Файл: История развития менеджмента (Индустриальный этап развития менеджмента).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 482

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3 Концепции менеджмента конца XIX – XX века

Развитие менеджмента предопределено очень длительной историей. Это — эволюционный непре​рывный процесс, получивший как практическое, так и теоре​тическое воплощение. Остановимся на нем подробнее. К кон​цу XIX—началу XX в. появились первые серьезные работы, в которых сделана попытка научного обобщения накопленно​го опыта и формирования самих основ науки менеджмента. Это явилось объективной реакцией на потребности промыш​ленного развития, которое все больше приобретало характер массовый — массовое производство, массовый сбыт, ориен​тация на рынки большой емкости и крупномасштабную ор​ганизацию в форме мощных корпораций и акционерных об​ществ. Предприятия-гиганты остро нуждались в более раци​ональной организации производства и труда, в четкой и вза​имосвязанной работе всех подразделений и служб, менедже​ров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами и стандартами. [5, с. 16]

Ф. Тейлор стал основоположником научного направления и практической системы действий по организации разумной организации труда. [8, с. 47] Опуб​ликование им в 1911 году книги «Принципы научного управле​ния» послужило признанием менеджмента в качестве науки и самостоятельной области исследований. [5, с. 16] Заслугой родоначальника «научного менеджмента» Ф. Тейлора было то, что он впервые предложил систематизированный подход к рациональной организации труда. Он сформулировал четыре принципа управления:

- научный подход к выполнению каждого элемента работы;

- научные критерии при подборе и обучении работников;

- сотрудничество с рабочими в применении рациональных методов организации труда;

- распределение ответственности за результаты между менеджерами и рабочими. [6, с. 54]

При этом Ф.Тейлор исходил из подхода, со​гласно которому существует единственный наилучший путь выполнения работы и задача состоит в том, чтобы с помощью научных методов открыть этот путь. Но ответственность ме​неджмента не завершается с разработкой стандартного метода для каждого вида работы, поскольку менеджеру вменяется в обязанность подобрать работников, которые физически и ум​ственно способны выполнить конкретную работу. Важная за​дача, стоящая перед менеджментом, состоит также в том, чтобы соединить в единый узел способных работников с наи​более эффективными методами выполнения трудовых опе​раций посредством специальной подготовки этих работни​ков. Тем самым Тейлор стремился в максимальной степени снизить трудовые издержки и повысить производительность труда. [5, с. 17] А. Файоль предложил классическую административную теорию. Согласно данной теории была введена и объединена с бюрократией на общей организационной основе терминология администрирования [8, с. 48] А. Файоль рассматривал управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций (он выделил: планирование, организовывание, руководство, координацию и контроль). Впоследствии другие авторы уже дополняли этот состав функций либо предлагали свои варианты. [6, с. 54]


Немаловажный вклад в научную теорию управления вне​сли супруги Ф. и Л. Гилбреты. Суть подхода, предложенного ими состояла в том, чтобы свести каждый вид труда к воз​можно наименьшему числу основных движений. Результаты исследований Гилбретов были использованы для разработки и утверждения стандартов выполнения трудовых операций. [5, с. 17]

В настоящий момент можно выделит 9 этапов в развитии менеджмента:

I этап - связан с учением Ф. Тейлора в книге «Принципы научного управления». В ней он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Повышение эффективности деятельности - научный подход к организации производства.

II этап - появилась классическая (административная) школа управления, родоначальником который стал А. Файоль. Административная школа стала второй в хронологическом порядке школой управления. Целью являлось создание универсальных принципов управления, следование которым приведет к успеху. Приверженцы данной школы концентрировали внимание не на отдельном рабочем, а на организации в целом. Они делали акцент на таких «функциях менеджмента как планирование, организация, командная цепочка, координация и контроль производительности труда рабочих» [1, с. 41]

III этап - «неоклассический», нарождается и начинает развиваться школа «человеческих отношений», развитие которой связано с именем ученого Э. Мейо. На этом этапе апробируется социологическая концепция групповых решений. Повышение эффективности деятельности - развитие человеческих взаимоотношений в процессе организации производства. [3, с. 84]

Э. Мэйо стал широко известен благодаря руководимым им «хоуторнским экспериментом» на предприятиях фирмы «Уэстерн Электрик». Впервые на основе огромного эмпирического материала было доказано, что возникающие в процессе работы особые отношения между людьми (в частности неформальные связи, регуляторы группового поведения) создают возможности резкого увеличения производительности труда. [6, с. 57]

IV этап - относится к периоду 1940 - 1960 гг. В эти годы происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.

Повышение эффективности деятельности - социальный подход к управлению. [3, с. 84] Одним из ранних и наиболее выдающихся ее представителей был А. Маслоу, который выдвинул оригинальную концепцию «иерархии потребностей» личности, ставшую основой многих теорий мотивации. Среди наиболее признанных авторов этого направления следует отметить Р. Лайкерта (стили руководства). [6, с. 57]


V этап управленческой мысли развивается в 1970 - 1980 гг., происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений. Этот процесс успешно развивается по настоящее время. Повышение эффективности деятельности - использование экономико-математических методов в управлении.

VI этап - можно отнести к периоду 1970 - 1980 гг. Учеными -управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к тому, что организация - это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде (организации) нужно искать во внешней среде. Повышение эффективности деятельности - системный подход к управлению.

VII этап относится к 80-м гг. ХХ века, которые ознаменовались появлением новых подвидов в управлений, неожиданным для многих открытием "организационной структуры", как мощного механизма управления, особенно успешно использованного Японией и другими странами, с важнейшими по силе воздействия управленческими методами. Повышение эффективности деятельности - рационализация организационных структур управления.

VIII этап - относится к 90-м гг. ХХ века. На этом этапе просматриваются три основы повышения эффективности:

- акцент на материально-технической базе производства;

- усиление внимания к организационной культуре и к различным формам демократизации управления;

- локомотив развития - конкурентная борьба. [3, с. 84]

IX этап - наше время. Этот период движения менеджмента связан с управлением в условиях рынка. Он обеспечивает ориентацию компании на удовлетворение потребностей рынка, на запросы конкретных потребителей, на организацию производства тех видов продукции, которые пользуются спросом и способны приносить фирме прибыль.

Резюмируя изложенный материал, можем сделать вывод, что менеджмент имеет многовековую историю, он развивался параллельно с развитием производственно-экономических отношений, однако как отдельная и самостоятельная наука выделился около 150 лет назад. В результате развития менеджмента как науки и отрасли деятельности выделилась профессия - менеджер, значимость которой увеличивается на протяжении последнего столетия. Этой профессии характерны такие важные качества как инициативность, ответственность, организованность Современный менеджер должен иметь способность решать задачи, обладая не только экономическими знаниями, но и психологией, разбираться в новейших информационных технологиях.


2 Развитие менеджмента в России

2.1 Зарождение и развитие менеджмента в Российском государстве

Началу зарождения управления в Российском государстве способствовал переход от феодальной раздробленности к единому государству, где формировался общенациональный рынок, a сословная монархия модифицировалась в абсолютное самодержавие. Укрепление дворянского землевладения и закрепощение крестьян давало большую возможность для дворянства перед боярской знатью.

В недрах феодального общества возникали и развивались но​вые экономические явления, подрывавшие основы натурально​го хозяйства и способствовавшие неуклонному развитию про​стого товарного производства. Это приводило к росту городско​го населения и купечества. Крупные вотчины и поместья начи​нают производить все больше сельскохозяйственных продуктов для сбыта, одновременно организуя производство промышлен​ных изделий. Во многих поместьях были основаны поташное, винокуренное, кожевенное и полотняное производства. Все бо​лее активно втягивались в рыночные отношения и крестьянс​кие хозяйства. Однако ремесленное производство уже не могло обеспечивать возрастающие запросы рынка, особенно в связи с быстрым ростом городского населения. В России появляются крупные промышленные предприятия — мануфактуры. [9, с. 11]

О появлении менеджера как управляющего можно говорить с момента первоначального накопления капитала, развития товарно-денежных отношений, с появлением первых мануфактур. [10, с. 29]

Важную роль в развитии экономической политики и системы государственного управления середины XVII в. сыграл Афана​сий Лаврентьевич

Ордин-Нащокин (ок. 1605—1680) — сторон​ник укрепления централизованного аппарата государственного управления, активно выступавший против боярского местни​чества и заботившийся об улучшении организации управления на местах. Ордин-Нащокин сделал попытку ввести городское самоуправление в западных приграничных городах России. Про​водя реформы в Пскове, он поставил задачу оградить и укре​пить его экономические позиции в борьбе с иностранным тор​говым капиталом. Реформа резко ограничивала функции вое​вод, оставляя в их ведении лишь дела о разбоях и убийствах. Опору монархии он видел в союзе дворянства с купечеством против боярства, защищавшего отжившие порядки. [9, с. 12]


В представлении Ордин-Нащокина, народное хозяйство того времени должно представлять собой единый механизм, отдельные элементы которого взаимодействуют между собой. Это заметно отличало его от других эконо​мистов, которые сосредоточивали свое внимание главным об​разом на отдельных вопросах или отраслях народного хозяйства.

Выступая за активное вмешательство государства в экономи​ку, Ордин-Нащокин в то же время первым из русских эконо​мистов поставил вопрос о развитии (используя современную терминологию) не только государственного менеджмента, но и менеджмента на микроуровне. [9, с. 13]

В конце XVII начала XVII реформы Петра I затронули не только общественную и личную жизнь различных сословий, но и абсолютно все аспекты управления государством. Петр I понимал государство как направляющую силу разви​тия экономики, а законодательство считал мощным рычагом реализации намеченных программ. Поэтому издание указов, регламентов, инструкций по претворению их в жизнь было важной формой государственной деятельности. Иначе говоря, то, что теперь признано государственным менеджментом, в петровскую эпоху использовалось в значительной мере и весьма продуктивно. [9, с. 20]

В ту эпоху видным русским экономистом-управленцем являлся Иван Тихонович Посошков (1652-1726 г.г.), который развил личную предпринимательскую деятельность и имея разносторонний и богатый жизненный опыт испытал потребность в самовыражении. Основное внимание он уделял регулированию хозяйственной жизни, которое отразил в своих трудах «Книга о скудности и богатстве» и «Завещание отеческое к сыну своему».

Экономические взгляды Посошкова отражали идеи меркан​тилизма, хотя он не был знаком с трудами западных экономи​стов своего времени. Идеи Посошкова отражают специфику и особенности России, а потому имеют немало отличий от западных. Принципы Посошкова об улучшении управления экономикой исходили из решающей роли государства в руководстве хозяй​ственными процессами. [9, с. 25]

В постпетровский период в российской экономике развива​лись 2 противоположные тенденции: ослабление и отмена крепост​ного права, сдерживавшего развитие капиталистических отно​шений; усиление крепостничества и укрепление дворянства. Идеи управления государством и экономикой в то время активно выдвигали такие деятели и учёные как А.П. Волынский (1689-1740 г.г.), В.Н. Татищев (1686-1750 г.г.), М.В. Ломоносов (1711-1765 г.г.), Д.А. Голицын (1734-1803 г.г.) и А.Н. Радищев (1749-1802 г.г.).

А.П. Волынский составил обстоя​тельный проект «Генеральное рассуждение о правлении госу​дарственных дел», в центре которого были экономические воп​росы. Весьма актуальным для современной экономической поли​тики вспомнить советы В.Н. Татищева не допускать к вывозу за гра​ницу золото и серебро в слитках, монете и посуде, а разрешать вывоз лишь таких изделий, в цене которых стоимость обработ​ки составляет не менее половины; «таковые пропущать не вред​но».