Файл: Общетеоретический анализ идей законности и правопорядка как юридических категорий.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.04.2023

Просмотров: 74

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Законность - это режим, которым обеспечивается последовательная борьба с правонарушениями, осуществляется всесторонняя охрана прав и интересов личности, общества и государства. Под законностью понимается строгое и неукоснительное соблюдение всеми субъектами права, существующими в государстве, законов и основанных на них подзаконных нормативных актов. Законы должна уважать, прежде всего, власть, иначе законность окажется неполной, ограниченной, а власть - не правовой[18].

Таким образом, сущность законности и правопорядка в демократическом правовом государстве состоит в обеспечении этим государством реальности права, в том, что все без исключения субъекты общественных отношений руководствуются принципом строгого соблюдение предписаний законов и других нормативных актов, добросовестно выполняют возложенные на них юридические обязанности, беспрепятственно и в полной мере используют свои субъективные права.

Законность и правопорядок имеют очень важное значение, как для государства, так и для каждого гражданина, в том числе в условиях любого государства, стремящегося стать демократическим и правовым, поэтому их укрепление - одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция.

На основе анализа исследования, можно утверждать, что существенными признаками демократического государства является правопорядок и законность. Правопорядок представляет собой состояние реализации субьективных прав и выполнение юридических обязанностей участниками правоотношений; законность – это режим социально-политической и правовой жизни общества, в котором господствует четкое и неукоснительное соблюдение законов и основанных на них подзаконных актов всеми субъектами права, а также обеспечивается демократический характер правотворчества, правореализации и правоохраны.

2.2 Основные направления укрепления законности и правопорядка в российском государстве

Механизм укрепления законности и правопорядка представляет собой систему мероприятий, направленных на достижение одной общей цели: предупреждение нарушений закона и правового порядка, устранение и ликвидация причин и условий, порождающих их. Способы укрепления этого позитивного явления правовой жизни задаются самой спецификой этого феномена и спецификой тех явлений, которые ним охватываются. Поэтому механизм укрепления правового порядка и законности должен осуществляться по нескольким направлениям[19].


Идеологическое направление включает в себя разработку правовой идеологии, повышения уровня общественного и правового сознания, правовой культуры, правового образования населения и тому подобное. Расслоение общества и отсутствие четкой государственной идеологии обуславливают разрушение общей системы ценностей и способствуют тому, что каждая прослойка общества имеет собственные ориентиры надлежащего поведения[20].

Правовые предписания, установленные государственными органами, но которые не имеют поддержки у населения, не всегда рассматриваются как приоритеты при определении модели поведения. Любая идеология должна иметь исторический аспект, если она хочет претендовать на научную обоснованность. Именно поэтому мы не вправе забыть опыт прошлых лет. Нации важно осмыслить осознать традиции права со всеми его положительными и отрицательными моментами. Это позволит национальной правовой идее остаться в духовных координатах отечественного правосознания, то есть развить национальное правосознание.

Для повышения уровня общественного и правового порядка мы должны учитывать также достояние общемировой юридической традиции и позаимствовать из этого опыта лишь то, что поможет изменить отечественную социально-правовую действительность в лучшую сторону.

Преодоление правового нигилизма и создание условий для повышения уровня правосознания и правовой культуры населения, активного и сознательного участия граждан в осуществлении реформ сегодня является первоочередной задачей общества и государства на пути развития в России правового государства. Однако, нацеленность на развитие демократического общества правового государства еще не является гарантией достижения провозглашенных целей. Личность в демократическом обществе больше полагается на собственные силы и возможности, а государство рассматривается как арбитр, который строго охраняет индивидуальную свободу безопасность собственность своих граждан и действует в соответствии с требованиями права.

В процессе формирования надлежащего уровня правового сознания и правовой культуры общества с целью преодоления нигилистических предпосылок, нужно все же сосредоточиться на формировании у каждого человека позитивно-правовых знаний и психологических механизмов уважения к праву в структуре правосознания, определение, которое требует научного понятия теоретической модели и концепции формирования правовой культуры лица.


Поэтому в государстве должна постоянно расти мотивация активного формирования правового сознания и правовой культуры всех субъектов общественных отношений, поскольку без них невозможно воплотить в жизнь поставленную цель, построить гражданское общество.

Правовая культура граждан является основой фундаментом нового общества в России. Ведь граждане являются единственным фактором способным образовывать государство и правопорядок, приводя в действие Конституцию РФ и законодательство. Успешное решение этих задач зависит от многих факторов, но в основном от уровня организации правового образования и воспитания населения страны[21].

Можно утверждать, что существует следующая закономерность: каждый народ имеет такое право, которое определяется его правовой культурой. Поэтому принцип недопустимости нарушения прав может быть воплощен в жизнь только при условии надлежащей правовой культуры граждан. В связи с изложенным, считаем, что правовое воспитание должно стать отправной точкой для организации мер укрепления законности и правопорядка в целом.

Учитывая, что право функционирует в обществе не изолированно от других сфер человеческого сознания и культуры, в том числе и религии нельзя не учитывать ее влияние, тем более что особенностью российской действительности является ее многоконфессиональность, многообразие религиозных верований. На первый план здесь выступают общечеловеческие ценности «не убивай», «не кради», «не произноси ложного свидетельства на ближнего» и т.д. Исповедание христианской идеологии должно способствовать укреплению правопорядка и общественного порядка в целом. От культуры человека в широком понимании этой категории зависит, отношение его к праву, как он будет пользоваться законодательством, принятым в государстве, как будет осуществлять свои права и уважать свободы других. По нашему глубокому убеждению культивация этих идеалов будет способствовать воспитанию граждан в духе уважения к правам и свободам других лиц и праву в целом.

Одной из форм существования социальной культуры человека является доктрина, в том числе правовая. Поэтому на современном этапе актуальным является повышение роли научного доктринального толкования законодательства при осуществлении правосудия. Науковизация судопроизводства должна способствовать реализации принципа независимости судей, поскольку действительно независимым от чьего-либо произвола судья может быть только тогда, когда он способен принимать правильное решение по тем или иным проблемам. А содействие правильному решению проблем и является назначением науки, в том числе и юридической. Выводы ученых в случае возникновением проблем в применении судами действующего законодательства, безусловно, повысят качество судопроизводства и будут благоприятно влиять на состояние законности и правопорядка в государстве, а также станут эффективным элементом в механизме противодействия их нарушений.


Нормативно-правовое направление укрепления законности и правопорядка, направлено на повышение качества законодательства и правотворческой техники, соответствия норм права принципам права. Придерживаемся точки зрения, что несовершенство и противоречивость отечественного законодательства негативно сказывается на работе всех ветвей власти, значительно усложняет решение задач, стоящих перед ними, существенно снижает способность правовых актов эффективно урегулировать общественные правоотношения, ослабляет режим законности, негативно влияет на уровень правопорядка в стране, мешает реализации прав и свобод человека, снижает авторитет закона среди граждан, и, в свою очередь приводит к нигилистическим настроениям.

Несовершенство законодательства также способствует и злоупотреблению правами. Коллизии между правовыми нормами ведут к нарушению системности правового регулирования, тем самым снижается егоэффективность, создается благоприятная почва для злоупотребления. Противоречивость законодательства становится своеобразным катализатором, побуждающим, подталкивает индивида с неустойчивым правовым сознанием к совершению правонарушений [22].

Попробуем выделить основные мероприятия, которые были бы эффективными механизмами противодействия таким нарушениям в пределах данного направления.

Считаем, что пора ставить вопрос повышения социального статуса юридического долга. Не следует концентрировать внимание исключительно на идее прав человека и гражданина. На сегодня существует достаточно большое количество всевозможных международных деклараций, конвенций, пакетов внутригосударственных документов о правах человека и гражданина. В современной Конституции РФ отсутствует концепция обязанностей гражданина. Второй раздел Основного закона, фактически посвященный правам человека и только четыре статьи посвящены обязанностям[23].

Чрезмерное акцентирование прав человека при оттеснении на задний план обязанностей или пренебрежении к ним во многих случаях приводит к обострению желания человека осуществить свои права немедленно и в полном объеме, что может привести к нарушению свободы других лиц. Конечно, в вопросах соотношения и взаимодействия прав и обязанностей не нужно впадать в крайности, культивируя одно или другое. В этой ситуации чрезвычайно важным является соблюдение баланса.

На сегодня ни один из процессуальных кодексов не предусматривает ответственности за совершение злоупотребления правом. Указанные кодексы только устанавливают, что лица, участвующие в деле, обязаны добросовестно пользоваться своими процессуальными правами Отрицательные же последствия, как правило, имеют ограниченную эффективность.


 Предусматривается также необходимость поднятия уровня правоприменения и улучшение уровня законодательной техники, с целью обеспечения максимально возможного объема реализации норм права на уровне использования, выполнение и соблюдение норм права. Одним из актуальных вопросов является исследования проблем терминологического аппарата в российском законодательстве. Роль юридических терминов в праве чрезвычайно велика. Они являются важнейшим средством законодательной техники. Чем богаче терминологический фонд, чем подробнее обработана и шире используется специальная законодательная терминология, тем в большей степени достигаются устойчивость, определенность и лаконичность закона. Использование и применение терминологического аппарата должно соответствовать определенным правилам и требованиям. Соблюдение этих требований позволит эффективно толковать и применять нормативно-правовые акты, повысит их понимание, будет способствовать четкости и определенности их формулировок и тем самым будет эффективным механизмом укрепления законности и правопорядка.

Следующим весомым элементом укрепления законности и правопорядка в рамках данного направлении является обеспечение государством надлежащего уровня правового информирования граждан. Отсутствие отлаженной системы информирования населения о правах и свободах человека и гражданина, способах их защиты, низкий уровень правовой культуры и правового сознания, сложность процедур защиты нарушенных прав и свобод приводит к снижению процента граждан, которые должным образом реализуют и защищают свои права, свободы и законные интересы[24].

Нормативно-правовые акты, принимаемые без учета мнения и интересов населения вызывают чувство обиды, несправедливости, бесправия и невозможности повлиять на события, происходящие в обществе.

Большой вклад в построение правового государства в России делается в неправовых формах влияния на общее правосознание и правовую культуру населения. Публичное информирование в средствах массовой информации об уровне преступности в государстве, причины и условия совершения общественно опасных посягательств, состояние законности реагирования органов прокуратуры на правонарушения, ход расследования отдельных резонансных преступлений, при условии правильного содержательного построения сообщений, эффективного использования информационного пространства является рычагом формирования необходимой настройки социума на правомерное поведение, утверждения активной гражданской позиции о недопустимости правонарушений, преодоления правового нигилизма и укрепления законности и правового порядка [25].