Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОНЦЕПЦИИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
1.1. История развития идеи правового государства
1.2. Понятие правового государства и его сущность
1.3 Общие признаки правового государства
ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1. Конституционность и законность как главные условия (признаки) правового государства
Еще одна проблема в институте президентства России состоит в вопросе создания органичной организационной конституционно-правовой модели функционирования института президентства, которая на сегодняшний день в нашей стране является нерешенной. В настоящее время Президент является органом государственной власти с уникальным статусом, и он не входит фактически ни в одну из 3-х существующих ветвей, пишет Павлова А.А.
Данное утверждение про особое положение Президента России вытекает из таких фактов что:
– вопреки закрепленным Конституцией принципам разделения властей, в отечественной практике сохраняются признаки единства, монолитности власти Президента;
– весь институт президентства в общественном восприятии персонифицированы в основном политической фигурой Президента России;
– на данное время Президент РФ фактически единственное лицо в стране, которое ответственно за осуществление и контроль в ней государственной власти, однако организационно Президент не подчинен никому и сохраняет высокий уровень независимости и полную управленческую автономию;
– на российском Президенте замкнуто функционирование всего государственного механизма управления, поскольку власть Президента является инструментом давления (отставка правительства при трехкратном отклонении им кандидатуры Председателя Правительства, представленного Президентом, что превращает процедуру голосования за в фиктивное действие);
– имеющиеся так называемые «скрытые полномочия» Президента. Основной перечень полномочий Президента России содержится в 4 главе Конституции РФ. Однако некоторые ученые считают, что данные полномочия не носят абсолютно закрытого характера. В последнее время развивается доктрина «скрытых полномочий». В данной доктрине говорится о том, что Президент России может самостоятельно интерпретировать свои полномочия, исходя из своего понимания обязанностей как гаранта Конституции. Данная ситуация возможна из-за того, что функции Президента не могут быть конкретизированы полномочиями в полной мере. Поэтому у российского Президента всегда имеются конституционно нераскрытые полномочия, проявляющиеся в экстраординарных условиях, и которые получают признание парламента де-факто либо опираясь на судебное толкование Конституции.
В подобных условиях совершенствование развития института президентства необходимо связывать с решением существующих проблем осуществления своих полномочий российским Президентом. Эволюция данного института должна быть направлена в сторону ухода от трактовки президента как аналога "просвещенного абсолюта", которая основана на мощной персональной власти, самодержавных и авторитарных началах и утрированной централизации государственного управления [12, c.28]
Многие ученые наряду с вышеизложенным мнением, предлагают наряду с тремя основными ветвями власти, обозначать президентскую – как самостоятельную четвертую ветвь власти.
Как отмечается в научной литературе, ключевым вопросом совершенствования института президентства является проблема взаимоотношений между главой российского государства и Правительством.
Объем президентских полномочий на деле значительно выше парламентских. Потенциальная возможность Президента распустить Государственную Думу намного выше, чем вероятность российского парламента отрешить главу государства со своего поста. Как мы уже говорили, монопольный статус Президента РФ в механизме государственной власти обеспечивает Конституция России, поскольку для обеспечения властного доминирования Президента достаточно конституционных норм, связанных с формированием и отставкой Правительства и правом роспуска Государственной Думы. Объективно данные положения Конституции являются безальтернативным для народных избранников.
Еще одной проблемой на сегодняшний день является разрыв между значительным объемом полномочий, которыми Конституция наделяет Президента, и отсутствием у главы государства политической ответственности за принимаемые им решения (в соответствии с нормами Основного Закона, российский Президент как бы выведен за границы существующего политического механизма, играя роль его "гаранта").
Данные факты дают наглядное подтверждение того что Россия на данном этапе является суперпрезидентской республикой, уточняет Галиянова Э.Р.
Наиболее рациональный выход из данной ситуации видится во внесении соответствующих поправок в российский Основной Закон, которые бы переформатировали объем установленных полномочий всех ветвей власти в стране с целью достижения баланса между ними.
Также необходимо развивать в законодательстве нормы об ответственности и подконтрольности органов власти.
Как уже говорилось, важным является создание единого внутреннего законодательства, которое не противоречило бы самому себе. Проблема заключается в том, что совершенствование законодательства происходит слишком медленно.
Также проблемными порой для рядовых граждан являются вопросы о практическом применении ими существующих в старен механизмов защити своих прав и интересов [30, c.55
Исходя из перечисленных проблем следует сделать вывод, что Российская Федерация не является правовым государством. К реализации данной теории должны стремиться все страны мира. Но недостаточно объявлять себя правовым государство, нужно усиленно работать в данном направлении.
Подводя итог следует сказать, что доктрина правового государства так и остается всего лишь доктриной. Она красиво звучит, однако ни одна страна мира не является в полной мере правовым государством.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Фундаментальным принципом российской государственности являются идеи приоритета и незыблемости прав и свобод человека, что отражает их высшую ценность.
В современный период, характеризующийся многочисленными фактами нарушения определенных прав человека, идея высшей ценности прав и свобод носит в определенной степени декларативный характер.
Готовность государства и общества к практической реализации модели правового государства, определенная апробация ее элементов, определяется в конституционном закреплении ее основных принципов. Анализ конституционного закрепления принципов правового государства показывает эволюционное развитие, постоянно дополняющееся на законодательном уровне обогащает его содержание за счет внедрения и развития современных институтов гражданского общества.
Будущее России нельзя оценивать однозначно. Заложенные основы воспитания новой личности, как гражданина правового государства, во многом определяет путь развития, а значит и реализацию данной модели. От способности общества в целом и отдельного гражданина в частности зависит дальнейшее развитие государственности и будущее страны.
Гражданское общество – это саморегулирующаяся система, отличающаяся сложной структурой. Она заключается в юридически независимых, автономных согласно взаимоотношению с государством социальных институтов.
Данные общественные институты выражают личные интересы и объединяют индивидов на основании ценностей прав и свобод граждан.
Гражданское общество характеризуется такими свойствами, как:
- Динамическая, самоуправляемая, сложно-структурированная общественная конструкция;
- Область осуществления личного (никак не общественного) интереса;
- Юридическая независимость социальных субъектов;
- Совокупность индивидов и общностей на основании ценностей прав и свобод граждан;
- Конкурентная борьба;
- Преимущество горизонтальных общественных взаимосвязей и взаимоотношений.
Гражданское общество и правовое государство – активно взаимодействующие общественные явления. Реализация функций государства происходит с помощью правовых и организационных форм, помимо того, используются такие способы, как убеждение и принуждение. Это обусловливает необходимость анализа роли социальных институтов в процессе реализации государственной властью исключенных из правил полномочий в сфере правотворчества, правоприменения и исполнения легального принуждения.
В настоящий момент пред нашим государством стоит задача создания наиболее благоприятных условий для построения гражданского общества, находящегося в тесном взаимодействии с правовым государством. Можно прийти к выводу о необходимости формирования правовой теории гражданского общества и ее развитии применительно к специфике российских реалий.
Еще одной причиной недостаточного развития гражданского общества является недофинансирование деятельности организации общественных движений. Несмотря на активную деятельность таких организаций как «Народный фронт», Общественная палата, процесс формирования общественных движений носит все-таки централизованных характер. Политологи отмечают, что в данном аспекте ключевую роль развития институтов гражданского общества играют государственные структуры, а не само население.
В настоящее время, по прежнему, наблюдается политика лоббирования законов, бюджетного финансирования в интересах определенных элитарных групп, что с точки зрения гражданского общества недопустимо.
Важной причиной, замедляющей полноценное построение гражданского общества, является отсутствие полноценной независимой судебной системы, а также частичная зависимость и управляемость правоохранительных структур. По прежнему, часто можно встретить упоминания о ключевой роли так называемого «телефонного права» в работе правоохранительных структур.
Ликвидация перечисленных проблем в целях образования гражданского общества становится обязательностью государства.
Неблагополучное в экономическом отношении общество не может называться гражданским, так как в нём не сформировались те отношения и институты, которые делают страну прогрессивной, преуспевающей и мирной. Гражданское общество выступает, как духовно богатое, развитое и высоконравственное, с достаточно высоким уровнем правовой и политической культуры населения.
Гражданское общество является таким типом общественного устройства, отличительной особенностью которого выступает многосубъектность общественной, организационно-правовой, политической, экономической, социальной и культурной жизни.
Институты гражданского общества взаимосвязаны с аппаратом публичной власти. Однако, как мне кажется, в современной России институты гражданского общества развиты еще недостаточно, и вероятно по этой причине многие обшественно-публичные структуры создается по инициативе органов власти и не населения. Тем самым подменяется свободное волеизъявление граждан РФ, ограничивается реальной возможность и реализация права на участие в управлении государством, что в конечном итоге может привести к политической апатии, правовому нигилизму, которые препятствуют динамике развития гражданского общества.
В государстве необходимо развивать функционирование демократических традиций и обеспечивать действенность политических, личных, социальных, экономических и культурных прав и свобод личности.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты
- Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // "Собрание законодательства РФ", 04.08.2014, N 31, ст. 4398
- Федеральный закон от 11.07.2001 N 95-ФЗ (ред. от 05.12.2017) "О политических партиях" // "Российская газета", N 133, 14.07.2001
- Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.02.2018) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // "Российская газета", N 106, 15.06.2002
- Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О свободе совести и о религиозных объединениях" // "Российская газета", N 190, 01.10.1997
- Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ (ред. от 28.12.2016) "Об Общественной палате Российской Федерации" // "Российская газета", N 70, 07.04.2005
- Федеральный закон от 21.07.2014 N 212-ФЗ (ред. от 29.12.2017) "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" // "Российская газета", N 163, 23.07.2014
Научная и учебная литература
- Авдеев Д.А. Конституционализация юридического мышления граждан как условие обеспечения прав человека // Конституционное и муниципальное право. 2017. N 3. С. 19-20
- Васильева Т.А. Традиции взаимодействия института государства и гражданского общества.– М., 2017– 144 с.
Воробьева Е.И. Формы реализации политических прав и свобод граждан в Российской Федерации М.: Юрайт, 2017 – 104с.
- Ганоев О.К. На пути к правовому государству: трансформация, реформирование, модернизация // Lex russica. 2017. N 2. С. 98-99
- Данилов С. Ю. Правовые демократические государства. М.: Дашков и Ко, 2017 - 180с.
Калмыкова Е.А., Чуркин М.Г. Гражданское общество и правовое государство в России., М.:Юрист, 2016 – 154с.
- Колюшкина Л.Ю. Теория государства и права (схемы и комментарии). - Москва: Гостехиздат, 2017 – 260с.
Корельский В. М. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. М.: Изд. гр. ИНФРА, 2018 – 340с.
- Малахов В. П.Общая теория государства и права. Учебное пособие. - М.: Книжный дом, 2014 – 348с.
Малевич Ю. И. Права человека в глобальном мире. – М., 2004 – 80с.