Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Проектирование организации
1.1 Разработка целей и структуры организации
1.2 Внутренняя среда организации
1.3 Методы расчета качественных и количественных показателей персонала
Глава 2. Практические действия планирования фирмы
2.2.Оценка возможных путей совершенствования организационной структуры управления
Введение
Актуальность. Переход России на рыночную экономику привел к тому, что стало открываться много предприятий. А это повлекло за собой такое явление как конкуренция. Поэтому для нормальной и эффективной работы предприятия или организации необходимо с самого начала (еще при его организации и открытия) планировать его деятельность, делать прогноз его эффективности. И поэтому нельзя недооценивать значение научного обоснования всех сторон функционирования организаций в условиях современной России, когда происходит радикальная смена социально-экономических отношений.
Новые требования к построению и поведению организаций предъявляют рыночные отношения, предпринимательская активность, развитие различных форм собственности, изменение функций и методов государственного регулирования и управления.
Нужно так же учитывать, что организационная деятельность зависит от любых изменений, которые происходят в технологической базе организации.
Переход к эффективным формам организации и управления, построенным на научных принципах, стал главным условием успеха экономических реформ. Конкуренция продуктов и услуг стала, в сущности, конкуренцией организаций, используемых форм, методов и мастерства управления.
Традиции централизованной типизации всех структурных построений, жесткой формализации внутренних и внешних отношений соподчиненности, несвободы всех нижестоящих звеньев, массовое распространение и многолетнее использование организационных схем, пригодных лишь для определенных условий или чрезвычайных обстоятельств, породили стереотип консервативного мышления и организационной скованности.
Научно обоснованное формирование организационных структур управления — актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике.
Цель: рассмотрение и анализ проектирования организации.
Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить понятие и сущность организации, понятие и типы организационных структур управления;
- изучить теоретические основы формирования организационной структуры управления;
- приобрести опыт аналитической работы, применить полученные знания в практической деятельности.
Научная новизна и теоретическая значимость. Данная работа характеризуется достаточно глубоким изучением теоретических аспектов формирования организационной структуры управления, научно обоснованным проектированием новой организационной структуры с учетом изученного материала. Разработка организационной структуры управления проводится с учетом миссии и целей, основных направлений деятельности предприятия, основных функций управления предприятием, определения типа структуры, состава организационных звеньев предприятия, закрепляемых за ними функциями, выделения самостоятельных подразделений, определения обязанностей и полномочий сотрудников предприятия.
Практическая значимость работы. Практический материал, использованный в курсовой работе, может быть применен при формировании организационной структуры управления в реальных условиях.
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
Глава 1. Проектирование организации
1.1 Разработка целей и структуры организации
Для разработки проектирования организации необходимо понимать, что организация – это не застывший орган набора сотрудников, которые автоматически выполняют свою работу. Организация – это живой организм, со своими достоинствами и недостатками. И только грамотное планирование может сделать организацию эффективной и продуктивной. Для этого используются определенные методы (рис.1)
Рисунок 1. Методы проектирования организации
Метод аналогий.
Данный метод построен на аналогичных построениях других компаний.
Экспертный метод.
Этот метод базируется на изучении рекомендаций и предложений экспертов и опытных управленцев-практиков.
Метод структуризации целей
Данный метод предусматривает выработку системы целей организации и ее последующее совмещение с разрабатываемой организационной структурой.
Метод организационного моделирования.
Этот метод представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения,
В своей работе мы сделаем попытку и спроектируем новую реелтовскую фирму.
Пусть название ее будет – «Недвижимость без проблем».
Статус организации – коммерческая организация.
Услуги фирмы:
- Покупка недвижимости.
- Продажа недвижимости.
- Аренда жилья.
- Обмен жилья.
- Консультирование.
- Прием заявлений.
- Услуги реэлтора.
- Помощь в оформлении документов.
Миссия: предоставление квалифицированных юридических услуг при купле - продажи недвижимости, а так же помощь профессиональных специалистов во время продажи и купле недвижимости.
Цель:
- Оказание реэлтовских слуг.
- Получение прибыли от деятельности фирмы.
- Расширение поля деятельности.
- Освоение новых рынков услуг.
- Работа по привлечению новых клиентов.
1.2 Внутренняя среда организации
Структура нашей реэлтовской фирмы будет линейно-функциональная.
Так как, линейно-функциональная структура - это простая и ясная иерархия, где сильно выражены вертикальные связи (от руководителей к подчиненным) и практически не развиты горизонтальные (контакты между подразделениями).
Мы имеем формальный канал коммуникаций, который определен и установлен руководством. Линии, связывающие должностных лиц и подразделения организационной структуры компании, обычно и представляют собой формальные каналы коммуникаций.
Функциональный подход к управлению компанией породил особый тип организационной структуры, где все исполнители находятся в подчинении у главного менеджера, отдающего распоряжения и ставящего им задачи в рамках собственной профессиональной компетенции.
Эта модель подходит для бизнеса, работающего как иерархия, в которой сотрудники подчиняются своим непосредственным начальникам, но конкретные функции выполняются отдельными вертикальными подсистемами (рис.1).
Генеральный директор является руководителем и назначается на должность хозяином организации. Порядок деятельности Генерального директора и принятия им решений устанавливается Уставом, внутренними документами. Подразделения и работники, выполняющие определенные функции управления, образуют функциональную подсистему управления. Функции управления деятельности реализуются подразделениями аппарата управления и отдельными работниками, которые при этом вступают в экономические, организационные, социальные, психологические отношения друг с другом.
Рисунок 1. Организационная структура реэлтовской фирмы
Аппарат управления построен таким образом, чтобы обеспечить в научно-технических, экономических и организационных отношениях взаимосвязанное единство всех частей, а также для наилучшего использования трудовых и материальных ресурсов. Экономист осуществляет учет средств и хозяйственных операций с материальными и денежными ресурсами. Юристы осуществляют основную деятельность фирмы. Данные специалисты входят в отдел, который занимается сопровождением сделки от момента выбора клиентом недвижимости до момента ее покупки.
1.3 Методы расчета качественных и количественных показателей персонала
Определение потребности в персонале - одно из важнейших направлений маркетинга персонала, позволяющее установить необходимый на заданный период времени качественный и количественный состав персонала.
Следует различать качественную и количественную потребность в персонале. Оба эти вида потребности в практике планирования численности рассчитывают в единстве и взаимосвязи.
Определение количественной потребности (далее К.П.) в персонале сводится к выбору метода расчета численности сотрудников, установлению исходных данных для расчета и непосредственному расчету необходимой численности на определенный временной период.
К.П. эта характеристика персонала предприятия в первую очередь измеряется такими показателями, как списочная, явочная и среднесписочная численность работников. Списочная численность работников предприятия — это показатель численности работников списочного состава на определенную дату с учетом принятых и выбывших за этот день работников. Явочная численность — это расчетное количество работников списочного состава, которые должны явиться на работу для выполнения производственного задания.
Выделяют несколько основных методов расчета количественной потребности в персонале:
- метод, основанный на использовании данных о времени трудового процесса (метод трудоемкости);
- методы расчета - по нормам обслуживания, по рабочим местам, по нормативам численности, по нормам управляемости;
- стохастические методы - расчет числовых характеристик, регрессионный анализ, корреляционный анализ;
- методы экспертных оценок - простая оценка, расширенная (однократная или многократная) оценка.
Качественная характеристика персонала предприятия определяется степенью профессиональной и квалификационной пригодности ее работников для достижения целей предприятия и производства работ.
Качественные характеристики персонала фирмы и качество труда оценить значительно сложнее. В настоящее время нет единого понимания качества труда и качественной составляющей трудового потенциала.
Качественная потребность в персонале (т.е. потребность по категориям, профессиям, специальностям, уровню квалификационных требований) рассчитывается исходя из:
· организационной структуры управления;
·профессионально-квалификационного деления работ, зафиксированных в производственно-технологической документации на рабочий процесс;
· требований к должностям и рабочим местам, закрепленным в должностных инструкциях или описаниях рабочих мест;
· штатного расписания фирмы и ее подразделений, где фиксируется состав должностей;
· документации, регламентирующей различные организационно-управленческие процессы с выделением требований по профессионально-квалификационному составу исполнителей.
Расчет качественной потребности по профессиям, специальностям и т.п. критериям сопровождается одновременным расчетом количества персонала по каждому критерию качественной потребности. Общая потребность в персонале находится суммированием количественной потребности по отдельным качественным критериям.
Качественная потребность в работниках и управленческого аппарата на предприятии определяется с помощью последовательной подготовки таких организационных документов:
· создается структура целей, которые представляют основу оргструктуры управления предприятия;
· готовится общая орг.структура предприятия, разрабатываются ее структуры подразделений;
· подготавливается и утверждается штатное расписание;
· подготавливается и утверждается должностные инструкции, то есть описание рабочих мест специалистов, работников и управленческого аппарата.
Данный документ часто используют с целью расчета трудоемкости выполнения должностных функций.
Характеристики количественных и качественных показателей потребности в персонале могут быть измерены с меньшей или большей степенью достоверности. Они включают в себя следующие абсолютные и относительные показатели:
- списочная численность работников предприятия и/или его внутренних подразделений, отдельных категорий и групп на определенную дату;
- явочная численность сотрудников, на определенную дату;
- среднесписочная численность сотрудников за определенный период;
- удельный вес сотрудников в общей численности работников фирмы;
- темпы роста численности сотрудников за определенный период;
- удельный вес служащих, имеющих высшее или среднее специальное образование;
- средний стаж работы;
- текучесть кадров;
- фондовооруженность труда и др.
В статистике предприятия рассматриваются категории и показатели численности работников.
Категориями численности являются:
- списочное число (списочный состав),
- явочное число работников предприятия;
- число фактических лиц, выполняющих определенный вид работы.