Файл: Понятия и виды источников права (Система источников права России на современном этапе).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 152
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ К ПОНИМАНИЮ ИСТОЧНИКА ПРАВА
1.1. Понятие и признаки источников права
1.2. Система источников права России на современном этапе
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
2.1. Понятие нормативно-правового акта как основного источника права
2.2. Международный договор в правовой системе России
2.3. Принципы права как источники права: понятие и значение
Итак, в современной юридической науке в качестве существующих источников права в российской правовой системе называются как традиционные их виды, так и те, правовая природа которых неоднозначна. При этом все существующие источники права применительно к современной правовой системе России отнесены к одной из трех групп: те, что официально признаны государством (правовой обычай, нормативный правовой акт, нормативный договор); официально не признаваемые государством (религиозные нормы, правовая доктрина, индивидуальные правовые акты, индивидуальные договорные акты, правосознание, правовая культура); и те, правовой статус которых официально не определен, неоднозначно воспринимается ученым сообществом и практическими работниками (юридический прецедент, юридическая практика, акты толкования права, общепризнанные принципы и нормы международного права).В данной работе остановимся только на таких как: нормативно-правовой акт, международный договор, общие принципы права и судебный прецедент.
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
2.1. Понятие нормативно-правового акта как основного источника права
Основным источником права в Российской Федерации является нормативный правовой акт. Он представляет собой результат правотворчества органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы права.
Нормативно-правовой акт – официальный акт-волеизъявление (решение) уполномоченных субъектов права, устанавливающий (изменяющий, отменяющий) правовые нормы с целью регулирования общественных отношений[24]. Или иначе: акт правотворчества, содержащий юридические нормы. Итак, нормативно-правовой акт представляет собой решение правотворческого органа, направленное на установление, изменение или отмену действия норм права.
Нормативно - правовой акт выполняет две равнозначные функции: функцию юридического источника права и функцию формы права, то есть выступает как способ существования и выражения норм права.
Признаки нормативно-правового акта:
1) принимается или санкционируется уполномоченными органами государства (правотворческими органами) либо народом (референдум);
2) всегда содержит новые нормы права или изменяет (отменяет) действующие, четко формулирует содержание юридических прав и обязанностей;
3) принимается с соблюдением определенной процедуры;
4) имеет форму письменного акта-документа и строго определенные реквизиты:
5) публикуется в официальных, специальных изданиях с обязательным соответствием аутентичности тексту официального образца. Структура нормативно-правового акта зависит от его специфики и вида, предполагает распределение нормативного материала по подразделениям.
Нормативно-правовой акт содержит в себе правовые нормы, устанавливает новые права и обязанности, которых ранее не было, либо изменяет (отменяет) их. Иные юридические акты не устанавливают новых норм права. Например, акт толкования норм права дает только объяснение действующих норм.
Нормативно-правовой акт содержит нормы права общего характера, тогда как индивидуальный акт (акт применения норм права) имеет индивидуальную направленность. Он относится к конкретному лицу или к решению конкретного юридического дела[25].
Нормативные правовые акты, регулирующие правовые отношения, устанавливают, изменяют или отменяют правовые нормы или служат основанием для возникновения, прекращения, изменения конкретных правоотношений.
Нормативные правовые акты, регулирующие правовые отношения, образуют единую систему на основе их иерархической соподчиненности, определяемой юридической силой актов.
Нормативные акты классифицируются по различным критериям. Основным из них является юридическая сила. Так, по данному основанию нормативные акты делятся на:
- законы
- подзаконные акты.
Рассмотрим более подробно. Так, закон представляет собой нормативный правовой акт, принятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общественные отношения и обладающий высшей юридической силой. Закон имеет ряд преимуществ по сравнению с другими нормативными правовыми актами. Закон, во-первых, занимает самое высокое место в системе законодательства, поскольку обладает высшей юридической силой. Другие акты не могут противоречить закону; во-вторых, первичным образом регулирует общественные отношения, т. е. те отношения, для которых впервые устанавливаются рамки их правового бытия. Это, как правило, базовые, фундаментальные общественные отношения, например отношения собственности, земельные; в-третьих, действует прямо, непосредственно, без посредующих актов; в-четвертых, обладает большими материальными и финансовыми ресурсами для исполнения. Например, в ст. 104 Конституции РФ установлено, что законопроекты финансового характера – о – введении новых или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов и др. – могут быть внесены в законодательный орган только при наличии заключений Правительства РФ. В отношении других нормативных правовых актов таких установлений нет; в-пятых, имеет эффективный механизм обеспечения: государство устанавливает общий надзор прокуратуры за соблюдением законности, Уполномоченный по правам человека призван способствовать восстановлению нарушенных прав и свобод человека на территории Российской Федерации; в-шестых, к подготовке закона и его прохождению в законодательном органе предъявляются более строгие требования, чем к другим актам. Таким образом, закон является несущей конструкцией и системообразующим фактором всей системы законодательства государства[26].
К подзаконным относятся чаще всего нормативные акты, принимаемые органами исполнительной власти. Они не могут противоречить законам. Это указы Президента РФ, акты Правительства РФ, министерств, ведомств, акты исполнительных органов субъектов Федерации.
По субъектам правотворчества различают:
- акты, принятые на референдуме
- акты государственных органов
- акты иных организаций
- совместные нормативные акты.
По срокам действия можно отметить такие акты как:
- акты неопределенно-длительного характера;
- временные акты.
В зависимости от уровня регулирования отношений, или по сферам действия нормативные правовые акты классифицируются на три уровня:
- федеральные;
- региональные (субъектов Российской Федерации);
- местные (муниципальные);
- локальные.
К федеральному уровню нормативных правовых актов, регулирующих финансовые отношения, относятся Конституция РФ, федеральные конституционные законы и федеральные законы, а также подзаконные нормативные правовые акты: нормативные указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и иных государственных органов (например, Банка России).
Согласно п. 3 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, является федеральное министерство (например, Министерство финансов России, Министерство внутренних дел России). Федеральные службы и федеральные агентства не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, установленных указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. В пределах своей компетенции федеральные службы и федеральные агентства могут издавать индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности данной федеральной службы или федерального агентства.
Нормативные правовые акты могут издаваться федеральным органом исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Таким образом, нормативно-правовой акт – это наиболее совершенны источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний.
2.2. Международный договор в правовой системе России
Международный договор как источник права исследовался в различных отраслях российского права. Среди ученых, занимавшихся данной проблемой, следует отметить: А.Б. Венгерова, Т.П. Гревцову, В.П. Звекова, С.Ю. Кашкина, Д.Н. Козака, Ю.М. Козлова, О.Е. Кутафина, Е.Б. Мизулину, Б.И. Осминина, А.О. Четверикова и др.
В связи с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. существенно возросло значение взаимодействия российского и международного права. В центре внимания оказались прежде всего международно-правовые аспекты самой Конституции РФ.
В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
В этой связи в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия»[27] было установлено, что судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что международные договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ составной частью ее правовой системы. Этой же конституционной нормой определено, что если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Учитывая это, суд при рассмотрении дела не вправе применять нормы закона, регулирующего возникшие правоотношения, если вступившим в силу для Российской Федерации международным договором, решение о согласии на обязательность которого для Российской Федерации было принято в форме федерального закона, установлены иные правила, чем предусмотренные законом. В этих случаях применяются правила международного договора Российской Федерации.
При этом судам необходимо иметь в виду, что в силу п. 3 ст. 5 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»[28] положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. В иных случаях наряду с международным договором Российской Федерации следует применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора.
На первый взгляд может показаться, что Верховный Суд РФ вторгся в компетенцию Конституционного Суда РФ, который дает толкование Конституции РФ.
Тем не менее, Конституционный Суд РФ склонился к позиции Верховного Суда РФ, считая, что «по смыслу статьи 15 (часть 4) Конституции РФ, в случае, если обнаруживается, что какая-либо норма противоречит общепризнанным принципам и нормам международного права или международным договорам Российской Федерации, при рассмотрении конкретных дел надлежит применять правила соответствующих международных актов»[29].
Таким образом, Верховный Суд РФ на основании Конституции РФ и Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» выявил три составляющие международных договоров РФ, при наличии которых они имеют приоритет над внутренним законодательством РФ и, следовательно, могут рассматриваться как особый источник права.
К этим составляющим относятся:
- условие о согласии на обязательность международного договора для Российской Федерации;
- ратификация международного договора РФ федеральным законом Российской Федерации;
- официальное его опубликование.
2.3. Принципы права как источники права: понятие и значение
Среди источников права можно выделить и такой как общие принципы права. Так, в соответствии с законодательством ряда западных государств при отсутствии конкретной нормы, прецедента или правового обычая возможно при решении юридических дел ссылаться на принципы справедливости, доброй совести, социальной ориентации права[30]. Часть 2 статьи 6 Гражданского кодекса РФ предусматривает использование общих начал и смысла гражданского законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, разумности и справедливости, если невозможно применить аналогию закона при наличии пробела в праве[31].
В теории права правовые принципы это основополагающие, исходные положения, определяющие содержание воздействия права на общественные отношения и выступающие критериями его ценности для субъектов права. Принципы права выражают и характеризуют самые главные черты права как регулятора общественных отношений, они являются стержнем, который объединяет нормы права и придает определенную заданность правотворческим и правоприменительным органам[32].