Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (Анализ организации и полномочий судебной власти).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 128

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенно актуальна проблема обеспечения единства государства при реализации принципа федерализма в судебной системе. Единство судебной системы Российской Федерации определяется единством характера судебной власти. Но единство судебной власти зависит от единства судебной системы, через которую осуществляется эта власть.

В то же время единство судебной власти не отрицает существования единой судебной системы как развивающегося целого, сочетания уровней и судебных подсистем.[36]

Конституция Российской Федерации, использующая термины «суд» и «федеральный суд», не указывает на наличие в государственном устройстве России судебной системы субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации непосредственно регулирует статус высших федеральных судебных органов, а суды субъектов Российской Федерации не упоминаются. Конституция России, как правило, не содержит положений, устанавливающих основы организации и деятельности судебных органов на региональном уровне. В то же время представляется, что нормы российской Конституции предопределяют, благодаря федеративному устройству государства, возможность распределения не только законодательной и исполнительной власти, но и судебной власти между Российской Федерацией и ее субъектами.

Таким образом, согласно ч. 2 ст. 11 и ч. 1 ст. 17 Конституции Российской Федерации субъекты Федерации имеют право самостоятельно организовывать систему органов государственной власти, исходя из требований их соответствия основам конституционного строя России.[37]

Принцип конституционного разграничения субъектов компетенции между Российской Федерацией и ее субъектами входит в компетенцию федерального центра по созданию системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и их деятельность, и формирование федеральных органов судебной власти. Кроме того, в области федеральной компетенции входят судебная система, применение уголовного и уголовно-процессуального законодательства, гражданское законодательство и гражданский процесс (пункт «о», статья 71).[38]

Совместная юрисдикция федерального центра и субъектов Российской Федерации включает вопросы, касающиеся судебных работников (пункт «1» части 1 статьи 72), а также определение общих принципов организации системы органов государственной власти, в том числе судебные органы (пункт «п» ч. 1 ст. 72).[39]


Таким образом, не следует предполагать, что Конституция Российской Федерации вовсе не предусматривает создание судов субъектов Российской Федерации. Также маловероятно, что необходимы изменения в Конституцию Российской Федерации, регулирующие положение судов субъектов Российской Федерации в российской судебной системе. Последовательная реализация действующих конституционных положений о федеративном характере российского государства обуславливает создание системы судебных органов в субъектах Российской Федерации.

Федеральный принцип организации государственной власти применительно к судебной системе означает наличие двух подсистем единой национальной судебной системы России: федеральных судов и судов субъектов. федерации. Принцип единства судей закреплен в Конституции Российской Федерации и Законе о судебной системе. Последнее определяет суды, входящие в федеральную судебную систему, а также суды, образующие судебную систему субъектов Российской Федерации. В этом случае в Закон о судах Российской Федерации входят: конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации; мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 4).

В Федеральном конституционном законе от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» также закреплено, что систему судов общей юрисдикции в Российской Федерации составляют федеральные суды общей юрисдикции и суды общей юрисдикции субъектов РФ (ч. 1 ст. 1). К судам общей юрисдикции субъектов РФ вышеуказанный Закон относит мировых судей (ч. 3 ст. 1).[40]

Согласно Закону о судебной системе, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять порядок наделения полномочиями мировых судей и формирование корпуса мировых судей.

Принцип единства судебной системы проявляется в ряде важнейших аспектов:

- в осуществлении судопроизводства всеми федеральными судами и мировыми судьями в соответствии с правилами, установленными федеральным законом;

- в соблюдении всеми судами положений Конституции России и единообразном применении норм федеральных законов;

- в обязательном исполнении на всей территории государства актов судебной власти, вступивших в законную силу6;

- в приоритете федеральных законов перед законами субъектов РФ по вопросам, отнесенным к федеральному ведению и совместному ведению федерального центра и субъектов Федерации;


- в осуществлении федеральными судами судебного контроля законности правовых актов, принятых региональными органами власти.[41]

Исследование федеративного аспекта реализации судебной власти в Российской Федерации включает изучение вопросов, связанных с организационным построением судебной системы субъектов Российской Федерации и спецификой функционального назначения судов, образующих эту судебную систему. Развитие региональных судебных подсистем определяется совокупностью необходимых политических, социальных, экономических и иных предпосылок, в числе которых следует выделить:

- перспективное совершенствование федеративных отношений;

- поэтапное расширение компетенции субъектов Российской Федерации в сфере судоустройства;

- осуществление правосудия в судах субъектов Российской Федерации на основе принципов, закрепленных в российской Конституции и федеральном законодательстве.[42]

Реализация принципа федерализма преследует дополнительные цели, направленные на совершенствование взаимоотношений между федеральным центром и регионами, а также между судебными органами и органами местного самоуправления. Суды, образующие судебную систему Российской Федерации, призваны разрешать следующие задачи:

- обеспечение доступности правосудия посредством приближения судебных органов к месту проживания граждан;

- обеспечение взаимодействия региональных институтов государственной власти, гражданского общества и суда (в том числе, посредством согласования кандидатур судей субъектов федерации с региональными органами власти);

- отправление правосудия с учетом соответствующих региональных традиций и особенностей правосознания граждан конкретных регионов;

- упрощение процедуры правосудия (посредством использования примирительных процедур, института медиации и т.д.);

- снижение нагрузки на федеральную судебную систему;

- обеспечение доступности правосудия посредством упрощения процедуры инициирования судебного разбирательства (снижение минимального размера уплачиваемой госпошлины, замена письменного обращения устным заявлением, подлежащим занесению в протокол и т.п.).

При этом следует помнить, что, с одной стороны, суды субъектов РФ должны содействовать совершенствованию и укреплению федеративных отношений, а с другой, — не могут рассматриваться как органы, созданные исключительно с целью уменьшения «нагрузки» на федеральные суды путем создания дополнительного звена российской судебной системы.[43]


В целом, можно сделать вывод о том, что проблема организации судебной власти в реалиях Российского федерализма нуждается в глубоком научном исследовании и осмыслении. Так же необходимо отметить, что за 2015 - 2019 гг. внимание к затронутым вопросам со стороны ученых и государства усилилось. Но не стоит забывать, что вопрос федерализма в России касательно судебной системы остается одним из самых сложных в поиске «золотой середины» между федеральным центром и регионами.

2.2. Полномочия судебной власти

Судебная власть представляет собой совокупность полномочий по осуществлению правосудия, т.е. полномочий:

- по рассмотрению и разрешению уголовных, гражданских, административных и конституционных дел (споров) в порядке, установленном процессуальным законом;

- по обязательному толкованию норм права (напр., Конституционный Суд РФ, Верховный Суд США);

- нормотворческих (создание прецедентов судебных судами в англо-саксонских странах);

- контрольных полномочий (например, проверка законности ареста или задержания) и некоторых других (установление фактов, регистрация корпораций в некоторых странах и т.п.[44]

 Полномочия судебных органов власти включают:

1. основные (исключительные):

- осуществление правосудия;

- конституционный контроль;

2. вспомогательные:

- контроль за законностью и обоснованностью решений и действий органов государственной власти и местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц;

- обеспечение исполнения приговоров и иных судебных решений;

- дача разъяснений по вопросам судебной практики;

- участие в формировании судейского корпуса и содействие органам судейского сообщества.[45]

Полномочия судебной власти материализуются вовне в результате деятельности состоящих в судах профессиональных судей и привлекаемых в установленных законом случаях к осуществлению правосудия представителей населения.

Суды (судебные органы власти) как государственные органы составляют материальную основу судебной власти. Правовое регулирование их организации и деятельности как основных структурных формирований судебной власти осуществляется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации». Этими правовыми актами определяются предназначение судов, их компетенция и основные функции, иерархия взаимосвязей, порядок образования и формирования судейского состава, структуры организационного руководства и материально-технического обеспечения.[46]


Закон о судебной системе дает общую характеристику полномочий каждого из судов (ст. 17-28). Именно в этом Законе впервые районный суд определен не только как суд первой инстанции, но и как суд второй инстанции, вышестоящий по отношению к мировым судьям (ст. 21).[47]

Неотъемлемое свойство судебной власти заключается в том, что ее осуществление доверяется только специально учреждаемым государственным органам — судам. Эти государственные органы во многом отличаются от других государственных органов, в том числе выполняющих законодательные и исполнительные функции.[48]

Отличие выражается не только в специфике судебных полномочий, но и в построении судов, прежде всего — в порядке формирования судейского корпуса, который в конечном счете вершит то, что называется судебной властью.

Специфика суда как органа судебной власти:

1) суды всех видов и уровней формируются с соблюдением специально установленной законом процедуры;

2) независимость судов при осуществлении основных функций (правосудия либо конституционного контроля);

3) особый порядок (процедура) деятельности.

Процедуры осуществления судебной власти (виды судопроизводства):

- конституционное судопроизводство;

- гражданское судопроизводство;

- арбитражное судопроизводство;

- уголовное судопроизводство;

- административное судопроизводство.

Таким образом, каждое из этих судопроизводств регламентируется прежде всего изданными на основе Конституции РФ соответственно Законом о Конституционном Суде, ГПК, АПК, УПК и КоАП, а также некоторыми другими законами и иными правовыми актами по смежным вопросам.[49]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет прийти к следующим выводам.

Судебная власть является одной из ветвей государственной власти, и субъектом, осуществляющим эту власть, является судебная система, способная влиять на процессы, происходящие в обществе.

Судебная власть является разновидностью государственной власти вместе с законодательной и исполнительной властью, а ее органы обладают определенной независимостью.

Принцип независимости судебных органов Российской Федерации проявляется в независимости судей, подчиняющихся только закону и Конституции Российской Федерации. Суды Российской Федерации находятся наравне с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием и Правительством Российской Федерации, осуществляющими государственную власть в нашей стране.