Файл: Понятие и исторические этапы развития менеджмента.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 110

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

С момента своего зарождения и до нашего времени менеджмент считается необходимым элементом рыночной экономики. Его значение определяется тем, что управление помогает принимать эффективные управленческие решения. Это особенно актуально для стран, меняющих свою систему хозяйствования. В России вопросам руководства деятельностью предприятий всегда уделялось большое внимание. Данный факт подтверждается большим количеством различной литературы, освещающей данную тему: учебной, научной, популярной. В период после 1917 г. не раз проводились реформы системы управления. Но эти преобразования касались системы экономики, которая в наше время уже неактуальна. Переход к рыночной системе показал новые проблемные вопросы, ответы на которые необходимо было найти. В этом могут помочь современные знания, и менеджмент как наука позволяет их сформировать [13, с. 85].

Говоря о значении управления, важен тот факт, что в данном случае поле управления не ограничивается предприятиями и организациями, промышленностью, транспортом или другими отраслями.

Таким образом, можно сделать вывод, что наука управления, то есть, менеджмент, имеет колоссальное значение для предприятий, действующих в условиях рыночной экономики. С современным менеджментом связывают большую часть важнейших мировых достижений в области экономики. Особенно это касается менеджмента на предприятиях. По мнению, одного из основоположников менеджмента Питера Друкера, около 80% успеха организаций зависит от качественного, высокопрофессионального и эффективного управления. Что логично, и на российских предприятиях осознали необходимость внедрения в отечественную практику последних достижений в области науки управления, но с учетом особенностей российской экономики [20, с. 3].

1.2 Исследование видов моделей развития менеджмента

В современном мире различают типовые модели менеджмента- американскую и японскую модель. Рассмотрим их поподробнее. Во многом особенности американской модели обусловлены национальными особенностями американцев: способностью бороться до конца, утверждать свое превосходство и жизненность. Они подчеркивают свою исключительность, «богоизбранность», стремятся добиваться быстрого и большого успеха. Большое внимание уделяют своему делу. Для них характерна борьба залидерство. До последнего времени в Америке доминировал единоличный стиль управления, на фирмах наблюдалась жесткая дисциплина и беспрекословное подчинение при чисто внешней демократичности.


Современный американский менеджмент базируется на трех исторических предпосылках: наличие рынка, индустриальный способ организации производства и корпорация как основная форма предпринимательства.

Характерные черты американской модели менеджмента представлены на рис.1:

Корпорации имеют статус юридического лица, а их акционеры - право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально количеству принадлежащих им акций. Корпорации пришли на смену небольшим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали деятельность рабочих. [19 с .120]По мнению теоретиков менеджмента, создание корпораций повлекло за собой отделение собственности от контроля над распоряжением ею, т. е. от власти. Реальная власть по управлению корпорацией перешла к ее правлению и менеджерам (специалистам в области организации и управления производством). В модели американского менеджмента и в настоящее время корпорация является основной структурной единицей.

Рисунок 1- Американская модель менеджмента

Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление.

Содержание стратегического управления заключается, во-первых, в разработке долгосрочной стратегии, необходимой для победы в конкурентной борьбе, и, во-вторых, в осуществлении управления в реальном масштабе времени. Разработанная стратегия корпорации впоследствии превращается в текущие производственно-хозяйственные планы, подлежащие реализации на практике.

Согласно американской модели основными составляющими успеха считаются:

  • компетентность руководителя;
  • способность психически настроиться на восприятие и мышление партнера;
  • доверие как переход от авторитарного и консультативного подходов к полному делегированию полномочий.

Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста.

Пример типичной американской компании - компания Форд в США. За порог оценки результативности компания «Дженерал Моторс», «Форд Мотор» и «Крайслер» был принят 2010 год. На примере этой группы компаний можно выделить следующие основные недостатки американской модели : [18, с.30]

  • Уменьшение гибкости при изменении производственных заданий, снижение чувства удовлетворённости рабочих, нарастание утомления от монотонности, рост прогулов как следствие чрезмерной специализации труда.
  • Потеря эффективности иерархической организации в тех отраслях промышленности, где ассортимент товаров велик и производственный процесс включает в себя множество стадий.
  • Стремление американских менеджеров получить сиюминутную выгоду, решить вопрос «быстро».
  • Большое количество уровней управления (до 11-12 в американской автомобильной промышленности, по сравнению с 5-6 в японской), и как следствие- рост бюрократического аппарата и трансакционных издержек

Положительные особенности американской системы менеджмента:

  • Значительное теоретическое обоснование процессов управления.
  • Жесткая иерархическая структура: каждый работник имеет только одного начальника.
  • Чётко прописанные должностные инструкции, начиная от того, как нужно мыть пол и заканчивая порядком приготовления гамбургеров.
  • Контроль качества выполняемых операций на месте: концепция «делать с первого раза».
  • Строго почасовая выплата зарплаты, штрафы за опоздание и выговор за приход на работу раньше оговоренного срока (начальству придётся платить вам больше денег) – концепция «точно вовремя».
  • Стремление создать равные условия для работников: прием пищи в одной общей комнате, одинаковая зарплата для рабочих одного уровня.
  • Перспектива карьерного роста в компании.
  • Поощрение конкуренции и доносительства внутри одной группы (существует специальный ящик, куда нужно опускать записки обо всех нарушениях, какие вы только заметили).
  • Ответственность начальников за действия подчинённых

Теперь обратимся к японской модели менеджмента. Япония, как известно, это страна, которая отличается своей культурой и традициями. Даже после Второй мировой войны, оказавшись на грани полного разорения, Япония смогла возродить свою экономику. Не последнюю роль в этом сыграла специфика японского управления.

Именно особенный подход к управлению производством и рабочими процессами сделал возможным выход Японии на общемировой рынок. На сегодняшний день Страна восходящего солнца является самым главным производителем инновационных технологий. И это не смотря на то, что в ней крайне ограничены всевозможные ресурсы полезных ископаемых.

Большинством специалистов выделяются несколько характерных чертяпонского менеджмента, которые существуют уже достаточно долго, но сегодня изменяются под влияниемзападных моделей управления.

Особое внимание, прежде всего, уделяется отношение работодателей к своим сотрудникам. Еще при устройстве на работу, каждый японец точно знает, что ожидает его в будущем в данной компании.

Такая уверенность обусловлена существованием такого подхода в японском управлении как «пожизненный найм». В Японии активно поощряется приверженность своей организации, что основывается на системе поощрений, а также продвижению по службе. Чем дольше сотрудник работает — тем выше ранг имеет, а, следовательно, и его заработная плата становится больше.


Разумеется, в японской системе управления есть и свои нюансы, которые являются вполне логичными и понятными. Например, продвижение по службе, как и повышение уровня дохода, напрямую зависят от качества работы сотрудников, что провоцирует возникновение здоровой конкуренцию внутри компании. Наиболее способные и активные работники поощряются как материальными, так и нематериальными способами.

Среди нематериальных поощрений можно выделить обучение, а также повышение статуса в иерархии компании.

Японская модель управления учитывает потребности общества, всегда стараясь определить нужды потребителей, что отличает ее от большинства западных и американской модели менеджмента.

В последние годы в Японии стала применяться и практика манипулирования перспективных покупателей с помощью рекламы, которая наиболее характерна для Европы и Америки.

На сегодняшний день огромную роль в развитии компаний играет правильно разработанный план действий. И Япония здесь занимает лидирующее место. Японские менеджеры как нельзя лучше научились планировать, разрабатывая все возможные пути развития организации и успешно применяя данное умение на практике.

Для большинства японских компаний план действий разрабатывается как минимум на год вперед. Это позволяет избежать в будущем непредвиденных ситуаций и минимизировать затраты при решении возникающих проблем.

Для японского менеджмента, характерно то, что в каждой организации используется гласность информации. Сотрудники могут ознакомиться с планами компании на будущее, с поставленными перед ней целями и перспективами развития. Для реализации данного принципа используются специальные стенды или буклеты, которые содержат всевозможную информацию, основные графики и этапы развития компании. Это обеспечивает гармоничность отношений в коллективе организации и укрепляет корпоративные связи.

Япония в образе большинства является страной традиций. С этим нельзя не согласиться. Так, в большинстве организаций все еще можно найти помещение основателя данной компании, которое служит для проведения различных деловых встреч.

Традиционной является также и корпоративная культура, ее важный элемент - проведение утренних, а в некоторых организациях и обеденных «зарядок».

Но, как и в любой системе управления, в японском менеджменте есть свои недостатки. Одним из подобных недостатков является менее лояльное отношение квалифицированных кадров к практике перераспределения персонала. И если молодой сотрудник без возражений будет выполнять и функции сборщика, и уборщика помещений, то старший сотрудник подобного рода изменения работы воспримет без энтузиазма. Что, в принципе, свойственно и для работников западных компаний.


Японские менеджеры стремятся построить рабочий процесс таким образом, чтобы персонал получал удовольствие от работы. С этой целью компаниями сокращается количество часов работы в день. Но, стоит отметить, что длительность отпуска, меньше, чем в России, на 7-9 дней.

Наряду со многими европейскими компаниями, в японские руководители начали вводить гибкий рабочий график, который позволил им увеличить производительность труда.

В Японии принято управление не только трудовой деятельностью работников, но и их досугом. Например, широко применяются психотерапевтические системы «Найкан» и «Морита», позволяющие сотрудника восстанавливать свои силы.

А, например, в компании Toyota система управления производством фирмы была разработана и усовершенствована "TOYOTA Мотор Корпорейшн" и после 1973 г. была принята многими другими японскими компаниями. Основной целью системы является снижение издержек. Она помогает также увеличить норму оборота капитала (отношение общего объема продаж к общей стоимости основных производственных фондов) и повышает эффективность работы фирмы в целом. Даже в периоды медленного роста система управления производством "TOYOTA" позволила обеспечить прибыль посредством уменьшения цен необычным образом: с помощью ликвидации излишних материальных запасов или рабочей силы. Не будет преувеличением сказать, что это новая революционная система управления производством. Она основана на системе Ф. Тейлора (научное управление производством) и системе Г. Форда (поточное конвейерное производство).

Глава 2 История развития менеджмента в России

2.1 Анализ возникновения и развития российской модели менеджмента

История развития управления в России имеет свою национальную специфику. Отметим несколько этапов развития российского менеджмента.

  1. ХVII век считается началом развития управления в России, тогда и взял начало процесс слияния княжеств. Раздробленные региональные рынки объединились в единый общенациональный рынок [21, с. 563].

Заметную роль в истории страны и в улучшении ее системы управления сыграл А. Л. Ордин-Нащокин (1605—1680), попытавшийся ввести городское самоуправление в западные приграничные города России. Таким образом, Ордин-Нащокин считается одним из первых русских управленцев, поднявших вопрос о развитии и стратегического, и тактического менеджмента [16, с. 11].