Файл: История развития менеджмента (Индустриальный этап развития менеджмента).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 489
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Основные этапы развития менеджмента
1.1 Зарождение менеджмента в древнем мире
1.2 Индустриальный этап развития менеджмента
1.3 Концепции менеджмента конца XIX – XX века
2 Развитие менеджмента в России
2.1 Зарождение и развитие менеджмента в Российском государстве
2.2 Советский менеджмент во времена СССР
2.3 Современный этап развития менеджмента в РФ
3 Направление развития менеджмента на современном этапе
3.1 Особенности современных систем менеджмента
Как и некоторые его предшественники, М.В. Ломоносов был решительным сторонником активного вмешательства государства в экономику и считал важнейшей его функцией регулирование хозяйственной жизни. Он преодолел ограниченность взглядов классических меркантилистов, по мнению которых внешняя торговля является главным источником богатства общества, в связи с чем они заботились о производстве лишь экспортных товаров и призывали к поощрению этого. Для М.В. Ломоносова же самыми приоритетными в производстве были металлургия и металлообработка. Он исходил из того, что производство предназначено прежде всего для удовлетворения внутренних потребностей государства, и только излишек товаров должен предназначаться для внешней торговли. В центре экономической политики, по мнению Ломоносова, должно быть обеспечение независимости и самостоятельности России. [9, с. 37]
В отличие от представителей консервативных взглядов экономической мысли второй половины XVIII в. Д.А. Голицин выдвигал предложения, которые, как свидетельствует европейский опыт, в конечном счете объективно должны способствовать развитию капиталистических отношений, — в частности, он предлагал отпускать крестьян на волю за большой выкуп и без наделения землей. Арендаторами помещичьей земли должны были, по его предложению, стать богатые крестьяне, эксплуатирующие безземельных односельчан.
А.Н. Радищев первым из российских экономистов дал обстоятельный анализ бумажно-денежного обращения, показал негативные последствия выпуска бумажных денег в количестве, превышающем потребности товарного обращения. В этой связи он резко критиковал Екатерину II за излишний выпуск бумажных денег в целях получения прибыли в казну, заметив, что это «произвело дороговизну» и «потрясение» в народном хозяйстве.
В первые годы царствования Александр I разрабатывал и проводил преобразования с помощью своих близких друзей, составивших «Негласный комитет» (П. Строганов, В. Кочубей, А. Чарторыйский, Н. Новосильцев). Наиболее значительным мероприятием Негласного комитета была реформа центрального управления. В сентябре 1801 г. был издан манифест об учреждении министерств, заменявших действовавшую ранее систему петровских коллегий. Министерства были построены на началах единоличной власти и ответственности. Для объединения их деятельности и для обсуждения вопросов, касающихся нескольких министерств или всего государства, собирался Комитет министров. [9, с. 47] Александр I рассчитывал получить через упорядочение всех звеньев управленческого аппарата рационализацию политического устройства на основе принципов законности и гражданственности.
Проект государственных реформ управления он поручил подготовить своему ближайшему помощнику М.М. Сперанскому (1772—1839).
1 января 1864 г. после крестьянской реформы 1861 г.Александр II утвердил «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» — законодательный акт, которым вводилось земство. Речь шла не об изменении самодержавно-бюрократической системы в целом, а лишь о введении в эту систему нового института — всесословного самоуправления.
Начало XX в. ознаменовалось деятельностью двух крупных управленцев в экономической и политической жизни России — С.Ю. Витте (1849-1915 г.г.) и П.А. Столыпина (1862-1911 г.г.). Для активного развития экономики России С.Ю. Витте весьма разумно использовал на практике 2 объективных фактора того периода: дешевизну капиталов на Западе, в связи с чем он продолжил процесс привлечения капитала с помощью конверсии, начатый его предшественником и приведший к поступлению в Россию более полутора миллиардов капиталов, и аграрный кризис, в результате которого образовалась масса дешевой рабочей силы. Эти факторы и явились основой бурного промышленного подъема 90-х гг., получившего название «эра Витте». [9, с. 77]
Реформы управления П.А. Столыпина были направлены на совершенствование государственного аппарата, используя богатый исторический опыт российского государства и традиции его населения, a также основываясь на опыте земского управления, специфике православия и местного самоуправления.
Рассмотрев все этапы развития управления в Российском государстве можно сделать вывод, что деятельность почти всех видных экономистов-управленцев была направлена на достижение результатов для государства, все реформы происходили во благо роста его мощи и могущества, улучшали эффективность государственного управления. Однако в национальном производстве очень слабо использовались научные методы зарубежных исследователей менеджмента.
2.2 Советский менеджмент во времена СССР
Нежелание правителей Российского государства услышать нужды трудящихся привело к первой в мире социалистической революции в октябре 1917 г. Владельцы заводов, фабрик, банков и прочих организаций покинули страну или ушли в подполье. Иначе говоря, экономика осталась без руля и ветрил. Переход большого количества предприятий в общественную собственность ставил перед правительством, получившим новое название — Совет Народных Комиссаров (СНК), — вопрос о способах управления ими.
В поисках новых форм управления на микро- и макроуровнях Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет (ВЦИК) Совета рабочих и солдатских депутатов и СНК осуществили ряд мер, наиболее принципиальными из которых являются следующие:
1. Введение рабочего контроля во всех промышленных, торговых, банковских, сельскохозяйственных, транспортных, кооперативных, производственных организациях и товариществах. Его осуществляют все рабочие данного предприятия через выборные учреждения: заводские, фабричные комитеты, советы старост и т.п., причем в состав этих учреждений входят представители от служащих до технического персонала. Для каждого крупного города, губернии или промышленного района создается местный Совет рабочего контроля.
2. Создание Высшего совета народного хозяйства (ВСНХ) согласно декрету ВЦИК и СНК, задача которого — организация народного хозяйства и государственных финансов. ВСНХ должен вырабатывать общие нормы и план регулирования экономической жизни страны, согласовывать и объединять деятельность центральных и местных регулирующих учреждений.
3. Образование местных органов экономического управления в соответствии с постановлением VIII Всероссийского съезда Советов «О местных органах экономического управления». При губернских исполнительных комитетах было предложно создать губернские экономические совещания, на которые возлагалась координация экономической деятельности всех предприятий и организаций. [9, с. 90]
Принципиальное направление деятельности экономических органов на всех уровнях было определено в работе В.И. Ленина (1870—1924) «Очередные задачи Советской власти» (1918), где он подчеркивал, что после завоевания политической власти задача управления становится главной, центральной. В этой работе дано обоснование объективной необходимости осуществления научного управления и поставлены следующие задачи, практическая разработка которых составляет основу менеджмента:
1. Введение в управление на микро- и макроуровне единоначалия.
2. Повышение производительности труда на основе научной организации труда.
3. Организация хозяйственного (коммерческого) расчета.
4. Материальная заинтересованность производителей в результатах труда.
5. Введение «наилучших систем учета и контроля».
Предлагая внедрение научных основ организации и управление производством, В.И. Ленин настаивал, во что бы то ни стало перенять все ценное из завоеваний науки и техники в этой области. Он предложил организовать в России изучение и преподавание системы Тейлора и приспособить ее к российским условиям. [9, с. 91]
Обращаясь к классификации теорий, концепций и подходов в области менеджмента, разработанных в СССР, представляется целесообразным выделить в их составе четыре группы.
К первой группе должны быть отнесены работы, которые не отличались принципиальной новизной, а повторяли или несколько развивали уже достигнутое зарубежными учеными.
Следующие две группы должны включать работы, которые являлись принципиально новыми, но остались неизвестными или малоизвестными за рубежом и не оказали влияния на развитие "интернационального" менеджмента. При этом одна из групп (вторая, если считать с самого начала) должна объединять работы, которые на развитие мировой науки повлиять уже не смогут, а останутся просто архивным свидетельством имевшей место работы мысли. Другая же группа (третья по счету) должна состоять из работ, которые, при определенных обстоятельствах, вполне могут влиться в общую совокупность знаний в области менеджмента. И, наконец, четвертая группа предназначена для работ, которые уже оказали известное воздействие на развитие менеджмента. [11, с. 98]
Работы советских теоретиков и экспериментаторов периода 20-30-х годов, представляющие собой наиболее яркую часть отечественного наследия в области менеджмента, могут быть с известной долей условности отнесены к предлагаемым классификационным группам следующим образом.
Работы А.К.Гастева (разработка концепций "трудовых установок" и "узкой базы", инициированные создания науки "социальная инженерия") базируются на ряде положений системы Ф.Тейлора и во многом их повторяют. Работы Е.Ф.Розмирович (концепция "производительной трактовки управленческих процессов") и П.М.Керженцева (концепция "организационной деятельности") являются по существу оригинальными вариациями взглядов А.Файоля, к тому времени достаточно хорошо известных. Идеи Н.А.Витке ("социально-трудовая концепция управления производством", нацеленная на создание благоприятного социально-психологического климата в коллективах) созвучны подходам основателей школы "человеческих отношений" М.Паркер Фоллетт и Э.Мэйо. О каком-то опережении нашей наукой науки зарубежной во всех этих случаях речь не идет. Здесь скорее можно говорить о неком "приспособлении" зарубежного опыта к условиям создания планово-административной советской экономики. Поэтому все перечисленные концепции следует отнести к первой группе.
Иначе обстоит дело с "Всеобщей организационной наукой (текто-логией)", которую начал создавать А.А.Богданов, а также с предложенными О.А.Ерманским "законом организационной суммы" и "принципом физиологического оптимума". Эти разработки предвосхитили ряд положений общей теории систем и теории организации, созданных работами ряда зарубежных ученых, хотя вряд ли могли быть известны последним. Это позволяет отнести теории А.А.Богданова и О.А.Ерманского ко второй классификационной группе.
А вот теория "административной емкости" Ф.Р.Дунаевского имеет веские основания претендовать на отнесение к третьей группе. В этой теории поднят вопрос (и определены подходы к его решению), имеющий огромное значение для формирования организационных структур на предприятиях, но до настоящего времени не нашедший должного отражения в работах других ученых и остающийся нерешенным. Вопрос касается связи между "административной емкостью" (диапазоном контроля) высшего руководства на предприятии и количеством ступеней управления, увеличение которого неизбежно ведет к бюрократизации его аппарата.
Пожалуй, единственным направлением научной мысли, имеющим отношение к менеджменту, где работы советских ученых получили мировую известность и признание, была прикладная математика. Речь идет о создании Л.В.Канторовичем теории линейного программирования, нашедшей широкое применение в сфере решения сложных управленческих задач, связанных с оптимальным планированием и управлением ресурсами. Вполне естественно, что исследования Л.В.Канторовича и его коллег следует квалифицировать как работу четвертой группы.
С середины 60-х годов и до начала рыночных реформ большую и плодотворную исследовательскую работу проводил возглавлявшийся Г.Э.Слезингером отдел организации и нормирования труда служащих Научно-исследовательского института труда Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам (НИИ труда). В отношении проблем менеджмента наиболее интересными направлениями этих исследований являлись разделение труда, нормирование труда и оценка его эффективности. [9, с. 99]
Все теории и концепции, упомянутые выше, теперь более или менее известны определенному кругу специалистов (по крайней мере, по названию). Но кроме них, конечно, существует ряд научных исследований и практических новшеств в области управления на корпоративном уровне, которые относятся к дореволюционному и советскому периодам нашей истории. Некоторые из них просто «забыты», а другие никоим образом не находятся в центре интересов обычных систематических ученых. Возвращение «из забвения» этих элементов отечественного наследия в области управления является предметом масштабных и серьезных научных исследований.
2.3 Современный этап развития менеджмента в РФ
После стихийного перехода к рынку в конце 1980-х начало 1990-х руководители российских предприятий оказались в сложнейшем положении. Еще вчера перед ними стояли совершенно другие задачи: выполнить план, отчитаться перед вышестоящим начальством. А сегодня они вынуждены были самостоятельно думать о судьбе своего предприятия. Это удалось немногим, огромное число успешно функционировавших советских предприятий оказалось на грани банкротства, не сумев выдержать конкуренции с вновь образованными. [12, с. 89]