Файл: История развития менеджмента (Индустриальный этап развития менеджмента).pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 481
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1 Основные этапы развития менеджмента
1.1 Зарождение менеджмента в древнем мире
1.2 Индустриальный этап развития менеджмента
1.3 Концепции менеджмента конца XIX – XX века
2 Развитие менеджмента в России
2.1 Зарождение и развитие менеджмента в Российском государстве
2.2 Советский менеджмент во времена СССР
2.3 Современный этап развития менеджмента в РФ
3 Направление развития менеджмента на современном этапе
3.1 Особенности современных систем менеджмента
Возникла абсурдная ситуация управленческий опыт, полученный ранее, скорее мешал управлять в новых условиях, а обзавестись новым было негде. Большинство руководителей оказались в растерянности. Старые учения по менеджменту были забыты, имеющиеся были пригодны для другого общественного устройства, а новых еще не существовало. Единственной «скорой помощью» стали переводные зарубежные учебники, которые появлялись в огромных количествах, однако принести пользу на практике могли далеко не всегда: слишком особенный менталитет у русских, а теорий управления, пригодных для всех времен и народов, не существует. Каждая страна имеет определенные национально-исторические и культурные особенности, которые должны быть учтены при внедрении основ управления. Отсутствие опыта хозяйствования в условиях рынка и современной отечественной науки создало наисложнейшие условия для формирования современного российского менеджмента. [12, с. 89]
Нельзя не подчеркнуть, что современный российский менеджмент характерен еще одной особенностью - он почти всегда носит антикризисный характер. В нынешних условиях предприятия имеют, с одной стороны, свободу действий, но с другой - не гарантированы государством от тяжелых последствий неправильно принятых решений. Отсюда одной из важнейших задач российского менеджмента на современном этапе является предотвращение и успешное преодоление кризисных явлений в процессе деятельности организации. [13, с. 68]
Более 25 лет прошло с начала перехода от социализма к рынку, к сожалению, Россия не смогла найти свой путь развития и сформировать национальную экономическую модель. В России до сих пор нет жизнеспособной стратегии экономического развития. Поэтому сегодня нет необходимости говорить об эффективной модели менеджмента, соответствующей национальной идентичности. Национальный российский менеджмент нельзя считать чем-то статичным. Он действует как динамичная и развивающаяся система. Можно понять его движение, роль и роль в глобальной системе управления на основе анализа и развития существующего национального менталитета.
3 Направление развития менеджмента на современном этапе
3.1 Особенности современных систем менеджмента
Общей теории менеджмента, подходящей для абсолютно всех времен и народов, не существует - есть только общие принципы управления, которые генерируют японские, американские, французские или немецкие школы менеджмента со своими собственными уникальными характеристиками, поскольку они учитывают определенные национальные ценности, особенности национальной психологии, менталитет и т. д.
Японская система менеджмента признана самой эффективной во всем мире, и главной причиной ее успеха является умение работать с людьми.
Япония первой в мире стала развивать современный менеджмент с «человеческим лицом», привлекая всех работников к деятельности предприятий и фирм, к изготовлению качественной продукции с низкими издержками.
В бедной естественными ресурсами стране традиционно культивируется принцип: «наше богатство — человеческие ресурсы», в соответствии с которым создаются условия для наиболее эффективного использования этих ресурсов. [9, с. 226]
На японскую школу менеджмента повлияли два фактора: творческое переосмысление зарубежного опыта управления и следование национальным традициям. Японский менеджер обладает всеми национальными особенностями людей этой страны. Он трудолюбив, дипломатичен и экономичен. Японские компании участвуют в коллективных формах организации труда. А это значит, что главная задача менеджера - найти подход к каждому сотруднику и раскрыть его потенциал, потому что, как вы знаете, в Японии существует система непрерывной занятости, основанная на демократическом стиле управления. [14, с. 19]
Каждый японский сотрудник очень тесно связан с компанией, в которой он работает, и убежден в ее важности и необходимости для его бизнеса. Для японцев неслучайно, что слово «профессия» приходит с работой, но практически означает фирму (компанию), в которой они работают: японский рабочий называет компанию, в которой он работает, в ответ на вопрос о своём занятии.
Практика показывает, что работники, длительное время работающие вместе, создают атмосферу самомотивации и самостимулирования. Управление при этом носит в основном рекомендательный характер — в этих условиях не следует слишком четко определять круг обязанностей каждого, потому что каждый готов делать то, что необходимо. [9, с. 226]
Как известно, американская модель основана на принципах индивидуализма, которые во многом обусловлены национальными особенностями самих американцев. Американский менеджер - высококвалифицированный специалист, который быстро принимает решения и готов легко сменить работу, если зарплата выше. Все люди любят считать и зарабатывать деньги, а американцы больше других. При этом главными качествами американского менеджера является настойчивость, целеустремленность и желание довести начатое до логического конца. Много лет в американской модели менеджмента использовался лишь авторитарный стиль управления, но сегодня все изменилось.
Сравним особенности подходов к управлению, характерных для американской и японской школ менеджмента. Средства достижения успеха:
- в японской школе менеджмента огромное значение придается средствам достижения целей: искренность намерений, чистосердечность ценится независимо от результата;
- для американской школы характерна значимость именно результата. Героем признают любого достигшего успеха, независимо от использованных им для этого средств.
Направленность действий:
- в японской школе наблюдается направленность на служение людям, обществу - альтруизм, как возможность сделать себе имя;
- в американской школе даже в действиях, направленных на пользу общества, прослеживается поиск личной выгоды.
Решение проблем:
- в японской школе менеджмента базируется на поиске компромисса, примирения, переговоров, стремление избегать раскола, добиваться «гармонии», постепенного сближения позиций друг друга;
- для американской школы менеджмента характерно решение проблем в борьбе с партнером, в спорах, где каждая сторона настаивает на своем.
Отношение к прибыли:
- для японской школы менеджмента характерно отсутствие серьезной заботы о быстрой прибыли, стратегически управление нацелено на обеспечение стабильно растущей прибыли в долгосрочной перспективе;
- американская школа менеджмента отличается тем, что компании постоянно вынуждены доказывать, что они прибыльны, иначе сотрудники лишатся работы.
Связь работника с предприятием:
- в японской школе менеджмента - высокая, пронизанная отношениями преданности и взаимной ответственности работника и предприятия, и подразумевающая, в том числе, пожизненный наем работников;
- в американской школе менеджмента связь напротив низкая. В ней отсутствует отношения преданности и взаимной ответственности. Для нее характерна частая смена работы. [15, с. 54]
Таким образом, сравнение характеристик управления, характерных для американских и японских школ менеджмента, показывает принципиальные различия как в достижении успеха, так и в направлении и технологиях ведения бизнеса. Кроме того, в случае российского общества японский подход следует считать не только более приемлемым, но и ориентиром во многих отношениях.
3.2 Концепция социального рыночного хозяйствования
Термин «социальное рыночное хозяйство» впервые обосновал и ввел в обращение в 1946 г. Альфред Мюллер-Армак, профессор экономики, с 1958 по 1977 гг. член управленческого совета Европейского инвестиционного банка, ближайший сподвижник Людвига Эрхарда, творца германского «экономического чуда». Он отмечал, что данная формулировка изначально вызвала удивление, так как 1946 г. характеризовался экономическим контролем сферы социального обеспечения, и странно было видеть в рыночной экономике формирование лучшего порядка для широких масс населения. В связи с этим было особо отмечено, что «социальное рыночное хозяйство представляет собой социально-экономический порядок», при котором «целенаправленно организованная экономика свободного рынка, сохраняемая посредством регулирующей систему конкуренции, дает более надежную гарантию социального прогресса — особенно потому, что социальный прогресс на базе свободной системы, посредством сознательной выработки мер, соответствующих принципам свободного рынка, и перераспределения доходов через государственный бюджет, когда развитие конкуренции формирует экономическую базу для социальных мер, может быть организован более эффективно». [16, с. 54]
Теоретические взгляды Эрхарда были основаны на теории «социального рыночного хозяйства», возведенной в ранг официальной государственной доктрины и являвшейся основой экономической программы. По мнению Эрхарда, социальное рыночное хозяйство с самого начала было не только теорией, но и практическим методом, позволившим радикально изменить облик страны.
По своим теоретическим установкам концепция «социального рыночного хозяйства» была близка к кейнсианской теории косвенного регулирования. В 50—60 гг. в Европе широко была распространена хозяйственная политика, предложенная английским экономистом Дж. М. Кейнсом (1883—1946) и усовершенствованная его последователями.
Идеология «социального рыночного хозяйства» была использована Эрхардом для обоснования концепции «сформированного общества», целью которого объявлялось преодоление плюрализма противоречивых общественных интересов путем приведения их к общему знаменателю всеобщего благополучия. Эрхард осуществил полноценную и полнокровную экономическую реформу, основанную на принципе социальной ориентации рынка, которая предполагала прежде всего выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности. [9, с. 212]
Социальная ориентация рынка предполагала включение в его механизм специальной системы социальной защиты населения. По мнению Эрхарда, социальная политика — это политика не в угоду миллионерам, а политика для миллионов. [9, с. 213]
При этом четко разграничивалось, с одной стороны, милосердие к слабым, обеспечение им общественной защиты и поддержки, и, с другой стороны, обеспечение свободы и самостоятельности сильным, т.е. лицам, которые в силу своих способностей и мастерства могли самостоятельно добиться успехов в жизни.
Концепция Л. Эрхарда о «социального рыночного хозяйства» имеет много общего с концепцией другого теоретика социал-демократии, нобелевского лауреата Гуннара Карла Мюрдаля, создателя так называемой модели шведского социализма. В течение почти 70 лет социал-демократы всегда были у власти в Швеции, стране, где уровень материального и социального обеспечения граждан высок. Мюрдаль был сторонником социальной ориентации рынка, социально регулируемой экономики, теории социального государства и социального партнерства.
После Второй мировой войны в конституциях некоторых западных держав (Германии, Швеции, Италии, Франции и т. Д.) появилась формула социального государства. Конституция Российской Федерации (ст. 7) также устанавливает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. К сожалению, систематическая реализация этой нормы еще не началась, а социальные проблемы в стране становятся все более острыми.
Ожидаемая концепция менеджмента на основе когнитивных технологий
Развитие концепций менеджмента последующих периодов, формирующихся в рамках малых циклов экономической активности К. Жугляра, и циклически повторяют свои черты в рамках больших циклов экономической активности (ЭА) Н. Д. Кондратьева.
Результаты систематизации на основе проведенных исследований концепций менеджмента, привязанных к малым циклам экономической активности К. Жугляра, и изменяющихся в рамках больших циклов экономической активности (ЭА) Н. Д. Кондратьева, характеризующих технологические уклады (ТУ), приведены в таблице . [17, с. 19]
Таблица
Результаты систематизации концепций менеджмента, привязанных к малым циклам экономической активности К. Жугляра, и изменяющихся в рамках больших циклов ЭА Н.Д. Кондратьева, характеризующих ТУ
Фазы ТУ и ЭА |
Большие циклы ЭА Н.Д. Кондратьева и соответствующие им ТУ |
||||
1870-1920-е г.г. – третий ТУ |
1920-1970-е г.г. – четвертый ТУ |
1970-2020-е г.г. – пятый ТУ |
2020-2070-е г.г. – шестой ТУ |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Фазы ТУ, определяемые малыми циклами экономической активности К. Жугляра |
Кризис, соответствующий области минимума ЭА |
1870-1880 –е г.г. Начало формирования концепции научного управления |
1920-е г.г. Концепция административного управления |
1970-е г.г. Концепция ситуационного подхода к управлению |
2020-е г.г. Концепция комбинаторного подхода к управлению |
Начало подъема ЭА |
1880-1890–е г.г. Формирования основных положений концепции научного управления |
1930-е г.г. Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений |
1980-е г.г. Концепция культуры управления |
2030-е г.г. Концепция управления на основе использования человеческого капитала |