Файл: Корпоративная культура в организации (на примере Киришской городской библиотеки).pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 90
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1.Этапы формирования корпоративной культуры
1.2. Влияние корпоративной культуры на эффективность деятельности организации
ГЛАВА 2. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КИРИШСКОЙ ГОРОДСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
2.1. Характеристика Киришской городской библиотеки
2.3.Анализ корпоративной культуры библиотеки
2.3.Выводы по влиянию корпоративной культуры на работу библиотеки
ГЛАВА 2. КОРПОРАТИВНАЯ КУЛЬТУРА КИРИШСКОЙ ГОРОДСКОЙ БИБЛИОТЕКИ
2.1. Характеристика Киришской городской библиотеки
Киришская централизованная библиотечная система берет своё начало от маленькой поселковой библиотеки с книжным фондом около 3000 экземпляров документов.
12 января 1965 г. поселок Кириши получил статус города и в августе 1966 г. было принято решение Горисполкома о создании Киришской центральной районной библиотеки. В 1976 г. в городе организована централизованная библиотечная система. В 1988 г. Киришская районная библиотека получила новое помещение площадью 1200 кв.м. В новом помещении были предусмотрены площади для абонемента, читального и лекционного залов, многочисленные кабинеты. В 2005 году фонды ЦБС насчитывали 221 тыс. единиц хранения.
С 1 января 2006 года произошла реформа местного самоуправления, и Киришская централизованная библиотечная система перестала существовать. Сельские библиотеки вошли в администрацию сельских поселений. Городские библиотеки объединились.
С 9 февраля 2006 года появилось муниципальное учреждение культуры «Киришская городская библиотека».
Полное наименование предприятия: Киришская городская библиотека
Почтовый ящик: 187110, Ленинградская обл., Кириши г., Героев ул., д. 10
Приоритетным направлением в работе городского филиала является историко-литературное краеведение.
Миссия Киришской городской библиотеки – максимальное удовлетворение разносторонних личностных, профессиональных, культурных и образовательных потребностей читателей различных категорий, содействие социальному, культурному развитию г. Кириши.
Будучи открытой для сотрудничества с органами власти, различными учреждениями и организациями, международными фондами, средствами массовой информации, активно включаясь в систему общественных связей, библиотека стала центром культурных и социальных инициатив города.
Среди многих функций библиотеки можно выделить пять основных, связанных с обслуживанием читателей: информационную, просветительскую, образовательную, воспитательную и коммуникативную.
Задачами библиотеки являются: поддержка профессиональной деятельности пользователей, помощь в получении образования, создание комфортной среды досуга, создание возможностей для формирования и обмена мнениями. То есть обеспечение качественного и эффективного доступа пользователей к любым информационным ресурсам, содействие формированию Читателя, его ценностных ориентаций, гражданского патриотизма, толерантности, поддержка интереса к чтению и просвещению, непрерывному образованию личности.
Основные направления работы:
- Краеведение
- Художественно – эстетическое воспитание
- Правовое просвещение
- Экологическое воспитание
- Нравственно – патриотическое воспитание
- В библиотеке штат 33 человека и примерно столько же постоянно подрабатывающих студентов. У 11 сотрудников библиотеки степень магистра, в том числе у 6 - степень магистра библиотековедения,. Все сотрудники со степенью магистра возглавляют отделы, секции и/или работают в справочном отделе. Организационная структура библиотеки представлена на рис. 2. (Цифры в скобках означают: первая - количество штатных сотрудников, вторая - примерное количество подрабатывающих студентов в отделе.)
Рис 2. Организационная структура библиотеки
Спецификой организационной структуры центральной Библиотеки г.Кириши по сравнению с другими библиотеками является наличие отдела развития фонда, медиа- и конференц-центров.
2.3.Анализ корпоративной культуры библиотеки
В 2014 году Киришской городской библиотекой проводилось
масштабное социологическое исследование. Анкета была разработана консультационно-методическим центром КОУНБ с использованием материалов Петербургского библиотечного общества и кафедры НТИ Санкт-Петербургского университета культуры и искусства.
Целью исследования было - изучить и описать составляющие корпоративной культуры в библиотеках области:
- представление о миссии библиотеки, основных целях ее деятельности, степени участия сотрудников в принятии принципиальных решений;
- взаимоотношения руководителей и подчиненных;
- представление о средствах, при помощи которых осуществляется достижение целей деятельности библиотеки;
- психологический климат и взаимоотношения внутри коллектива;
- отношение к истории, традициям и обычаям;
- стимулы поощрения;
- способы мотивации к достижению общих целей.
Объектом исследования являлся коллектив Киришской городской библиотеке.
Отдельные представители этого коллектива, особенно ЦБ, считают себя членами этого коллектива, но не ЦБС в целом. Не чувствуют себя членами единого коллектива и работники филиалов городской библиотеки. Они предпочитают обходиться своими силами, не прибегая к помощи своих коллег из других структурных подразделений. Это негативно отражается на обслуживании читателей.
Участниками анкетирования были представители высшего, среднего и рядового состава. Такой выбор респондентов был не случаен. Нам хотелось увидеть, как и чем могут отличаться мнения руководителей и персонала в предложенных вопросах.
В исследовании приняли участие представители всех библиотечных филиалов городской библиотеки г.Кириши – 28 человек, из них: руководители (директора, заместители директоров) – 7 человек; представители среднего состава (заведующие отделами) – 9 человек: представители рядового звена (библиотекари) – 12 человек. Следует обратить внимание, что при ответе на все вопросы в анкете респонденты имели право указать несколько вариантов своих ответов; чтобы каждый опрошенный мог самостоятельно выразить свои мысли и взгляды на миссию библиотеки сегодня.
На вопрос "Испытываете ли Вы чувство гордости за свою библиотеку?" были получены следующие ответы: 63% респондентов ответили утвердительно, 25% затруднились с ответом и 7% опрошенных все же дали отрицательный ответ, большинство мотивировали свой ответ тем, что многие аспекты работы своей библиотеки их не устраивают, к сожалению, конкретики не прозвучало (см. рис.3).
Рис.3.Результаты ответа на вопрос «Испытываете ли вы гордость за свою библиотеку?»
Для тех же, кто дали положительные ответы, были определены в таком соотношении: 30% респондентов испытывают чувство гордости за свой коллектив (творческий настрой, слаженность); 18% - за высокий
профессионализм; 10% подчеркивают чувство гордости, когда слышат благодарность от читателей; 11% отмечают уют и комфорт в библиотеке; 6% гордятся своей историей и традициями; чувство "нужности" для общества испытывают – 7%; 8%, заполнивших анкету, указали, что чувство гордости испытывают благодаря уважению в районе (см. рис.4).
Рис. 4. Причины гордости сотрудников за библиотеку
Эта позиция плотно переплетается с вопросом "Удовлетворены ли Вы своей работой?": "да" ответили 66%; "нет" - 9; "не всегда" - 17%; затруднились – 3%; 3 человека – предложили другие варианты, а 2 человека оказались не удовлетворены своей работой и объяснили причину отсутствием достойной материально-технической базы и тем, что не всегда могут удовлетворить запросы читателей (см. рис.5)
Рис. 5. Результаты ответов на вопрос «Удовлетворены ли вы своей работой?»
2.3.Выводы по влиянию корпоративной культуры на работу библиотеки
В результате действия корпоративной культуры у сотрудников компании появится понимание ее норм и принципов. Каждый сотрудник будет чувствовать свою сопричастность к судьбе компании благодаря принципу задействованности в обсуждении профессиональных вопросов, принятии управленческих решений. Таким образом, каждый сотрудник библиотеки не является лишь нанятым работником, а рассматривается как партнер по бизнесу. В результате этого каждый сотрудник будет ощущать большую ответственность при выполнении задач, поставленных перед ним, т.к. от того, как он выполнит свою работу, будет зависеть не только благосостояние и репутация компании, но и его в том числе.
Активное участие сотрудников библиотеки в управленческой деятельности компании, делегирование полномочий на более низкие уровни позволит сотрудникам также избежать однообразной рутинной работы, выполнять работу от начала и до конца, быть задействованными на ответственных заданиях, самостоятельно планировать и определять детальный график выполнения работ, высказывать свои предложения и идеи относительно развития компании.
Также благодаря внедряемым мероприятиям, при принятии на работу нового сотрудника сократиться его адаптационный период. Библиотека старается максимально сократить срок влияния в коллектив ее новых членов, привить чувство сопричастности нового сотрудника к деятельности организации за минимальный срок.
Проведение корпоративных мероприятий, таких как командные игры, совместное празднование общегосударственных праздников, дней рождений и т.п. позволит создать из сотрудников библиотеки эффективную рабочую команду, которая будет ориентирована на организационные цели, а также будет способствовать сплочению сотрудников, созданию благоприятного климата и психологической атмосферы в коллективе. В данных мероприятиях обязательным является участие всех сотрудников библиотеки, в том числе и высшего руководства. Общение сотрудников компании в неформальной обстановке с высшим руководством также положительно скажется на атмосфере в коллективе компании в целом. Например, возникают «доверительные отношения» на работе между сотрудниками и высшим руководством организации. Таким образом, у сотрудников компании повышается ответственность по отношению к поставленным задачам.
Заключение
Все специалисты-практики подчеркивают высокую значимость корпоративной культуры, как эффективного инструмента управления компанией; исследователи проблемы, как теоретики, так и практики, отмечают устойчивую связь между успешностью компаний и степенью развитости их корпоративных культур.
Из всего многообразия явлений корпоративной культуры специалисты-практики уделяют особое внимание ее основным элементам.
На базе полученных теоретических данных, были разработаны элементы корпоративной культуры библиотеки.
Поскольку корпоративная культура – это то, что создается годами, формируется в процессе деятельности организации, то сначала мы в данной работе изучили нынешнее положение дел в библиотеки, определили какие ценности культивировались в ней с самого начала. Затем сопоставили, насколько существующий корпоративный подход к решению вопросов соответствует тем задачам, которые стоят перед библиотекой на данном этапе.
Корпоративная культура библиотеки - это система существующих на уровне коллективного сознания социально-допустимых моделей жизнедеятельности, представленных в результатах и продуктах материального и духовного труда, в совокупности ценностей, в совокупности взаимоотношений людей в библиотеке. Результаты и продукты материального и духовного труда представляют собой наблюдаемые, физические проявления культуры в виде норм и правил, которые проявляются во внешнем виде, обращении между сотрудниками, в поведенческих ритуалах и т.д. Совокупность ценностей заключается в обычаях, традициях, используемой символике, истории складывающихся отношений в библиотеке, представленных в виде рассказов об истории библиотеки и ее сотрудниках, легендах, других формах передачи сведений от одного поколения библиотекарей к другому. Совокупность взаимоотношений в библиотеке рассматривается как система отношений между руководителями библиотеки и библиотечными работниками; между библиотечными работниками. Все взаимоотношения основаны на библиотечной этике, психологическом взаимодействии внутри трудового коллектива. Они проявляются в стиле управления, системе мотивации библиотекарей, их стремлении к обучению, креативности, инновациям и т.д.
С целью изучения корпоративной культуры библиотеки было проведено исследование в форме анкетирования, тестирования, изучения различных документов и личного общения, направленное на анализ характеристик подсистемы «совокупность взаимоотношений в библиотеке», выявление специфических особенностей, характерных для корпоративной культуры библиотеки.