Файл: Судебная власть государства: организация и полномочия (Анализ организации и полномочий судебной власти).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 127
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты судебной власти
1.1. Место и роль судебной власти в системе разделения властей
1.2. Понятие и признаки судебной власти
1.3. Задачи и функции судебной власти
2. Анализ организации и полномочий судебной власти
2.1. Организация судебной власти
В-третьих, для любой формы государственной деятельности через нее осуществляются определенные функции государства. Следовательно, правосудие тесно связано с выполнением таких государственных функций, которые четко выражают его конкретную цель. До недавнего времени считалось, что, участвуя в осуществлении почти всех основных функций Советского государства, трибунал выполнял возложенные на него задачи, выполняя свою функцию государства, ответственного за правоохранительные органы - с другими органами: прокуратура, МВД, КГБ, а также некоторыми общественными организациями – адвокатуры, товарищеских судов и др., которые в целом образуют систему органов охраны правопорядка. В рамках этой единой функции государства конкретные функции системы правосудия также были определены как структурные элементы репрессивной функции.
Такое растворение функций правосудия в общем объеме неотъемлемой функции государства естественным образом лишало ее каких-либо особенностей, с одной стороны, в отличие от функций правоохранительных органов, полиции и т. д., которые были отнесены к его необычным функциям как вида деятельности, которые никоим образом не были правоприменительными. называется.
В правовом государстве такой подход невозможен как из-за независимости суда, который не борется с преступностью, так и из-за характера его деятельности, а не правоохранительных органов. Именно в определенных функциях основное содержание правосудия выражается как форма государственной деятельности.[9]
Наконец, в-четвертых, отправление правосудия приобретает качество особой формы государственной деятельности, поскольку она выражается внешне через соответствующую систему государственных органов - судебную систему.[10]
Структура судебной власти четко подтверждает, что только целостный и всесторонний анализ деятельности всех ее элементов позволяет определить ее характер как государственной власти, интегрированной в систему всех ветвей власти и в то же время способной выделяться. как часть целого в отдельную ветку.[11]
Реализация принципа разделения властей должна быть обусловлена тем фактом, что в правовом государстве основной функцией судебной власти является отправление правосудия путем рассмотрения и урегулирования гражданских, уголовных, административных и других вопросов, связанных с своей компетенции; правоохранительная деятельность, различные формы собственности, судебная защита политических, экономических, социальных и других прав, свобод человека и гражданина; воспитание в правовой культуре, уважительное отношение к правам человека, стандарты общественной морали, предотвращение девиантного поведения (то есть отклонение от нормы).
Разделение властей является как результатом, так и неотъемлемой характеристикой степени развития права, предпосылкой и предпосылкой организации и функционирования государства, законности. Признание существования трех ветвей власти - это по сути признание легитимности, но необходимость специализации власти по отношению к основным направлениям государственного строительства.[12]
Можно и нужно говорить о независимости каждой ветви государственной власти. Однако на практике независимость часто воспринимается как автономия существования каждой ветви власти. И это, по нашему мнению, уже неприемлемо. Обеспечение того, чтобы интересы государства были достигнуты не путем изоляции ветвей власти, не путем противостояния ветвей власти и, более того, путем открытой конфронтации, а путем тесного взаимного сотрудничества, точного выполнения каждой ветви власти в своих функциях.[13]
Объективная реальность состоит в том, что все ветви власти нуждаются друг в друге, что они образуют полное единство, называемое государственной властью, только своей совокупностью, действуя только как элементы единой системы. Даже простое ослабление хотя бы одного такого элемента может привести к разрушению системы, параличу власти в целом, а в лучшем случае - к значительному снижению ее мощности.[14]
В связи с этим разделение властей позволяет:
- во-первых, чтобы лучше решать задачи, поставленные перед каждым из органов власти;
- во-вторых, для предотвращения злоупотребления властью, что становится очень вероятным при монополии власти;
- в-третьих, контролировать действия государственных органов.
Судебная система в системе органов государственной власти занимает особое место, поскольку только она, осуществляя принцип справедливости, осуществляет правосудие, а также выступает в качестве субъекта правотворчества, поскольку многие законы обретают жизнь благодаря суду. , они проходят проверку судебной практики.
Конкретная роль судебной власти в механизме разделения властей заключается в сохранении законодательной и исполнительной власти в рамках конституционной законности, осуществляя судебный контроль над этими ветвями власти.[15]
Следует иметь в виду, что «автономия» судебной власти может быть только относительной, поскольку она не существует в отрыве от других ветвей власти, диапазон разрешенных судом конфликтов определяется законом, то есть законодательными решениями; Выполнение судебных решений требует, в значительном числе случаев, определенных действий со стороны исполнительной власти.[16]
Таким образом, разделение полномочий выражается в разделении полномочий, взаимного контроля, в системе контроля и баланса и направлено на предотвращение возможных злоупотреблений. Разделение властей является как результатом, так и неотъемлемой чертой степени развития права, условия и состояния организации и функционирования государства, а также законности.
Таким образом, создание судебной системы - это качественный скачок, который означает появление независимой, суверенной власти, равных законодательных и исполнительных полномочий, органа, который наряду с гражданскими, уголовными и административными вопросами выполняет функцию конституционного контроля над регулирующей деятельностью других ветвей власти и таким образом влияет на защиту прав личности, интересов гражданского общества, демократического управления.
1.2. Понятие и признаки судебной власти
В законодательстве не закреплено определение понятия «судебная власть». В юридической науке сложились различные точки зрения ученых относительно определения этого феномена. Это объясняется тем, что судебная власть — многоаспектная и широкая для понимания категория. Кроме правового значения, она имеет также философское и социальное.[17]
По мнению Н. А. Колоколова, «судебная власть — это особые общественные отношения, возникновение и существование которых обусловлено способностью социума при необходимости генерировать механизм разрешения конфликтов на основе норм права, обеспечиваемый мощью государства».
Профессор К. Ф. Гуценко считает, что «судебная власть — роль, но не актер, это полномочия, функция, но не ее исполнитель. То есть судебной властью следует считать не суд, не судей…, а предоставленные им полномочия (возможности) властного (распорядительного) характера».
Судебная власть реализуется через правосудие, посредством судопроизводства. Для употребления предоставленной власти у суда другой возможности нет.
Судебная власть - это самостоятельный вид государственной власти, осуществляемый судьями (судом) в форме правосудия посредством конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства.
По мнению А. А. Герасимовой, «судебная власть — это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, организационно оформленная в систему органов, обладающих достаточным объемом собственной компетенции, обусловленной их местом и назначением в государственном механизме, реализуемой в соответствии с действующим законодательством с целью обеспечения прав, свобод и законных интересов субъектов права».[18]
В юридической литературе есть и другие определения судебной власти. Например, некоторые авторы полагают, что судебная власть осуществляется в форме не только правосудия, но и конституционного контроля, судебного контроля за законностью нормативных актов, законностью и обоснованностью решений и действий органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное расследование, а также в форме обеспечения исполнения судебных решений, разъяснения действующего законодательства по вопросам судебной практики, участия в формировании судейского корпуса и содействия органам судейского сообщества, контроля за законностью решений местных представительных и всех исполнительных органов.
Судебная власть основана на праве. Для разрешения конкретных ситуаций, которые возникают в обществе и требуют вмешательства суда, судебная власть реализуется путем применения норм права.
Судебная власть - это предоставленные судам как специальным органам государства полномочия по разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением процессуальных форм, создающих гарантии законности и справедливости, принимаемых судами решений.
Существуют два аспекта понятия «судебная власть» — функциональный и институциональный. В функциональном аспекте судебная власть представляет собой совокупность юрисдикционных полномочий, ограниченных юридической конституцией и общими принципами права, и связанных с ними полномочий государства, реализуемых от имени народа независимыми должностными лицами — судьями — в особо оговоренной законом судебной процедуре и иными должностными лицами, которые обеспечивают юрисдикционную деятельность судей. В институциональном аспекте судебная власть — это обособленная группа связанных между собой государственных учреждений (в основном судов), организующих и обеспечивающих реализацию судьями юрисдикционных полномочий.[19]
Для того, чтобы сформулировать определение судебной власти, рассмотрим ее признаки.
Во-первых, это вид государственной власти. То есть судебная власть выражает волю государства.
Во-вторых, судебная власть независима, самостоятельна и обособлена.
Самостоятельность судебной власти означает ее неподведомственность другим ветвям власти, отсутствие подчиненности и подотчетности каким-либо другим государственным органам.[20]
Независимость судебной власти — правовая категория, отражающая состояние, при котором влияние внешних факторов на исполнение органами судебной власти своей функции является невозможным.
Некоторые авторы рассматривают эти понятия как единое целое, не проводя никакого разграничения между ними, а И. Б. Михайловская, характеризуя независимость судебной власти, выделяет три аспекта судебной власти: самостоятельность судебных органов, независимость судьи и независимость суда. Далее она отмечает, что самостоятельность судебной власти не тождественна независимости судей, она является лишь ее необходимой предпосылкой. А. В. Цихоцкий, наоборот, рассматривает независимость судей как предпосылку самостоятельности суда.
В некоторых случаях происходит смешение этих двух понятий.
Н. И. Газетдинов отмечает, что «независимость и самостоятельность судебной власти — это «две стороны одной медали», они не могут существовать в отрыве друг от друга, но вместе с тем самостоятельность характеризует судебную власть как автономную ветвь государственной власти среди других ветвей государственной власти (как законодательная и исполнительная), т. е. самостоятельность судебной власти определяет организационное построение судебной власти. А признак независимости судебной власти означает внутреннюю, «сущностную самостоятельность» судебной власти и определяет самостоятельность осуществления судебной власти путем реализации предоставленных государственной (верховной) властью полномочий».[21]
Обособленность судебной власти состоит в том, что судьи в государственном механизме занимают особое место, которое обусловлено спецификой выполняемых функций. Они организационно не входят ни в какой другой государственный орган.[22]
В-третьих, судебная власть — едина.
В-четвертых, судебная власть осуществляется посредством определенного вида судопроизводства.
Одним из признаков судебной власти является то, что в установленном законом порядке к осуществлению правосудия привлекаются представители народа. В соответствии с законом граждане РФ имеют право участвовать в отправлении правосудия. Так, в состав суда, рассматривающего уголовное дело, кроме судьи, могут входить присяжные заседатели, а при рассмотрении арбитражного дела — арбитражные заседатели.
И основной признак судебной власти — это осуществление правосудия. Осуществление правосудия — это исключительная прерогатива судебной власти. Правосудие — это деятельность суда в лице судей и привлекаемых в установленных законом случаях присяжных и арбитражных заседателей в рамках рассмотрения административных, уголовных и иных дел посредством определенного судопроизводства, результатом которой является вынесение судебного акта, носящего обязательный характер.[23]