Файл: Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассмотрев особенности и требования к легитимности закона необходимо также обратить внимание на то, что на практике не все принимаемые в государстве законы оказываются легитимными. В числе основных причин такой ситуации может выступать несовершенство законодательной процедуры, приводящее в конечном итоге к несправедливости принимаемых нормативных правовых актов, либо наличие большого числа пробелов и противоречий в правовой системе.

При этом проблема возникновения пробелов в праве является очень актуальной и нередко встречается на практике. В этой связи, большое внимание в науке приковано к ее разработке и поиску путей преодоления соответствующих пробелов. В первую очередь, в рамках соответствующих исследований проводится анализ причин возникновения пробелов в праве, которые впоследствии разделяются на две большие группы:

  • Объективные причины возникновения пробелов: под ними понимается такая ситуация, когда в момент принятия соответствующего закона элементарно не существовали определенных общественные отношения, но впоследствии, возникнув, стала явной необходимость в их правовой регламентации;
  • Субъективные причины пробельности закона связаны с тем, что законодатель по каким-либо причинам неверно оценил состояние сложившихся общественных отношений, в результате чего произошла неточная или неполная регламентация уже существующих общественных отношений.

При этом в правовой науке отмечается существование так называемых «намеренных пробелов» в праве, которые возникают в ситуации, когда, несмотря на очевидную необходимость юридического упорядочения определенных общественных отношений, они, тем не менее, оказываются вне поля зрения законодателя [19, c.147].

Нередко возникновение «намеренных пробелов» в законодательстве связано с отсутствием экономических и иных ресурсов, необходимых для осуществления упорядочения определенной сферы общественных отношений.

2.2. Проблемы формирования правового государства в РФ

В Конституции Российской Федерации Россия провозглашена правовым государством (часть 1 статьи 1), однако это положение конституции пока не является констатацией факта. Необходимо учитывать, что в Российской Федерации «…еще только начинает формироваться правовое государство, в чем активно участвуют как гражданское общество (тоже находящееся в стадии формирования), так и публичная власть, в чьи приоритетные задачи входит защита и обеспечение прав и свобод граждан», уточняет Фомин А.А. [28, c.38].


Применение права в современной научной литературе обычно определяется как властная деятельность уполномоченных органов и должностных лиц, в результате которой выносится правоприменительный акт по конкретному юридическому делу [10,c50]

Если рассматривать условия формирования правового государства, можно утверждать, что назначение и главный критерий эффективности применения права – это реализация права (свободы) личности в конкретной жизненной ситуации. Ведущая цель применения права – претворение в жизнь правоприменительного акта и достижение лицом положительного результата в определенной форме [13, c.100].

Несложно догадаться, что одного принципа верховенства правовых основ для эффективной работы государственной и судебной системы будет недостаточно. Принцип будет обеспечиваться лишь в том случае, если у российского гражданина сформировано особое сознание. Высокий уровень правовой культуры среди населения - вот что действительно поможет государственной системе [8, c.75].

С самой концепцией, по мнению различных специалистов в области юриспруденции, существует немало трудностей. Основной проблемой является наличие большого количества правовых коллизий и юридических дыр. Многие положения различных федеральных законов до сих пор не соответствуют основному закону страны. При этом сами законодатели не обращают на подобную проблему никакого внимания [21, c.47].

Принцип верховенства права и закона в правовом государстве должен применяться постоянно. Какие именно существуют частные случаи, связанные с рассматриваемой юридической концепцией?

Во-первых, абсолютно каждый российский гражданин имеет возможность совершать какие-либо действия, опираясь на законодательную базу страны. Во-вторых, все нормативные акты - в том числе локальные, региональные, правительственные и прочие, должны соответствовать положениям федеральных законов.

Получается некая иерархия, при которой нижестоящие законы подчиняются вышестоящим. Основным законом здесь является российская Конституция. При этом заявить о несоответствии какого-то закона установленным нормам может абсолютно любой гражданин. Достаточно будет обратиться в суд и указать на возможные нарушения.

Далеко не все юридические принципы осуществляются на практике. Однако верховенство права и законность являются здесь исключениями. Граждане постоянно сталкиваются с законами и их соотношением.

World Justice Project - международная неправительственная организация, ежегодно публикует интересные статистические данные. В 2018 году была представлена информация о том, какие именно страны наиболее привержены принципу верховенства права. Статистика была выстроена на основе самых различных показателей. Здесь стоит обратить внимание на следующие факторы:


  • уровень порядка и безопасности;
  • фундаментальные права;
  • государственная открытость;
  • уровень коррупционных преступлений;
  • справедливость правосудия (в частности, уголовного и гражданского);
  • открытость правительства и т. д.

Верхние строчки рейтинга заняли страны Скандинавии: Нидерланды, Финляндия, Новая Зеландия, Швеция и др. С Российской Федерацией все обстоит не лучшим образом. Из 97 стран, указанных в рейтинге, наше государство не выходит за рамки 65 места. Несколько лет назад даже заняло 92 строчку. Соседствовать в рейтинге России приходится со странами Малой и Центральной Азии, Африки и Восточной Европы.

Обеспечение верховенства закона, главная роль в котором уделена суду. Акцент сделан на то, что центральное место в решении данной задачи должен занимать судья, отправляющий правосудие на основе принципов независимости, справедливости и законности, равенства всех перед законом. Отмечены актуальность дальнейшего совершенствования системы судебного пересмотра, приоритетность защиты предпринимательства и частной собственности [24, c.47]

Верховенство закона означает, зависимость всех существующих подзаконные акты и действий органов правоприменения закону.

Государство и право находятся во взаимосвязи и не существуют раздельно. Так же происходит формирование правовых норм в различных сферах государственной деятельности и заставляет социум(совокупность людей, населяющих государство) им следовать. Все государства разрабатывают правовые кодексы и руководствуются ими, однако далеко не все государства могут называться правовыми. Если государство ущемляет свободы и права своих граждан, не дает им реализовываться, исключает большую часть населения из законодательного процесса, не позволяет большей части населения каким-либо образом влиять на практику правоприменения, не позволяет гражданам контролировать деятельность государственных органов и властных структур, практикует выборочное применение законов – подобное государство не может быть охарактеризовано как правовое.

Необходимо учитывать, что для возникновения правового государства необходимо гражданское общество, находящееся на достаточно высоком уровне развития. Существование развитого гражданского общества – основной критерий правового государства.

В правовом государстве представлена и неукоснительно действует совокупная воля граждан. Гражданское общество по своей сути является сферой правовых реализаций личных интересов людей.


Гражданское общество представляет собой социальную основу правового государства, являясь его необходимым компонентом. Тем не менее, «…можно представить себе гражданское общество в отсутствие правового государства, однако оно будет представлять собой угрозу для властных структур, пренебрегающих его интересами», рассуждает Калмыкова Е.А.

В результате изучения различных научных точек зрения ученых могут быть сформулированы проблемы, возникающие в процессе построения правового государства в нашей стране, которые по большей части связаны с идеями гражданского общества.

Первая проблема состоит в том, что положение совещательных и консультационных органов при главе государства в системе государственного управления чётко не определено в федеральном законодательстве. В доктрине высказываются предложения о принятии специального федерального закона «О Президенте Российской Федерации», в котором, помимо прочего, было бы чётко регламентировано место вспомогательных органов при Президенте Российской Федерации, а работа советов и комиссий становилась подконтрольной и подотчётной.

Подобный классификатор вносил бы ясность в правовое регулирование деятельности советов и комиссий, а единый для всех регламент позволил бы упорядочить их работу. Это позволило бы упростить и, в определённой мере, автоматизировать создание новых органов, для решения актуальных задач.

Вторая проблема состоит в отсутствии чётких критериев разграничения организационных форм совещательных и консультативных органов при Президенте Российской Федерации (советов, комиссий и комитета), что порождает правовую неопределённость. В доктрине указывается на эту проблему и предлагается уточнение в нормативных правовых актах критериев различения типов органов и соответствующая трансформация в соответствии с этими критериями действующих органов. Данная необходимость проистекает из-за отсутствия, как нормативного закрепления этого разграничения, так и официальной позиции по данному вопросу [22 c.123].

Возможно, целесообразным в этом свете представляется наделение этих органов, состоящих в достаточной степени из высококвалифицированных представителей гражданского общества, функциями по общественному контролю за деятельностью Президента Российской Федерации, в соответствии с федеральным законодательством.

Закрепление подобной компетенции повысило бы уровень прозрачности деятельности главы государства, способствовало бы обеспечению прав и свобод граждан и обеспечению двустороннего канала обмена информацией между Президентом Российской Федерации и обществом.


Важным является возможность в рамках деятельности советов и комиссий взаимодействия с представителями гражданского общества, которые являются членами этих органов. Как подчеркивает в современном российском обществе остро стоит проблема обратной связи между государственной властью и населением. Обмен мнениями этих представителей с главой государства и иными должностными лицами и государственными служащими, принимающими участие в деятельности консультативных и совещательных органов при Президенте Российской Федерации, может служить цели решения социальных конфликтов, обеспечивая высокий уровень социального согласия в обществе. Кроме того, это позволяет учитывать мнение разнообразных социальных групп, в разной степени связанных к государству, что позволяет увидеть дифференцированные подходы к решению вопросов государственного управления [17, c.137].

Институты государственной власти не застывают во времени, постоянно изменяясь, они адаптируются к актуальным общественным отношениям, для более качественного исполнения своих функций. Советы и комиссии при Президенте Российской Федерации не являются исключением, в их функционирование можно усмотреть проблемы, решение которых в перспективе может улучшить качество государственного управления.

Таким образом, можно представить следующие предложения:

  1. создание единого нормативно-правового регулирования для советов и комиссий при Президенте Российской Федерации, определение их места в системе государственных органов, принятие классификатора и единого регламента для данных органов;
  2. указание критериев разграничения между советами и комиссиями, преобразование существующих органов в соответствии с этими критериями;
  3. придание юридической силы принимаемым решениям, поскольку на практике они становятся обязательными опосредованно;
  4. наделить совещательные и консультативные органы компетенцией по общественному контролю за деятельностью Президента Российской Федерации;
  5. закрепить особый статус Государственного совета Российской Федерации в системе органов государственной власти и придание юридической силы его решениям.

Исследование института президентства в России показало, что положения о статусе, полномочиях и отношениях Президента с остальными ветвями власти на данное время распределены по разным нормативно-правовым актам. Данная регламентация не совсем удобна и целесообразна.

Харахорина А.В. пишет, что статус Президента требует конкретизации и упорядочивания, а нормы института президентства – систематизации. По моему мнению, рациональным и более эффективным является вариант уточнения положения Президента РФ путем внесения некоторых изменений в Конституцию РФ и одновременная разработка и принятие Федерального конституционного закона "О Президенте Российской Федерации". Стоит отметить, что именно этот закон наиболее детально и в полной мере смог бы систематизировать, обобщить и закрепить конституционно-правовой статус российского главы государства.