Файл: Роль и значение ситуационного подхода в управлении предприятием.pdf
Добавлен: 31.03.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Современный менеджмент: особенности и тенденции
1.1 Сущность и содержание термина «менеджмент»
1.2 Современные функции и принципы менеджмента
1.3 Ситуационный подход в управлении организацией
2. Практическая реализация ситуационного подхода на примере организации
2.1 Краткая характеристика организации
2.2 Использование ситуационного подхода в управлении организацией
Современные авторы ситуационных теорий придерживаются использования конкретных концепций и приемов увязывать с конкретными ситуациями именно для того, чтобы достичь поставленных целей организации наиболее эффективным путем.
Ситуационные теории, как и системный подход, применим при управлении любой организацией. Для использования ситуационного подхода в управлении руководитель должен:
- научиться предвидеть возможные положительные и отрицательные последствия принимаемых решений (для конкретной ситуации);
- научиться увязывать конкретные приемы с ситуациями на практике, обеспечивая при этом достижение целей организации наиболее эффективным путем в сложившихся обстоятельствах.
- уметь корректно интерпретировать ситуацию и определять значимые переменные ситуации, влияющие на эффективность организации;
- освоить средства профессионального управления, которые доказали свою эффективность в разных ситуациях;
Современный менеджмент — это тысячи возможных вариантов управленческих решений. Подходы, разработанные одной организацией и хорошо себя зарекомендовавшие, могут оказаться бесполезными и даже вредными для другой. Поэтому в деятельности менеджеров необходимо опираться не на стандартные методы и приемы, а на способность быстро и правильно оценить реальную ситуацию и найти правильное решение.
Теория менеджмента не дает унифицированных рецептов. Она учит тому, как в сложившейся ситуации добиться успеха в конкретной организации, будь она государственной или частной.
Как отмечается в современной литературе по менеджменту, ситуационные теории дают общие рекомендации по управлению в тех(иных) условиях. При этом можно выделить несколько обязательных условий использования на практике указанного подхода.
- управление должно создавать необходимый потенциал в компании, а также необходимую гибкость для соответствующего перехода к качественно новому стилю управления, который бы соответствовал конкретной ситуации;
- необходимо выбрать именно такой подход к осуществлению управления, который бы в большей степени соответствовал требованиям к организации в сложившейся ситуации;
- менеджмент компании должен произвести изменения, которые бы позволили наилучшим образом подстроиться к ситуации.
- менеджеры должны быть способными проводить качественный анализ ситуации с точки зрения того, какие основные требования к организации предъявляет конкретная ситуация, и какие именно условия типичны для данной ситуации;
Определение ситуационных факторов играет важное значение в процессе использования ситуационного подхода, поскольку последние – ключ к пониманию сложившейся ситуации, а также ее эффективному управленческому разрешению. При этом количество влияющих на ситуацию факторов достаточно большое, далеко не всегда легко проводить их мониторинг и учет, поэтому в данной связи уместно рассмотреть наиболее важные для организации факторы.
Основные ключевые факторы, которые можно выделить применительно к ситуационному процессу управления организацией:
- влияние внешней среды;
- характер работ;
- важность качества работы и степень ее структуризации;
- информация, которой обладают подчиненный и руководитель;
- уровень мотивации подчиненных, а также возможность руководителя использовать вознаграждения за выполненную работу.
- личные качества, а также потребности подчиненных;
Важнейшим признаком ситуационного подхода служит интерес топ-менеджеров к отношениям, которые возникают во внешней и внутренней среде, с учетом влияния факторов макро-, микросреды. Ситуационный подход, согласно определению, признает и допускает существование ограничений внутри организации, таких как:
- человеческих, которые бы отражали уровни компетенции людей, занятых в данной конкретной организации.
- ограничений, состоящих в постановках задач, которые осуществляются линейным персоналом, связанные с фактическим характером работ;
- технологических, которые в определенной степени зависят от гибкости организационных средств производств товаров (услуг), а также типа организационной структуры организации.
Руководитель должен уметь
правильно интерпретировать
ситуацию
Руководитель должен быть способен увязывать конкретные приемы, которые вызвали бы наименьший отрицательный эффект, с конкрертными ситуациями, тем самым обеспечивая достижение целей организации
Руководитель должен быть знаком с основными средствами профессионального управления, которые на практике доказали свою эффективность
2. Каждая из управленческих концепций и методик имеет свои сильные и слабые стороны, или сравнительные характеристики в случае, когда они применяются к конкретной ситуации
Рисунок 4 – Основные правила ситуационного подхода [4]
Ситуационный подход к управлению может предполагать большое количество вариантов, что может найти продолжение в различных ситуациях. Идея единого для всех организаций универсального управления в 50—60 гг. 20-го века акцентировала внимание на том, что в основе теоретической модели такого типа управления должен находиться американский тип менеджмента, считавшийся неким эталоном. Американский тип управления, в отличие от того же японского, не только не является идеальным, но и также не претендует на универсальность.
Имя Друкера П. довольно часто отождествляется с антикризисными мерами по сохранению несостоятельной автомобильной компании «Форд», а также с внедрением системы децентрализованного управления на фирме «Дженерал Электрик». Разработки П. Друкера связаны с послевоенным подъемом японской экономики и рядом других крупных практических воплощений его идей об управлении.
Рассматривая ситуационный подход как один из инструментов управления предприятием, менеджер всегда должен учитывать, что правильное целеполагание, установление корректных целей – именно то, что позволит избежать ухудшения производственного процесса. Основные требования, которые могут предъявляться к целям, представлены ниже.
ЦЕЛИ
Реальные
(достижимые)
Гибкие
Измеримые
Конкретные
Приемлемые
Совместимые
Рисунок 5 - Требования, учитываемые при определении целей деятельности предприятия [2]
О. С. Виханский выделяет следующие требования, предъявляемые к целям:
- Достижимость. В них должен быть заключен определенный вызов для сотрудников, они не должны быть слишком легкими для достижения. Но они также не должны быть нереальными, выходящими за предельные возможности исполнителей.
- Гибкость. Цели следует устанавливать таким образом, чтобы они оставляли возможность для их корректировки в соответствии с теми изменениями, которые могут произойти в окружении.
- Измеримость. Цели должны быть сформулированы таким образом, чтобы их можно было количественно измерить либо каким-то другим объективным способом оценить, была ли цель достигнута. Если цели неизмеримы, то они порождают разночтения, затрудняют процесс оценки результатов деятельности и вызывают конфликты.
- Конкретность, то есть они должны обладать необходимыми характеристиками для того, чтобы можно было однозначно определить, в каком направлении должно осуществляться движение предприятия. Чем более конкретна цель, тем легче выработать стратегию ее деятельности.
- Совместимость, предполагающая, что долгосрочные цели соответствуют миссии, а краткосрочные - долгосрочным. Но иерархическая совместимость - не единственное направление установления совместимости целей. Важно, чтобы не противоречили друг другу цели, относящиеся к прибыльности и установлению конкурентной позиции, или цели усиления позиции на существующем рынке и проникновения на новые рынки, цели прибыльности и благотворительности. Также совместимости требуют цели роста и поддержания стабильности.
- Приемлемость для основных субъектов влияния, определяющих деятельность предприятия, и в первую очередь для тех, кому придется их достигать. При формировании целей очень важно учитывать желания и потребности работников предприятия. Так как покупатели - основной субъект влияния на предприятии, необходимо учитывать их интересы, даже если они ведут к сокращению прибыли до известной границы за счет уменьшения цены. При установлении целей необходимо учитывать также и интересы общества (развитие среды проживания в местном масштабе, помощь населению и т.д.). Мы согласны с авторами, которые считают, что при разработке целей необходимо избегать ориентации на получение большой краткосрочной прибыли, так как ее достижение, с нашей точки зрения, связано с большим риском, значительными затратами ресурсов, что не всегда способствует получению желаемого результата и может привести к утрате предприятием рыночных позиций. Таким образом, необходимо стремиться к установлению таких целей, которые бы обеспечивали большую прибыль, но желательно в долгосрочной перспективе [7].
Ситуационный подход к управлению в классическом понимании, как он существует сейчас, дает многим топ-менеджерам предприятий четкое уяснение того, каким образом возможно подстроить организацию к существующим требованиям, каким образом организовать перестановки внутри организационной структуры, чтобы это не повлияло на бесперебойность организационного процесса, и пр.
С точки зрения современных теорий менеджмента, управление представляет собой – имение менеджеров понять ситуацию, понять основные характеристики, и, исходя из этого, следовать научным рекомендациям, которые носят универсальный и общий характер.
Тщательный анализ современных учений об управлении наглядно демонстрирует, что управленческая мысль постоянно видоизменялась, дополнялась, выдвигая различные мысли о том, каким образом должно осуществляться эффективное управление. Знакомство с учениями специалистов по менеджменту наглядно показывает, что практика управления всегда оказывалась сложнее и многогранее, нежели соответствующая теоретическая мысль, открывая периодически перед учеными новые положения и теории.
Мы согласны со специалистами, которые считают, что стремительное ужесточение конкуренции на региональных и мировых рынках требует постоянного обновления инноваций, внедрения более прогрессивных технологий, оперативной адаптации к требованиям постоянно меняющегося рынка. У конкурентов постоянно появляется что то новое. Следовательно, чтобы соответствовать, приходиться внедрять более эффективные и рациональные приемы и работы в различных сферах, в том числе и в менеджмент.
Новые тенденции в менеджменте переносят акцент управленческих воздействий на маркетинг, развитие интеллектуального капитала, управление коммуникациями. Современный менеджмент приобретает черты инновационности, будучи ориентированным на управление нововведениями. Активно распространяются и реализуются на практике новые технологии, подходы менеджмента
Ситуационный подход старается увязать концепции, конкретные приемы с определенными практическими ситуациями для того, чтобы организация, в которой происходит анализ, могла достичь целей наиболее эффективным путем. Именно он определяет значимые переменные ситуации, рассматривает их влияние на эффективность организации. Обращая внимание на то, что ситуационный метод еще не полностью обоснован исследованиями, совсем недавние реальные его результаты указывают на то, что некоторые переменные из ситуационного анализа могут фактически быть убраны. Установление данных переменных (коэффициентов), в особенности в сфере лидерства и поведения организационных структур, а также формирования количественных оценок, - наиболее весомый вклад ситуационного подхода в управление. При этом понятно, что все переменные, которые бы оказывали влияние на деятельность организации, установить попросту невозможно. Ведь на конечные решения организации моет влиять всё, что угодно, будь то особенности личности, характера сотрудников, управленческие решения, а также все то, что имеет место во внешнем окружении. Для практических целей можно рассматривать, однако, только те факторы, которые наиболее значимы для организации, и те, которые скорее всего могут повлиять на ее успех.
Значимость ситуационного подхода существенно возрастает в условиях неопределенности, когда невозможно предугадать, в скаком направлении организации стоит развиваться. И здесь на помощь управленцам, разумеется, приходит опыт зарубежных коллег, заключающийся в постоянном мониторинге и оценке происходящих внутриорганизационных процессов и изменений. Именно управление изменениями, повышение эффективности организационной структуры, развитие конкурентного потенциала на основе совершенствования схем и инструментов работы - как раз тот ключевой принцип, которому должны придерживаться все российские предприятия.
Ведь, как известно, налоговое законодательство, постоянная коррупция, сложности при управлении трудовым коллективам - причина, почему многие фирмы не смогли продолжать свой бизнес. Ситуационный подход важен, как минимум с той точки зрения, что он позволяет в ходе анализа всегда учесть несколько возможных вариантов развития предпринимательской активности, и, исходя из последнего, сделать выбор правильного стратегического инструмента.