обмена в осуществлении эффективного управления организацией [19, с. 123].

Рыночная экономика нуждается в соответствующей ей системе управления, которая должна перенести радикальные изменения вместе с обществом. Большое значение имеет изучение передового и прогрессивного опыта управления предприятиями в зарубежных странах и использование их наработок при отслеживании собственных проблем. Следовательно, изучение истории развития зарубежного менеджмента достаточно актуально [18, с. 86].

Значимость менеджмента в условиях рыночной экономики обусловлено наличием большого множества организаций, в которых сотрудники осуществляют рабочую деятельность для достижения общей цели и удовлетворения своих собственных интересов. Управление организацией такого типа реализуется в качестве процесса осуществления определенного типа взаимодействий по накоплению и использованию различных ресурсов. Для предприятия менеджмент исполняет роль координирующего начала, формирующего и приводящего в движение ресурсы для решения стоящих перед организацией задач и достижения поставленных целей. Менеджмент формирует, изменяет, корректирует, когда это требуется, внутреннюю среду предприятия, представляющую собой сочетание структуры организации, внутриорганизационных процессов, технологии производства, персонала, организационной культуры, и осуществляет управление функциональными процессами, протекающими на предприятии [6, с. 22]. Кроме того, важную роль играют функции, связанные с координацией и установлением взаимодействия внутри предприятия. Создание и поддержание согласованности в совместной деятельности работников — это и есть суть управления.

Менеджмент аккумулирует опыт и знания, полученные за тысячи лет, и дополняет их новыми подходами, принципами, методами и способами осуществления управленческой деятельности. Таким образом, мы можем говорить о менеджменте не только как о теории и практике, но и как об науке управления.


На протяжении многих веков перед управленцами, работающими на предприятиях, возникали проблемные вопросы, ответы на которые находились за пределами их опыта, что вынуждало обращаться за помощью к ученым. В качестве примера можно привести период времени в начале XX в., когда одной из главных проблем, стоящих перед многими организациями, было повышение производительности труда. Различные школы менеджмента, такие как школа научного управления и административная школа, существовавшие на тот момент, предлагали пути решения этой проблемы, давая свои рекомендации. В конце XX — начале XXI в. условия изменились. Важными становятся проблемы гибкости и адаптивности предприятий к постоянным изменениям окружающей их внешней среды, которые обуславливали необходимость наличия управления средой организации. В этой ситуации, как и до этого, менеджмент вновь приходит на помощь практике в качестве области научного знания, обосновывая наиболее рациональные и эффективные пути поведения предприятий в рыночной среде [21, с. 21].

Особое место в практике менеджмента занимает профессия менеджера. Понятие «менеджер» имеет два основных определения: во-первых, это профессиональный управляющий, во-вторых, менеджер – это хозяин. Различают два типа менеджеров: первый – это линейные менеджеры, функционирующие на основе единоначалия, они ответственны за текущее состояние и будущее развитие предприятия или его различных структурных подразделений, примеры таких управленцев – это мастера, бригадиры, начальники цехов, директора; второй тип – это функциональные менеджеры, они отвечают за определенную подсистему управления, например, за маркетинг, финансы, персонал и т.д.

Существует определенный набор требований к современному менеджеру, которые определяются спецификой управленческого труда и сложностью управленческих функций.

В условиях рыночной экономики менеджеры должны уметь:

  • принимать решения в условиях неопределенности;
  • нести ответственность за принимаемые решения;
  • овладевать новыми знаниями и навыками, т.е. совершенствовать свою профпригодность.

В наше время менеджер — это специалист, способный планировать деятельность предприятия, учитывая будущее развитие рынков; менеджер должен приспосабливаться к изменениям, упреждать тенденции во внешней среде, он должен искать новые способы удовлетворения потребностей целевых потребителей, используя современные технологии в процессе осуществления управленческой деятельности в организации; современный менеджер должен обладать развитым мышлением в критических ситуациях; он должен уметь работать в команде; менеджер — это лидер; лидерство в данном случае рассматривается, как способность активизировать деятельность сотрудников, использовать их потенциал для достижения поставленных целей и решения текущих задач [16, с. 175].