Файл: Роль и значение ситуационного подхода в управлении предприятием.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 31.03.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2. Практическая реализация ситуационного подхода на примере организации

2.1 Краткая характеристика организации

ООО «Суши Мастер» основана в 2013, когда открылся первый ресторан японской кухни формата «возьми с собой» в Тюмени. С 2014 года мы начали активное развитие и сейчас мы представлены более чем в 86 городах России и ближнего зарубежья. Мы хотим, чтобы каждый имел возможность наслаждаться вкусом лучших блюд японской кухни, поэтому планируем освоение новых территорий и открытие ресторанов в центральной России, на юге и в других странах мира.

Сегодня команда предлагает:

Самые вкусные роллы, суши и WOK коробочки, приготовленные с в лучших традициях японской кухни и с любовью к своему делу;

Мобильное приложение и работу профессиональных операторов call-центра, которые с радостью оформят заказ;

Быструю доставку с возможностью оплаты картой при получении.

Сотрудникам

Работу с возможностью влиять на свой доход – чем лучше показатели работы, тем выше заработная плата;

Обучение и стажировку на ресторанах;

Возможность роста и развития внутри компании (лучшие сотрудники могут поехать в командировку на открытие ресторана, получить повышение, улучшить качество своей жизни).

Партнерам

Выгодные условия контрактов по поставкам продукции;

Обучение и стажировку на ресторанах;

Возможность роста и развития внутри компании (лучшие сотрудники могут поехать в командировку на открытие ресторана, получить повышение, улучшить качество своей жизни). На рисунке ниже представлена организационная структура ООО «Суши-маркет»

Генеральный директор

Руководитель отдела маркетинга

Руководитель отдела маркетинга

Руководитель отдела производства

Директор по развитию

Рисунок 6 – Организационная структура ООО «Суши-мастер»

Важно отметить, что на рисунке представлена обобщенная организационная структура. Компания представляет собой развитую сеть ресторанов по типу сушимаркета по всей России. На сегодняшний день в компании насчитывается свыше 1500 сотрудников, при этом практически весь контактный центр работает удаленно. Именно это обстоятельство, по нашему мнению, позволило компании за последние 3 года увеличить прибыль на 11%, поскольку произошли крупномасштабные организационные изменения.


Миссия компания заключается в максимальном удовлетворении потребностей покупателей в самых аппетитных и вкусных ролах, популяризация японской кухни, развитие клиентоориентированных отношений с покупателями.

Каждый магазин сети оснащен необходимым производственным оборудованием для качественной и быстрой подачи блюд. Прием на работу высококлассных поваров, менеджеров ресторана позволил повысить лояльность клиентов. Как отмечается в аналитических записях, по состоянию на 2016 год рыночная доля компании составила более 24%, (2,75 млрд. руб. в стоимостном выражении).

Касательно маркетинговой концепции в компании особенное значение уделено бренду. По сути, уникальная торговая марка данной компании, креативное отношение маркетологов и директоров по PR-коммуникациям обеспечили магазины сети устойчивым спросом, стабильным числом заказов. Ежедневно в каждом из магазинов принимают минимум 300 заказов со средним чеком 1250 руб. Большое количество привлекательных акций компании заслуживают особого внимания. ООО «Суши мастер» - один из признанных лидеров на данном рынке.

Компетентность высшего руководство касательно основных принципов менеджмента, координированная и слаженная работа всей команды, постоянные тренинги и повышение квалификации - то, что выделяет компанию среди конкурентов.

2.2 Использование ситуационного подхода в управлении организацией

ООО «Суши мастер» имеет недостаточно высокие показатели прибыли, т.к. на наш взгляд некоторые менеджеры несколько пренебрегают важностью и значимостью отдельных инструментов по управлению. Именно внедрение перспективной концепции по ситуационному подходу, поможет, на наш взгляд, повысить эффективность всей системы управления в целом.

Метод анализа текущей ситуации позволит руководителю[] точно понять, каким именно способом он сможет добиться главной и конечной цели организации в конкретных условиях наиболее успешно, какие факторы являются значимыми для организации, а какие, напротив, можно опустить из рассмотрения. Теория управления продолжает изучать новые перспективные возможности совершенствования управления производством, а также методы воздействия на личность. В организации особенное значение стоит уделить развитию человеческого потенциала, поскольку здесь у организации явно наблюдаются пробелы. Человеческий потенциал развит недостаточно.


Успех или неуспех ситуационного подхода от реализации на практике в рассмотренной организации в существенной степени будет зависеть от того, насколько системно руководители подходят к процессу управления организацией (управление сбытом, маркетингом, человеческим потенциалом), и пр. Если это будет сделано некорректно, будет непросто оценить сравнительные характеристики, а следовательно, адаптироваться предлагаемый метод к ситуации. Анализ проблемной ситуации в компании позволит найти наиболее подходящее решение организационных проблем.

Одним из результатов динамичного взаимодействия внешних и внутренних факторов является то, что руководителю бывает непросто определить, какой из методов является заведомо «правильным», а какой нет. «МакДональдс», к примеру, применивший в свое время процедуру сборочного конвейера в приготовлении блюд, которая являлась чрезвычайно эффективной, обеспечил самые высокие показатели, а именно высокую производительность труда и стандартное качество продукции. Однако при этом данный метод мало чем отличался от традиционных методов дорогих ресторанов. Такие рестораны, к примеру, не могли производить по 1000 позиций гамбургеров в день, но и популярный «МакДональдс» не смог безупречно приготовить фирменное блюдо таких ресторанов. Если руководство брендовой компании решит использовать концентраты и унифицированные машины для приготовления своих блюд, оно конечно сможет сократить затраты, повысив при этом производительность. Однако, главная цель дорогих ресторанов – делать еду самого высокого качества в данном случае уже не будет достигнута.

Ситуационная школа управления, как известно, вполне обоснованно и правильно уделяет особое значение проблеме приспособляемости и адаптивности организации к условиям постоянно меняющейся среды, исследуя те факторы, которые могут оказать на деятельность анализируемой системы определяющее значение. Анализ маркетинговой и производственной деятельности компании позволяет выделить те факторы, на которые стоит обратить внимание в первую очередь.

Таблица 2- Классификация рисков деятельности предприятия

Признаки классификации

Виды риска

Причины возникновения

1

2

3

  1. По характеру факторов, обусловливающих риск (по объективности проявления)

Объективный

Объективные факторы, не зависящие непосредственно от предприятия (уровень инфляции, интенсивность конкуренции, нестабильность законодательной базы и др.).

Субъективный

Субъективные факторы, характеризующие предприятие (финансовое положение предприятия, уровень его конкурентоспособности, уровень конкурентоспособности товаров и др.).

  1. По основной причине возникновения (по источнику возникновения)

Экономические

Изменения в экономике страны (налоговые, инфляционные, процентные и др.).

Природно-естественные

Стихийные бедствия (или явления) (бури, пожары, эпидемии и др.).

Экологические

Нанесение ущерба окружающей среде (загрязнения, уничтожение биологических видов и др.).

  1. По основной причине возникновения (по источнику возникновения)

Политические

Неблагоприятная политическая ситуация в стране и вмешательство государства в нормальный ход производственных процессов (неблагоприятное влияние налогового законодательства, войны, беспорядка, запрет на импорт и др.).

Социальные

Особенности страны, обычаи, традиции и менталитет ее населения

Коммерческие

Коммерческая деятельность (информационный, товарный, риски взаимоотношений с поставщиками, организации продажи товаров, утраты имиджа)

Транспортные

Неудовлетворительные условия перевозки грузов (уровень тарифов на перевозку товаров, уровень цен на топливо, случаи порчи груза при транспортировке, несвоевременная доставка груза в связи с транспортными неполадками и др.).

Конкурентные

Действия конкурентов (уровень конкурентоспособности предприятия и др.)

Психологические

Несоответствие трудовых ресурсов предъявляемым требованиям (непрофессиональный кадровый менеджмент, низкая мотивация и исполнительская дисциплина персонала, конфликты и отрицательный «психологический климат» и др.).

Финансовые

Связаны с финансовыми ресурсами предприятия (кредитный, процентный, валютный, риск упущенной выгоды, инвестиционный, налоговый, деловая активность коммерческой деятельности, степень вероятности банкротства и др.).

  1. По периодичности возникновения рисковых ситуаций

Систематический (постоянный, неснижаемый)

Факторы внешней среды (экономические, политические, экологические и др.)

Несистематический (временный, снижаемый)

Управление деятельностью предприятия

  1. По характеру проявления рисковых ситуаций (в зависимости от сферы влияния или проникновения)

Внешние

Факторы внешней среды (инфляционные, процентные и др.).

Внутренние

Основная и вспомогательная деятельность предприятия (связанные с управлением коммерческой деятельностью и др.).


Как видно из представленного анализа, у компании действительно имеются риски, вызванные недостаточным учетом отдельных факторов, которые в той (иной) степени, могут оказать влияние на дальнейшее развитие организации. Руководитель всегда должен быть способным правильно интерпретировать ситуацию. Необходимо в самом начале определить, какие из факторов являются наиболее важными, какие приводят к возникновению рисковой ситуации в организации, и, сообразуясь с проведенным мониторингом, сформировать возможные варианты решения обозначенных проблем.

Руководитель всегда должен быть компетентным в вопросе увязывания конкретных приемов, которые бы позволили снизить нежелательный отрицательный эффект, несли бы меньше отрицательного для организации, тем самым обеспечивая достижение главной цели организации самым лучшим образом. В этой части особенно поучителен подход к ситуационному анализу, реализованный компанией «МакДональдс». Большинство современных управленческих решений, и это подтверждено практикой, несут в себе как положительные, так и отрицательные моменты.

Эффективное управление, на наш взгляд, представляет собой довольно непростой акт балансирования, который предполагает потери, если того требует ситуация. Так, например, директор на практике не способен отобрать наиболее одаренных сотрудников, наиболее подходящих для выполнения назначенной работы. Руководитель не всегда тактичен, умеет правильно выстраивать коммуникации, не имеет необходимых навыков по деловому общению и конструктивному разрешению конфликтов. Можно допустить, что единственной важной причиной успеха предприятий «МакДональдс» (для сравнения) стало то, что топ-менеджмент таким образом спроектировал процесс производства картошки и гамбургеров, что он может быть реализован с неизменным качеством даже низкоквалифицированными работниками. Для того чтобы подобные методы можно было реализовать и в ООО «Суши Маркет», менеджеры ресторанов сети должны быть абсолютно уверенными в следующем. Даже если изменится ситуация и придется поменять опытных специалистов на менее опытных, это никак не должно отразиться на эффективности предпринимательской деятельности. В ООО «Суши маркет» сравнительно недавно начали нанимать молодых неопытных людей, так как, по мнению руководства, ими проще управлять.

Важно сказать, что ситуационный подход в организации ООО «Суши маркет» требует принятия наиболее подходящего решения, которое зависит от соотношения определенных проанализированных факторов, описанных ранее. Если системный и процессный подходы более уместно использовать в спокойной обстановке, то ситуационный подход чаще придется применять в непредвиденных (нестандартных) ситуациях. Именно в такие моменты, когда в период форс-мажора приходится адекватно оценивать ситуацию, принимать взвешенные и верные решени, проявляются особенные способности менеджера, такие качества как: эрудиция, гибкость мышления, дар предвидения, твердость.


Ситуационный подход в организации, по нашему мнению, будет воспитывать у администраторов ресторанов, которые наделены уникальными личностными качествами, особые умения контролировать ситуацию. При этом в каждом из ресторанов руководители будут разрабатывать разные меры, стремясь при этом достичь реализации задуманной цели наиболее цивилизованным путем. В процессе переподготовки (обучения) менеджеров могут использоваться и применяться не стандартные, а зачастую самые непредвиденные ситуации, в ходе которых станет возможным смоделировать на несколько шагов вперед весь ход действий, а также возможные последствия. Ситуационный подход заранее подготавливает менеджера к запрограммированным решениям в нестандартных ситуациях. Ситуационный подход как разновидность научного метода в нашей организации будет направлен на выработку у сотрудников ситуативного мышления (приближенного к практике), ставящий целью использовать полученные теоретические знания в процессе анализа реальных процессов. Использование к процессу управления организацией ситуационного подхода позволяет принимать взвешенные управленческие решения в зависимости от сложившейся ситуации, достигать правильных целей.

Заключение

Развитие современной организации становится просто невозможным без знания и использования в работе передовых инструментов и техник современного менеджмента. На сегодняшний день в РФ многие компании столкнулись с проблемами повышения эффективности управления, вызванными нестабильностью внешней и внутренней среды, различными факторами, прямо (косвенно) участвующими в данном процессе.

Менеджмент как наука и искусство управления рассматривается и понимается различными учеными по-разному. В частности, одни утверждают, что менеджменту присущи такие эпитеты как умение распоряжаться, руководство, администрирование, создание, разработка и пр. Другие, напротив, считают что менеджмент – есть ничто иное как научная дисциплина, вкупе исследующая различные производственные и сбытовые процессы на предприятии.

Рассмотренные принципы менеджмента позволяют отметить тот факт, что именно их системное использование на практике, доскональное изучение отдельных функций позволят предприятию достичь тех показателей, которые обозначены в бизнес-планах. В развитии менеджмента существенную роль сыграли процессный и ситуационный подход, второй из которых более подробно и системно изложен в данной курсовой роботе.