Файл: Общетеоретический анализ идей законности и правопорядка как юридических категорий.pdf
Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА
1. 1Законность как многоаспектное явление, ее функции
1.2 Понятие и сущность правопорядка
2. ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
2.1 Соотношение правопорядка с законностью и демократией при построении правового государства
2.2 Основные направления укрепления законности и правопорядка в российском государстве
В классической западной юриспруденции традиция отождествления права и правопорядка основывается на понимании права как закона в действии (англ. - Law in action). Право является не абстракцией, а осуществляемым и эффективным нормативным порядком. Эта традиция является присущей самым различным правовым школам, прежде всего потому, что дает возможность преодолевать позитивистские подходы через утверждение права как «общего образа действий», «живого права», «настоящего права» и др.
Единство права и правопорядка коренится в самом широком смысле права, которое, по мнению С. С. Алексеева, составляет то, что оно (право) дает признанную в данном обществе, его практической жизни обоснованность, оправданность определенного поведения людей, свободы (возможности) такого поведения. Причем обоснованность, оправданность, которые так или иначе признаны в обществе, в его практической жизни. Или иначе: о праве (в самом широком смысле этого слова) можно говорить там, где для определенного поведения и поступков, существует их реальные возможности, утвердилось и осуществляется в жизненной практике достаточное и признанное основание[9]. Такого основания недостаточно только как системы нормативных регуляторов, получивших необходимую легитимацию в обществе (позитивное право). Известно немало примеров, когда положения права так и оставались декларациями, благими намерениями из-за отсутствия поддержки социально-правовой практикой. Эта практика, которая образуется из совокупных правовых поступков различных субъектов права, актов правореализации и правоприменения, правовых отношений, и составляет еще один необходимый компонент такого основания, который, собственно, и является правопорядком.
Еще одним компонентом является общественное правовое сознание и правовая культура. В функциональных характеристиках права также проявляется единство права и правопорядка. Только в том случае человек в будущем сможет сознательно заниматься какой-то деятельностью, организовывать свой труд, создавать семью, только в том случае он может рассчитывать на сохранение того, что получил, если сегодня он может предвидеть последствия своих поступков[10]. Прогнозируемость человеческого существования основывается на системе реальных, упорядоченных правом общественных отношений, которые являются общепринятыми, надежными и легитимными предпосылками проспективной активности людей.
Итак, правопорядок является воплощением возможной и необходимой человеку безопасности, которую содержит и обеспечивает право. Право и правопорядок объединяет еще одно необходимое для их существования субстанция - свобода. Весьма ценными для постижения единства права и правопорядка являются рассуждения О.Э. Лейста, который отмечал, что в основе права лежит свобода как характерный признак личности. Таким образом, пишет О.Э. Лейст, свобода отдельного человека, как право, а не сила только, прямо зависит от признания равного права всех остальных. Отсюда мы получаем основное определение права: право есть свобода, обусловленная равенством. В этом основном определении права индивидуалистическое начало свободы неразрывно связано с общественным началом равенства, так что можно сказать, что право есть не что иное, как синтез свободы и равенства[11]. Право без свободы выступает как противоположность самому себе, то есть насилием. Правопорядок же без свободы сохраняет только внешнюю форму, видимость упорядоченности жизнедеятельности людей. Итак, это уже вовсе и не правопорядок, так как в нем отсутствует само право.
Таким образом, приведенные мнения и соображения выдающихся философов и юристов о соотношении права и правопорядка могут свидетельствовать не столько о доктринальные проблемы их разграничения, сколько, главным образом, о «генетической» их взаимосвязанности и даже целостности: у права без правопорядка нет реального воплощения в жизни людей, а правопорядок без права немыслим, потому что если в каком-то случае порядок без права и может быть обеспечен, то это уже будет не правопорядок, а какой-то другой порядок.
В определенном смысле правопорядок является составляющей права - и как воплощение правовых нормативов в практике общественных отношений, и как достижение цели права - обеспечение свободы и справедливости, и как основы упорядоченности, надежности и безопасности существования личности и общества.
2. ПУТИ УКРЕПЛЕНИЯ ЗАКОННОСТИ И ПРАВОПОРЯДКА В РОССИЙСКОМ ГОСУДАРСТВЕ
2.1 Соотношение правопорядка с законностью и демократией при построении правового государства
В политической сфере демократия возникает саморегулирующейся системой, которая состоит из различных социальных институтов. Непременным преимуществом существования демократии является ее направленность на обеспечение построения государственной власти на основе принципов гласности, выборности, подконтрольности, разделения власти на ветви, плюрализма, принятие решений большинством с учетом прав и интересов меньшинства. Уникальность институтов демократии проявляется в том, что, отвечая основополагающим потребностям человека, они способны обеспечить реализацию прав и свобод человека на основе самоуважения и ответственности за свою жизнь[12].
Процесс модернизации общественных отношений является одной из характерных черт современного государственно-правового развития России. Его перспективы определяются способностью демократического политического режима решать проблемы институционализации гражданского общества. Важным признаком политической модернизации является способность государства к структурным изменениям во всех сферах общественной жизни при сохранении стабильности общества, а также привлечение широких слоев населения в политический процесс.
В современной научной литературе не существует единого мнения относительно четких критериев определения института демократии. Анализ сложившихся трактовок дает возможность определить этот институт, с одной стороны, как комплекс принципов и норм, формальных и неформальных правил, которые регулируют процессы в сфере политики, а с другой - как специфическую форму организации властной деятельности и устойчивое средство упорядоченности политических отношений, обеспечивающих стабильное, длительное функционирование политической организации общества как важного элемента политической системы[13].
Из приведенных определений видно, что институты демократии - это явления и процессы политической жизни общества, к которым относятся как сами политические учреждения, так и процессы их упорядоченного функционирования. То есть институт демократии можно определить как специфическую форму самоорганизации граждан, которая обеспечивает регулирование политических процессов с участием государства, руководствуясь правовыми нормами и принципами. Процесс закрепления и признания основными элементами правовых норм, процедур, ценностей и эталонов политического поведения, а также средств контроля за их соблюдением является институционализацией. Процесс институционализации гражданского общества происходит через формирование институтами мировоззренческой системы ценностей; вхождения в действующую правовую систему общества; инициирование новых и совершенствования действующих законодательных актов, призванных обеспечивать функционирование и развитие институтов демократии. Важным моментом становления институтов демократии является признание обществом факта их существования, а также признание их возможностей реагировать на процессы, происходящие в обществе, положительно влиять на их ход. Итак, механизм развития институтов демократии инкорпорирует интерактивные механизмы, требующие общественного признания и легитимации. Прежде всего - со стороны государственных институтов, а также со стороны институтов гражданского общества[14].
Функции демократии реализуются через ее формы и институты. Форма демократии - это ее внешнее выражение. В зависимости от того, как народ участвует в управлении, кто и как непосредственно выполняет властные функции, выделяют такие формы демократии:
1. Прямая форма демократии. Между волей народа и ее воплощением в решении нет опосредованных звеньев: народ сам участвует в обсуждении и принятии решений по управлению делами общества и государства, которые принимаются непосредственно гражданами на референдумах, собраниях и т.п.Законодательство многих стран предусматривает: непосредственные формы участия граждан в законодательстве - референдум и инициативные движения.Референдум - является прямым голосованием народа по важнейшим государственным вопросам, которое проводится с целью принятия закона или иных решений. Различают два вида референдумов. Одни из них являются своеобразным опросом, по результатам которого законы не принимаются, но власть должна учитывать его результаты[15].
2. Представительная (репрезентативная) демократия - демократия, в которой право принимать решение община реализует через избранных ею представителей, которые призваны выражать интересы своих избирателей и принимать решения в их интересах. Носителями такой формы демократии являются парламенты, другие законодательные органы власти, а также выборные представители исполнительной и судебной власти.Ни одна из этих форм демократии в «чистом виде» не существует. Поэтому современные потребности демократического развития требуют сбалансированного соотношения прямой и представительной форм демократии.
Таким образом, демократизация общества требует такой политики, которая обеспечила бы разумный компромисс между ростом политической активности граждан, с одной стороны, и сохранением првопорядка, соблюдения законности - с другой.
С точки зрения юридического подхода важно, что демократические принципы организации и функционирования государства предусматривают неукоснительное соблюдение органами власти, их должностными лицами, гражданами и их объединения требований действующего законодательства. В этом смысле не теряет своей значимости положение о том, что демократия в современном государстве не может существовать без неуклонного соблюдения требований законодательства, а режим законности, опирающийся на уважение прав человека, является важной предпосылкой и необходимой составляющей реальной демократии.
В современных условиях демократическая организация государства может быть охарактеризована как с точки зрения интерпретации сущности демократии, подчеркивающей подотчетности тех, кто осуществляет власть, тем, кем управляют (народу), так и ее конкурентной моделью, основным принципом которой является повседневное и эффективное осуществление власти, одобренной народом[16].
Демократический подход, заимствованный из арсенала классической доктрины, рассматривается в контексте достижения общего блага, предоставление народу возможности самому решать вопрос государственной и общественной жизни непосредственно и через избрание, подотчетных ему органов. Такое видение акцентирует внимание на «технике управления». Как результат, демократия должна рассматриваться и как форма государства в контексте осуществления народовластия, и как режим функционирования власти, опирающейся на законность и соблюдение прав человека.
С учетом исследуемого вопроса, важными являются положения, которые определяют, что правовой порядок в России основывается на принципах, согласно которым никто не может быть вынужден делать то, что не предусмотрено законодательством, а органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, которые предусмотрены Конституцией и законами
Управление любым государством осуществляется с помощью различных методов и средств - экономических, политических, идеологических, организационных, правовых. Среди последних важное место занимают такие, которые направлены на укрепление законности и правопорядка, без которых невозможно обеспечить нормальную жизнедеятельность общества, его граждан. Введение законов и их соблюдение - древнейший и самый цивилизованный способ управления людьми, сегодня признан всеми развитыми демократическими странами, мировым сообществом[17].
Правовой порядок и законность выступают правовой основой и средством функционирования государственной власти, демократии. Когда государство в лице уполномоченных на то органов формирует нормы права, оно закладывает в них основы правопорядка и обеспечивает их реализацию. Законность, которая возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способно обеспечить реальное равенство граждан перед законом. До тех пор, пока в обществе существует не равное положение людей в сфере производства материальных и духовных ценностей, нельзя говорить об их равенстве перед законом, и соответственно о законности. В обществе, функционирующем в режиме прочной законности, реально существует четкое разграничение и гармоничное взаимодействие законодательной, исполнительной и судебной власти. Законность является принципом деятельности государственных органов, общественных организаций, коммерческих корпораций, должностных лиц, граждан. Принцип законности присущ только демократическим государствам, поскольку он является антиподом произвола и беззакония, предполагает связанность всех органов государства правовыми нормами, действиями в их рамках и во имя их реализации.