Файл: Понятия и виды источников права (Система источников права России на современном этапе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 157

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

До настоящего времени эта формулировка оставалась традиционной в теории отечественного права. Но в последнее время взгляды специалистов изменились. Появилась точка зрения, согласно которой определять принципы правового регулирования только как руководящие идеи нельзя, т. к. идеи – это категория правосознания или правовой науки. Следовательно, идеи могут существовать независимо от воплощения в нормах права, а правовые принципы либо непосредственно закрепляются в правовых нормах, либо прямо следуют из их содержания[33].

Возникает вопрос: если принципы закреплены в законодательстве, то чем они отличаются от правовых норм? Отличие заключено в том, что принципы права устанавливая общее правило поведения на основе руководящих идей, не содержат всех элементов правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция). С помощью принципа права нельзя всесторонне урегулировать конкретное правоотношение между субъектами права, однако принцип дает возможность правильно понять сущность правовых норм, которые это отношение регулируют. Во-первых, правовые принципы более долговечны, они определяют сущность и содержание не только действующих, но и будущих правовых норм. Во-вторых, помогают в правильном применении норм права на практике и в решении вопросов, еще не урегулированных нормами права восполняя пробелы законодательства.

В-третьих, правовые принципы служат основой объединения отдельных норм в единую систему отрасли.

Поэтому, проводя различие между понятиями принципа права и правовой нормы, следует помнить о том, что они существуют в тесной взаимосвязи: принципы права проявляются в нормах права, а нормы права не могут не соответствовать принципам права.

Роль правовых принципов заключается в том, что они:

  1. позволяют уяснить смысл законодательства и его связи с экономикой и моралью;
  2. определяют общую направленность и тенденции развития правовых систем и их частей;
  3. помогают в практическом применении норм и в решении вопросов, не урегулированных нормами права;
  4. обеспечивают единство норм отрасли права[34].

Итак, в теории права трактуется понятие принципов права по-разному, вкладывая разные сущностные признаки. Например, М. В. Гриценко дает следующее понятие правовых принципов: принципы права это основополагающие идеи, на которых базируется та или иная правовая система. В них отражается понимание сущности права, в свою очередь, категория «сущность» обозначает совокупность наиболее важных, устойчивых свойств предмета или явления[35].


По мнению Н. А. Власенко принципы права − основные руководящие начала, идеи, раскрывающие сущность права и характеризующие его как специфический социальный регулятор.

На принципах права базируется вся правовая система, поэтому они должны отражать и выражать основные ценности, на которые ориентируется право. Правовые начала, являясь более стабильными правилами поведения по сравнению с юридическими нормами, фиксируются преимущественно в конституциях и наиболее важных законах государства. Принципы права играют важную роль в процессе правового регулирования, поскольку определяют основные направления юридического воздействия.

Принципы права объективны по характеру и зависят от субъективной воли законодателя, и обусловлены объективными законами общественной жизни[36].

Принципы права обладают наивысшей обобщённостью и в концентрированном виде характеризуют право в целом, отражая объективные закономерности его развития. В них обобщённо выражены характеристики действующего законодательства, определены тенденции его развития и практика его применения. Сама система принципов права основывается на цивилизованности общества, действующем законодательстве, научном мировоззрении и правовой культуре общества. Принципы права в том виде, в каком они представлены сейчас сформировались не сразу, а в процессе эволюции общества и права.

Содержание и перечень принципов права — это результат общественного и правового развития. Идеи справедливости, гуманизма, равноправия формировались в процессе становления общества, государства и права. Они складывались в результате эволюции научных воззрений, а потом постепенно находили свое отражение в тех или иных формах в действующем законодательстве.

Принцип права – категория объективно-субъективная. Его субъективность зависит от научного правосознания, направления исследования, других факторов. Объективность принципа права заключена: во-первых, в том, что в нём отражаются основные закономерности развития и функционирования права; во-вторых, он должен быть закрепленным в той или иной форме в действующем законодательстве.

Необходимо различать «правовые принципы» − категорию не закреплённую в законе и «принципы права» − категорию закреплённую в норме права. Всякий принцип права есть правовой принцип, но не всякий правовой принцип — это принцип права. Деление принципов на «принципы права» и «правовые принципы» было актуальным в период начала демократических реформ и формирования в нашей стране новой правовой доктрины. Современное влияние правовой теории на развитие нашего общества, его правовую культуру на правоприменительную и законодательную практику таково, что все эти принципы нашли отражение в действующем законодательстве. Другой вопрос в том, что законодатель или правоприменитель иногда нарушает установленные принципы права, но это уже лежит в сфере эффективности их действия.


В некоторой степени природа принципов права носит императивный характер. Они предписывают законодателю, правоприменителю, личности единственно возможный вариант поведения, отступление от которого может привести к применению мер государственного принуждения. Это ещё один довод в пользу отсутствия правовых принципов, существующих только в виде научных идей. Какую императивность несёт в себе научная идея? Законодатель волен учитывать её при установлении правовых норм а может и не принять во внимание.

Принципы права имеют, по крайней мере, трёх адресатов: законодателя, правоприменителя, граждан. Законодатель установив в нормативно-правовом акте тот или иной принцип права обязан вносить в него изменения исходя из ранее установленного принципа. В соответствии с установленными принципами должна строиться и деятельность правоприменителя. Кроме того, принципы права в более доступной, обобщённой форме выражают требования к поведению граждан и выступают для них в роли эталонов, чтобы формировать правомерное поведение[37].

Принципом любой отрасли права считаются базовые идеи, на основании которых формируется нормативное содержание конкретной отрасли. При этом принцип какой-либо отрасли не всегда уникален для неё.

Например, он может иметь более общую, широкую и даже глобальную сферу применения. Однако принцип может быть и более узким, применимым лишь к какому-то одному институту или подинституту, отрасли.

Таким образом, общие принципами права как источника права представляют собой руководящие, принципиальные положения, исходные начала всего права в целом либо определённой его отрасли

2.4. Акты судебных органов в системе источников права

В настоящий момент удельный вес актов судебного правоприменения в сфере правовых отношений достаточно существенен.

Современный этап развития законодательства характеризуется предоставлением субъектам правоотношений широких возможностей по защите нарушенных прав, в том числе право на обращение в независимые судебные инстанции. Эти полномочия закреплены Конституцией РФ, ФКЗ «О Конституционном Суде РФ»[38], ФКЗ «О судебной системе РФ»[39], Арбитражным процессуальным кодексом РФ[40], Гражданским процессуальным кодексом РФ[41].


Судебная практика служит важным поставщиком информации для канала обратной связи между нормами права и общественными отношениями[42]. Выводы судебных органов обладают большой практической ценностью в вопросах о том:

  • соответствует ли установленная правовая норма объективным требованиям общественного развития;
  • есть ли необходимость в ее совершенствовании;
  • каковы могут быть пути совершенствования нормы как по содержанию, так и по форме.

Причем выявить дефекты в правовой регламентации общественных отношений помогает как разноречивость в применении той или иной нормы, так и выработанный судебной практикой стереотип в решении определенной категории дел[43].

Изучение практики судебного правоприменения позволяет исследовать механизм действия (реализации) правовых норм в реальной жизненной ситуации - конкретном правоотношении, уяснить смысл и содержание правовых норм путем конкретизации, толкования тех понятий, которые «выражены в словесной формуле закона»[44].

Судебные акты являются разновидностью более широкой категории правовых актов. В научной литературе отмечается, что сам термин «акт» является понятием многозначным, которое претерпело достаточно существенные модификации в историческом правовом контексте.

Например, в Древнем Риме акт понимался как время судебной деятельности в противоположность каникулярному времени. В дальнейшем акт начали отождествлять с издаваемыми в период его действия государственными велениями-документами: решениями судей, а позднее императоров - законами, эдиктами, распоряжениями. В Англии «акт» означал принятое парламентом и одобренное королем решение, во Франции это, прежде всего, документ. В России конца XIX - начала XX в. юридический акт в большей степени отождествляли с понятием сделки[45].

Современные ученые предлагают несколько подходов к определению данной категории. С. С. Алексеев в понятии «правовой акт» рассматривает следующие аспекты[46]:

  • правовой акт как действие (поведение);
  • правовой акт как результат правомерного действия, т.е. юридически значимый содержательный элемент правовой системы, вошедший в правовую ткань вследствие правотворческой, властной индивидуально-правовой или автономной деятельности субъектов;
  • как юридический документ, т.е. внешнее словесно-документальное выражение воли, закрепляющее правомерное поведение и его результат.

Ю. А. Тихомиров определяет акт как письменный документ, принятый управомоченным субъектом права (государственным органом, местным самоуправлением, институтами прямой демократии), имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений[47]. Соответственно, к устойчивым признакам правовых актов относятся:

    • письменная форма, устанавливающая определенную структуризацию текста, требования к оформлению с использованием правил юридической техники, обладающей значительной спецификой в отношении правовых актов каждого вида (структура, терминология, реквизиты и т.д.);
  • официальный характер, т.е. издание от имени государства либо организации, управомоченной на такого рода деятельность конституцией, законом, иным статутным актом, в котором устанавливается вид и форма правового акта для каждого субъекта, его издающего;
  • правовой акт утверждается в строгом соответствии с компетенцией органа власти, организации, его принявшей, с учетом характера и объема полномочий, закрепленных в законодательстве;
  • правовой акт обладает социальной целью, проявляющейся через закрепление интереса и воли создавшего его субъекта;
  • является правовым средством регулирования общественных отношений;
  • обладает общеобязательностью, т.е. признается и защищается государством.

Традиционно судебные акты относят к группе правоприменительных актов, специфика которых проявляется в том, что они нацелены на индивидуальное регулирование общественных отношений, связанное с персонификацией субъективных прав и юридических обязанностей конкретных лиц исходя из определенной жизненной ситуации. Акт применения права - это официальное решение компетентного органа по конкретному юридическому делу, содержащее государственно-властное веление, выраженное в определенной форме и направленное на индивидуальное регулирование общественных отношений[48].

В силу специфики функций судебной власти и особой социальной значимости суда в механизме правового регулирования, судебные акты обладают значительными особенностями. Основной функцией судебной власти является осуществление правосудия, которому сопутствует внутрисистемная функция судебного управления, - основной массив судебных актов выносится при осуществлении основной функции. Деятельность суда, выражающаяся в отправлении правосудия, представляет собой вид правоприменения, которое состоит: