Файл: Понятие и признаки государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 72

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Среди основных элементов, составляющих основу правового государства можно выделить: гарантии государством прав и свобод личности, функционирование системы разделения власти, функционирование представительной и законодательной власти, принципы федеративного устройства, нормативный порядок демократической политики, возникновение гражданского обществ [25,c.30].

Суть идеи правового государства формирует принцип приоритета прав и свобод. Он является фундаментальным. Именно признание и реализация гарантированных в стране прав и свобод его граждан, обеспеченность их соблюдения свидетельствуют о том, что в таком государстве реально реализуется концепция правового государства.

Также правовое государство формируется при соблюдении и неукоснительном обеспечении в стране принципа верховенства закона.

Создание системы политических, юридических гражданских и общественных гарантий, обеспечивающих действительность этих конституционных положений, взаимная ответственность государства и личности, составляют процесс формирования правового государства [23, c.44].

Проанализировав ряд работ можно сказать, что все они выделяют общие черты правового государства и отмечают, что и в его основе заложена идея автономной независимой от государства личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми правами. Это приводит к появлению новых взаимоотношений между личностью и государственной властью, представляющих принципиально отличных, нежели в абсолютистском государстве», пишет Данилов С. Ю.

Собственность в правовом государстве принадлежит напрямую потребителям и производителям материальных благ: собственником продуктов труда выступает индивидуальный производитель. Равенство участников отношений в сфере производства, постоянный рост общественного благосостояния реализуется только при наличии самостоятельности, обеспеченной правовым началом государственности.

Гражданское общество представляет собой социальную основу гражданского общества. В гражданское общество объединяются свободные граждане. В нем реализуются необходимые для каждого человека его личные права и свободы, трудовые и творческие возможности, поддерживается и обеспечивается плюрализм мнений. Переход к правовому государству от тоталитарных методов связан с резкой и интенсивной переориентацией социальной деятельности государственной власти, пишет Авдеев Д.А. [7, c.19]

В основе правового государства лежат принципы справедливости и гуманизма, равенства прав и свобод личности.


Правовое государство является суверенным и оно объединяет в себе суверенитет народа, населяющего страну. Такое государство, осуществляя верховенство власти, ее полноту и исключительность реализует полноценное обеспечение свободы общественных отношений, основанных для всех граждан на началах равенства и справедливости.

Верховенство права (верховенство закона, англ. «ruleoflaw») – правовая доктрина, согласно которой никто не может становиться превыше закона, все являются равными перед законом, никто не может наказываться иначе, как в учрежденном законом порядке и лишь за его нарушение [20, c.77].

Верховенство закона также подразумевает, что все подзаконные акты и акты правоприменительного типа подчинены основному закону и не входят в противоречие с ним.

В соответствии с естественно-правовой теорией для верховенства права является необходимым, чтобы все нормативно-правовые акты, в их числе, законодательство и конституция, и вся деятельность власти государства были подчинены цели защиты достоинства, прав и свобод каждого человека.

Государство, всецело реализовавшее принцип верховенства права, именуют правовым государством.

Концепт верховенства права известен ещё с давнейших времён, недаром философ древнегреческого происхождения Аристотель писал: «Управлять должен закон».

В философии права настоящего времени, верховенство права противопоставляется идее, что конкретные должностные лица или властные органы могут стоять выше закона или иметь чрезмерно широкие полномочия и таким образом творить произвол [14, c.166].

Трактовки верховенства права, а точнее норм законодательства, формируют требования к самим законам которые в сою очередь формируются на основе морали, справедливости и нравственности.

Речь в данном случае идет о таком принципе управления, согласно которому все лица, структуры, учреждения государственные и частные, в том числе и само государство, осуществляют жизнедеятельность под воздействием законов, публично принятых, которые в равной степени выполняются и независимым образом реализуются судебными органами, и которые являются совместимыми с международными нормативами и стандартами в сфере человеческих прав.

1.3 Общие признаки правового государства

Характеризуя правовое государство, следует помнить, что, несмотря на специфические особенности данного института͵ оно остается государством. Этот тип государства обладает всеми признаками и чертами государства вообще. Назовем основополагающие признаки государства, в том числе и правового:


  • обладает публичной властью;
  • имеет специальный аппарат управления и принуждения;
  • располагает разветвленной системой юридических средств;
  • обладает суверенитетом

Наряду с общими признаками, правовому государству присущи и специфические признаки. Рассмотрим

Ученые, которые занимаются проблемами государства и права, выделяют несколько основных признаков, которые присущи правовому государству, среди них приведены следующие:

  • Господство права, то есть, в рамках существования правового государства подчиняются нормам права все физические/юридические лица, которые находятся на территории данного государства и его подданные, а так же само государство им его аппарат. Все нормативные акты, которым подчиняются данные субъекты права должны носить правовой характер, то есть они обязаны соответствовать главным принципам самого права [9, c.45].
  • Господство/верховенство закона, то есть, законы призваны регулировать наиболее важные стороны общественных отношений, обладая наибольшей юридической силой, чем, например, подзаконные акты. Закон препятствует развитию произвола в рамках общественных отношений субъектов права. Помимо этого, в рамках законодательства, как правило, выделяется основополагающий/главный закон в рамках национального права, в современной России таким законом является Конституция, который обладает наивысшей юридической силой по отношению к иным законам страны.
  • Принцип разделения властей, который подразумевает разделение полномочий и компетенций между несколькими, чаще все тремя, ветвями власти. Наиболее часто разделение власти происходит на: законодательную, судебную и исполнительную. Помимо разделения, важно учитывать сбалансированность каждой отдельной ветви власти, а так же распределение ее полномочий между несколькими государственными структурами, с целью избегания произвола и беззакония. При этом независимые друг от друга ветви власти выступают противовесом друг друга. В рамках существования правового государства наиболее ванной является независимость судебной ветви власти, которая осуществляет основные функции по поддержанию верховенства закона, обеспечение основных прав и свобод [11, c,40].
  • Широкий круг прав и свобод человека и гражданина, которые не только провозглашаются, но и реально обеспечиваются и гарантируются. В условиях современной России гарантом Конституции, а соответственно всех прав и свобод в ней провозглашенных, является Президент РФ. В рамках государство, которое относят к правовому, обеспечивается судебная защита провозглашенных прав, а так же их реальное воплощение посредством экономических, политических, социальных и правовых рычагов воздействия. Данный тип государства подразумевает равенство всех субъектов права перед законом, а так же ограничение в правах только в случаях крайней необходимости, когда благо всего социума и государства, ставится выше личных прав и свобод.
  • Взаимная ответственность государства и отдельных граждан, которая предполагает, что ответственность и наказание за совершение правонарушений сожжет нести как гражданин, так и государство и его органы и представители.

ГЛАВА 2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Конституционность и законность как главные условия (признаки) правового государства

Конституционность и законность по своей природе представляют так называемый признак легитимности.

Ключевым юридическим источником правого регулирования общественных отношений в странах романо-германской правовой семьи выступает закон. В науке выделяется целый комплекс признаков, которые отличают подлинно правовой закон, некоторые из которых будут рассмотрены ниже. При этом говоря об определении закона, принято формулировать его следующим образом.

Закон – это нормативный правовой акт, принимаемый в установленном порядке высшим законодательным представительным органом государственной власти либо непосредственно народом (например, в результате проведения референдума), посредством реализации положений которого происходит урегулирование наиболее важных общественных отношений [15, c.144].

Таким образом, можно совершенно справедливо говорить о том, что закон выступает ключевым элементом правового регулирования на национальном уровне, составляя в этой связи основу системы права государства, и характеризуется свойством наивысшей юридической силы по отношении к иным нормативным актам, принимаемых в рамках компетенции государственных органов.

Анализ положений, выделяемых в научной и учебной литературе, а также определения сформулированного выше, позволяет сделать вывод о том, что закон, как источник права в современном демократическом государстве отличает следующая совокупность признаков:

  • Принимается в установленном порядке высшим законодательным органом государственной власти либо в порядке референдума;
  • Обладает высшей юридической силой в системе правового регулирования;
  • Регулируя наиболее важные общественные отношения, с необходимостью должен отражать волю и интересы всего общества.

С последним из названных выше признаков закона в настоящее время тесно связано свойство его легитимности. То есть такая его характеристика, которая отражает степень принятия законодательных предписаний со стороны населения, и тесно с ней связанное согласие не добровольное соблюдение и исполнение тех требований, которые составляют содержание соответствующих предписаний [16, c.71].

В целом, в политической науке отмечается, что говорить о легитимности того или иного закона можно при наличии двух условий:

  • Во-первых – это соблюдение установленной процедуры подготовки, принятия и наделения закона юридической силой, в результате которой обеспечивается справедливость соответствующих юридических предписаний;
  • Во-вторых – наличие действительного всеобщего согласия населения с властью законодателя, и проводимой в государстве политикой в целом.

Как было отмечено выше, одним из важнейших условий и требований легитимности закона выступает полное соблюдение демократических процедур законотворческого процесса. В этой связи, рассматривая вопрос о легитимности закона, представляется целесообразным рассмотреть основные этапы его принятия.

Подготовительная стадия: наиболее сложный и ответственный момент в создании закона, поскольку происходит оценка наличия или отсутствия объективной потребности общества в урегулировании определенной группы общественных отношений. Кроме того оценивается действительная возможность воздействия права на определенные социальные явления и процессы. В результате формируется вывод о возможности и целесообразности проведения дальнейших работ по подготовке закона.

Основная стадия: письменное изложение текста законопроекта в соответствии с требованиями юридической техники, внесение соответствующего проекта в законодательный орган и его рассмотрение.

Заключительная стадия: рассмотрение законопроекта Государственной Думой и Федеральным Собранием, принятие окончательного решения, а затем – подписания закона Президентом и его обнародование. Данная стадия характеризуется исключительной важностью, поскольку именно с момента обнародования принятый закон считается наделенным юридической силой, а следовательно – выступает источником правового регулирования общественных отношений в государстве.

Исполнение и качественное соблюдение каждой из вышеназванных стадий законотворческого процесса выступает необходимой предпосылкой и условием легитимности будущего закона.