Файл: Роль и значение ситуационного подхода в управлении предприятием.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Современный менеджмент: особенности и тенденции
1.1 Сущность и содержание термина «менеджмент»
1.2 Современные функции и принципы менеджмента
1.3 Ситуационный подход в управлении организацией
2. Практическая реализация ситуационного подхода на примере организации
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Использование ситуационного подхода в управлении организацией
Введение
Менеджмент – важная научная дисциплина, без знаний которой не может развиваться полноценно ни одно организация. На сегодняшний день термин «менеджмент» выделен в самостоятельную область знаний. Менеджмент как наука об искусстве управления включает в свой состав большое количество разных подразделов, большое количество смежных дисциплин, таких как маркетинг, стратегическое управление, экономика труда и пр. Вместе с тем важно отметить, что в данной науке по-прежнему остаются недостаточно проработанными отдельные вопросы. Одним из таких по-прежнему является ситуационный подход. Далеко не все руководители понимают, для каких целей он необходимо, соответственно, снижая эффективность процесса управления.
Целью данной курсовой работы является определение роли и значения ситуационного подхода в управлении предприятиям.
Для достижения поставленной цели выделены следующие основные задачи:
- рассмотрение сущность и содержание терминов «менеджмент», «управление»
- изучение основополагающих функций и принципов менеджмента, как науки управления
- определение роли и места ситуационного подхода в управлении организации, формирование его основных особенностей
- рассмотрение основных аспектов реализации ситуационного подхода на практическом примере.
При написании работы были использованы отечественные и зарубежные учебные пособия, монографии, периодические издания. Работа имеет четкую структуру, состоит из введения, основной части в виде двух глав (теоретической и практической), заключения с обозначением основных выводов по итогам исследования.
1. Современный менеджмент: особенности и тенденции
1.1 Сущность и содержание термина «менеджмент»
Менеджмент представляет собой специфическую и определяющая основу организаций любого уровня. До 1930-х годов большинство ученых, начиная с Фредерика Уинслоу Тейлора и заканчивая Барнардом Честером, предполагали, что менеджмент бизнеса - один из подвидов общего менеджмента. Тейлор У., являющийся прародителем “научного менеджмента”, по сути стал первым , кто использовал в данном контексте термины «менеджер», «менеджмент». Понятно, что менеджмент не нужно отождествлять лишь с менеджментом бизнеса, поскольку рост развитого общества в 21 веке приходится не только на бизнес[].
Сам термин менеджмент вошел в российский лексикон и оборот не так давно. Данный термин берет начало из английского языка, что в переводе есть ничто иное, как управление. При этом важно понимать, что управлять можно и организацией, но и машиной. Важно различать и отличать термины «менеджмент» и «управление». С одной стороны менеджмент – это не просто управление. С другой стороны это целый арсенал по использованию всевозможных приемов и методов, которые используют хозяйствующие субъекты.
Выделяя основные связующие элементы менеджмента, можно отметить следующее:
- лидерство, как искусство по управлению людьми;
- принятие решений, как некое связующее звено между абсолютно всеми элементами менеджмента, дающее право на основе данных исследования и контроля заключить выводы касательно выбора в правильном направлении.
- организация, что есть выстраивание деятельности отдельно взятой фирмы в соответствии с разработанным планом, построение эффективных информационных систем по обмену соответствующей информацией между элементами структуры.
- контроль, под которым можно понять элемент менеджмента, заключающийся в оперативном учета функционирования единицы организации, преследующий целью исправление ситуации в случае расхождений от намеченного плана.
В настоящее время в любой развитой стране [2] в «бизнесе» принимают участие намного меньше трудоспособного населения, чем, скажем к примеру, 50 лет назад. Несмотря на это, именно в экономической сфере практическое использование менеджмента, который опирается на теоретические положения науки, строящегося на прочных принципах, дает, самые отличные результаты. Использование менеджмента в социально-экономической сфере в управлении обществом и государством в российской традиции также не делает полными синонимами слова «менеджмент» и «управление». Управление понимается гораздо шире, так как может распространяться и на технические, и на биологические процессы.
Нам предстоит выяснить, где менеджмент - это управление, а где управление - менеджмент.
- Управление представляет собой целенаправленный непрерывный процесс воздействия управляющей системы на объект управления (непрерывное целенаправленное воздействие).
Рисунок 1 – Связующие элементы менеджмента
Итак, менеджмент[13] - это управление частным предприятием на основе использования научных достижений по оптимизации труда в условиях рынка. Однако это определение действительно лишь для бизнес-менеджмента.
В связи с этим следует знать пять официальных определений менеджмента, которые даются согласно фундаментальному оксфордскому словарю, ни в коей мере не раскрывая для нас существо менеджмента, но в других учебниках могут подразумевать именно это.
1. Менеджмент - это власть и искусство управления.
2. Менеджмент - особого рода умелость.
3. Менеджмент - способ или манера общения с людьми
4. Менеджмент - орган управления или административная единица.
5. Менеджмент - специфические отношения в группе сотрудничающих для направления общих усилий на достижение единых целей.
Как видно из этих определений, дать понятие менеджмента не так уж просто. Менеджмент часто применяется и используется в словосочетаниях, которые к бизнес-менеджменту в том понимании, в котором мы говорим, отношения не имеют. Здесь слово менеджмент справедливо расценивать как метафору, т.к. в русской традиции все-таки уместнее говорить об управлении, например государственный менеджмент или, тем более, военный менеджмент (но лучше управление).
1.2 Современные функции и принципы менеджмента
Планирование – неотъемлемая составляющая менеджмента как науки. Анализ большого количества справочной литературы позволяет прийти к выводу о том, что планирование можно определить как узловую и главную функцию менеджмента, в которую включаются такие подфункции, как:
- наделение полномочиями
- оценка ресурсов
- бюджетирование и программа действий
Далее рассмотрим основные функции менеджмента, отразив их основные особенности, дадим им краткую характеристику.
Координация [4] – согласование всех операций в компании таким образом, чтобы упростить достижение успеха, повысить функционирование, предать социальному и материальному организму каждого структурного подразделения компании соответствующие пропорции, отладить всё по времени, надежно застраховать. Контроль на предприятии, как указано в бизнес-пособии МБА, заключается в тщательной проверке того, все ли протекает по установленной программе, согласно нормам и принципам, а также соответствует ли все это отдельным видам планирования, таким как программное, процессное, финансовое и др.
Преимущества и цели контроля:
- предполагает рассмотрение влияния обратной связи с персоналом, подчиненными, и пр.;
- результаты контроля (отдельные решения) должны быть доведены до сведения соответствующего контролирующего органа;
- контроль дает объективную оценку деятельности каждого сотрудника, как в моральном, так и материальном аспектах.
Основные принципы менеджмента, идущие вдоль всей теории управления, также заслуживают особенного внимания и рассмотрения. Для наглядности они сгруппированы по видам, представлены в виде справочной таблицы.
Таблица 1 – Принципы менеджмента и их краткая характеристика [13]
Принципы менеджмента |
Краткая характеристика |
Дисциплина |
Работники должны подчиняться условиям соглашения. |
Принципы вознаграждения |
Каждый работник получает справедливое вознаграждение по труду (своевременная выплата заработной платы, обеспечивающая его жизнь и соответствующая его квалификации; а также премии в пределах от 30% до 100% нормы оплаты). Все это достаточно четко реализуется и сейчас в Германии, Швеции, Японии, где построена социально ориентированная экономика. |
Справедливость |
На всех уровнях проводятся справедливые соглашения, т.е. с рабочим договариваются о том, что он будет делать, и добиваются того, чтобы он согласился. |
Инициатива |
Каждый работник должен быть поощряем за предложения по улучшению своего труда. Если он не прав, то менеджеру необходимо ему разъяснить в чем, каковы его заблуждения, а инициативу все же оценить. |
Стабильность персонала |
Хорошее качество и бесперебойный производственный процесс достигаются, только если работники стабильно работают по одной специальности и на одном предприятии. Обычно достаточным считают срок 3 года на одной должности для получения должных знаний и навыков, т.е. квалификации. |
Для эффективного управления предприятием любой менеджер должен знать и понимать принцип системности в данной науке.
Все системы делятся на большое количество подсистем. В то же время каждая система может рассматриваться как подсистема другой системы.
Рисунок 2 – Менеджмент как система [13]
1.3 Ситуационный подход в управлении организацией
В практике многих отечественных фирм большое практическое значение имеет ситуационный подход, призванный по новому посмотреть на процессы, происходящие в организации. Ситуационный анализ можно определить как комплексную технологию реализации, принятия, разработки управленческого решения, в основе которой лежит тщательный анализ управленческой ситуации. В основе ситуационного подхода как такового находится важное положение о том, что ключевым моментом является конкретный набор отдельных условий, которые оказывают влияние на организацию в настоящий момент. Представленный подход предполагает, что в условиях практической деятельности организаций похожего профиля можно обнаружить немало общих черт. Ситуационный подход, как отмечают ученые по менеджменту и планированию, отдает предпочтение концепции гуманитарного и классического управления. Данный подход тесным образом связан с подходом системным, поскольку в данном случае речь идет не только о простом перечне правил и принципов работы.
Согласно Ансоффу, ситуационный подход можно определить как способ мышления об организационных проблемах и способах их решения. В основе ситуационного подхода лежит ситуационный анализ. Важно отметить, что ситуационные теории занимают свое почетное место среди прочих синтетических учений об управлении. Суть данных теорий сводится к следующем. Конечные результаты одних и тех же действий в сфере управления между собой могут достаточно сильно отличаться. В связи с этим осуществление контроля управленцами должно быть реализовано в зависимости от того, в какой именно ситуации они действуют.
Ситуационный подход к управлению современной организацией основывается на переменных (ситуационных) различиях как между отдельными организациями, так и внутри самих организаций. Современные ситуационные теории предполагают, хотя общий процесс управления в менеджменте одинаков, практические приемы и подходы, которые должен руководитель организации использовать в работе, могут несколько отличатся, завися при этом от конкретной ситуации.
Рисунок
Рисунок 3 – Ситуационный подход, как инструмент в управлении [7]
На сегодняшний день крайне непросто определить и учесть все переменные, которые могут оказать влияние на деятельность организации. На практике современные топ-менеджеры могут рассматривать только те отдельные факторы, которые являются наиболее существенными и значимыми для организации. Обычно подразделяют на внешние и внутренние.