Файл: Понятия и виды источников права (Система источников права России на современном этапе).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ К ПОНИМАНИЮ ИСТОЧНИКА ПРАВА
1.1. Понятие и признаки источников права
1.2. Система источников права России на современном этапе
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ИСТОЧНИКОВ ПРАВА
2.1. Понятие нормативно-правового акта как основного источника права
2.2. Международный договор в правовой системе России
2.3. Принципы права как источники права: понятие и значение
Содержательная сторона внешней формы (источника) права показывает, каким образом государственная власть создает, признает и объективизирует общеобязательные правила, доводит их до адресатов. Если рассматривать этот аспект формы права применительно к практической жизни, то она, выступая как официальное хранилище, - носитель действующих норм и есть фактический и юридический источник права. Без объективизации права во внешней среде социальные нормы не могут приобрести качества правовых, невозможно их реальное функционирование. Государство, устанавливая или признавая систему форм права, наделяет их качествами официальности, обязательности, предусматривает меры государственной защиты. Внутри этой системы существуют сложные связи иерархии, взаимодополняемости, координации.
Конкретные внешние формы права обусловлены социально-экономическими и культурными факторами, они не могут быть «выше», чем уровень развития общества. В нормах права, в соответствии с демократическими процедурами, должна как можно полнее выражаться государственная воля. Как справедливо замечает С.С. Алексеев, существует принципиальное единство актов правотворчества и форм выражения права, их совмещение в юридических источниках[15].
Все источники права, вне зависимости от их конкретного носителя, регулируют общественные отношения различной важности, имеющие существенное значение для господствующих классов, правящих структур, общества и государства в целом. Проблема выбора внешней формы права является чрезвычайно актуальной, ибо от этого зависит его юридическая сила, место в правовой системе, соотношение с другими нормативными предписаниями и в конечном счете - эффективность данного регулятора. Источник права в юридическом значении совпадает с одной из форм выражения права - главным образом с законодательством, а также с другими способами объективизации «правовой материи». Он показывает, где, в чем содержатся правовые предписания, как выражаются, в каком виде преподносятся обществу. Форма права не должна носить самодовлеющий характер, важное значение имеют содержательные аспекты правового регулирования и эффективность последнего.
Источник права есть итог правотворческой деятельности государства, прямого волеизъявления народа, согласования воли нескольких субъектов права и весьма редко - результат санкционирования государственными органами правил поведения, существующих в течение определенного промежутка времени и не противоречащих интересам правящего класса (слоя).
Источники по содержанию и форме не безразличны для господствующих классов. Они выбирают такие способы выражения и оформления государственной воли, которые на данном этапе социально-экономического развития в наибольшей степени подходят для защиты их интересов и являются эффективными.
В теории права обычно выделяют три признака источника права[16]. Кратко остановимся на них.
Формальная определенность - это конкретное, четкое оформление правовых предписаний, выражение их внешней формы с указанием на соответствующие права, обязанности, последствия из-за невыполнения.
Общеобязательность означает непререкаемость правовых велений, беспрекословность осуществления со стороны всех субъектов права. Гарантией этого выступают судебные и другие государственные органы, так как за правовой нормой «стоит» государство с его возможностью применения принуждения.
Общеизвестность - качественный признак источника права, связанный с информированием о существе правила поведения, сфере и пределах действия. Этому служит установленный порядок обнародования содержащихся предписаний, доведения до компетентных адресатов их смысла.
Однако можно выделить и четвертый признак - их внутреннюю структурированность, которая выражает совокупность устойчивых связей источника права, обеспечивающих его целостность. Он также показывает соответствующую организацию правовых установлений, их компоновку. То есть, несмотря на неоднородность источников права, они представляют определенное и логически не противоречивое целое, что позволяет им осуществлять свои цели и функции[17].
Итак, можно сделать следующий вывод.
Понятие «источник права» можно представить следующим образом: итог правотворческой деятельности государства, прямого волеизъявления народа, согласования воли нескольких субъектов права и весьма редко - результат санкционирования государственными органами правил поведения, существующих в течение определенного промежутка времени и не противоречащих интересам правящего класса (слоя).
Все многочисленные и разнообразные источники права носят властно-обязывающий характер и характеризуются формальной определенностью, императивностью, общеизвестностью и внутренней структурированностью.
1.2. Система источников права России на современном этапе
Современный этап развития источников права связан с демократическими преобразованиями, интеграцией России в международное сообщество, а также с кардинальными изменениями, происходившими в правовой системе России.
После принятия 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации[18] источники права стали развиваться особенно активно. Конституция РФ явилась базисом в развитии современного законодательства. На ее основе принимаются Конституции и уставы субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований.
На сегодняшний день в юридической литературе представлено не мало классификаций источников права по различным основаниям, рассмотрим некоторые из них. Многие исследователи предлагают классифицировать источники права по их значимости или, иными словами, по юридической силе:
- Нормы международного права, к которым присоединилась Российская Федерация. Они обладают большей юридической силой, чем внутренние законы страны.
- Законы, обладающие вышей юридической силой. Они принимаются главными законодательными органами власти страны и ее субъектов. Законы также можно разделить на конституционные, кодифицированные, текущие.
- Подзаконные акты. Среди них можно особенно выделить Указы Президента РФ, которые вносят конкретику, разъяснения в спорные вопросы, которые закреплены законами. Дополнительные меры социальной защиты, сроки их выполнения обычно оговариваются в Постановлениях Правительства РФ.
Многие исследователи разделяют источники права в зависимости от территориального охвата действия на:
- Федеральные, которые действуют на всей территории страны, к ним можно отнести законы федерального значения.
- Регионального действия, которые применимы для территории отдельного субъекта России.
- Акты местного уровня, которые применимы для территории конкретного муниципального образования.
- Локальные нормативные акты, действующие в рамках определенного учреждения.
Таким же образом можно представить и в настоящее время трехуровневую система источников права: федеральный уровень, уровень субъекта Федерации и уровень местного самоуправления. Их соотношение определяется в Конституции РФ.
Кроме того, можно выделит источники права в зависимости от круга субъектов правоотношений:
- общие, которые применимы ко всем субъектам права;
- специальные, которые применимы лишь для отдельных субъектов правоотношений.
Если рассматривать классификацию источников права в зависимости от формы, то можно представить следующее деление:
Правовой обычай, который в историческом понимании сформировался первым и имел преобладающее значение в период становления права. Это правило поведение, которое сложилось исторически в силу его повторяемости в течение длительного времени, санкционированное государством в качестве общеобязательного. Для российской национальной системы права роль правового обычая как источника права очень мала. Но все же статья 5 Гражданского кодекса РФ признает в качестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е сложившиеся и широко применяемые в какой либо области предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каких либо документах[19].
Религиозные тексты – священные книги и сборники, которые непосредственно применяются в судебной и иной юридической практики. Этот источник применяется в первую очередь в мусульманском праве (Коран, Сунна).
Судебный прецедент как одна из форм источников права получил признание еще в Древнем Риме. Одним из основных источников национального права в современном мире он стал в США, Англии, Австралии и Канаде. Для российской национальной системы права данная форма источника права является спорной. Более подробно спорность данного источника рассматривается во второй главе.
Нормативно-правовой договор является одним из основных источников международного права. В ряде случаев используется и во внутригосударственном праве (Федеративный договор о создании Российской Федерации, договоры о разграничении предметов ведения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, коллективные договоры между администрацией предприятия и трудовыми коллективами и др). Это соглашение между различными субъектами права, в которых содержатся нормы права[20].
Нормативно-правовой акт выступает основным источником российской системы права. Так же он используется как основной источник права в большинстве стран мира и о нем речь пойдет в главе второй работы.
Но все же не следует оставлять без внимания такие источники, которые в юридической литературе принято выделят как второстепенные, такие как:
юридическая доктрина, которая широко применяется как источник мусульманского права. Доктринальные тексты – мнения, идеи и доктрины выдающихся ученых юристов. Многие авторы отмечают, что правовая доктрина является вторичным, нетрадиционным источником права. Однако, несмотря на определенную ее недооценку, элементы правовой доктрины оказывают существенное влияние, в частности, на судебное правотворчество.
общие принципы права, которые имеют влияние на все континентальные национальные системы права.
Все же и учитывая конкретные способы выражения, и закрепления формально определенных правил в качестве обязательных, придания им официального характера, традиционно в теории праве выделяют следующие основные виды источника права:
1) нормы международного права и международных договоров;
2) нормативно – правовые акты;
3) нормативные договоры;
4) судебные решения - прецеденты;
5) правовые обычаи.
Особым источником права являются общепризнанные нормы международного права и нормы международных договоров Российской Федерации, имплементированные во внутреннее право (например, договоры об устранении двойного налогообложения).
Включение заключенных Российской Федерацией международных договоров в правовую систему страны и придание им особого статуса (имплементированные во внутреннее право) означает, что все органы государства должны руководствоваться не только нормами внутреннего права, но и нормами международного договора.
Таким образом, нормы международного договора, включенные во внутреннее законодательство России, можно рассматривать как особый источник права.
Среди источников о права есть и такие, которые содержат нормы смежных отраслей права - конституционного (государственного), гражданского, административного права. Среди них Законы о банковской деятельности, о валютном контроле, об организации страхового дела и др.
Нормы права содержатся и в актах главы государства, органов исполнительной власти разных уровней и местного самоуправления (указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и др.).
На современном этапе развития можно отметить влияние таких источников права как нормативный договор и судебный прецедент.
Что касается судебного прецедента, то в юридической литературе все чаще появляются мнения о включении судебного прецедента в качестве источника российского права. Например, В.М. Жуйков считает, что судебная практика, закрепленная в постановлениях Верховного Суда Российской Федерации, является источником права[21].
Противники этой позиции утверждают, что Россия не знает такой формы права, как судебный прецедент, и он не согласуется с характерными особенностями для романо-германской правовой семьи, существующими в Российской Федерации[22]. Кроме того, отдельные авторы считают несовместимым парламентское правотворчество с судебным правотворчеством и его дублирование последним[23].