Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 97
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и признаки политического режима
1.2. Значение политического режима
2. Классификация политических режимов
2.1. Демократический политический режим
2.2. Авторитарный политический режим
2.3. Тоталитарный политический режим
3. Становление демократического политического режима в России
Тенденции к авторитаризму усиливаются, когда перед обществом стоят новые задачи, требующие времени и большего напряжения всех социальных ресурсов.
Таким образом изучив понятие политического режима мы пришли к выводу, что под политическим режимом следует понимать правила политического взаимодействия; приемы, средства и способы осуществления политической власти; система политических отношений и институтов, характерных для конкретного государства.
С одной стороны политический режим является жизнью политической системы, а с другой – это сложная, многоплановая категория, которая охватывает целый ряд аспектов государственной жизнедеятельности общества. В связи с этим и появляется возможность классификации политических режимов по различным критериям.
2. Классификация политических режимов
2.1. Демократический политический режим
При демократическом политическом режиме гражданам государства гарантируются права и свободы, государство имеет не только права, но и обязанности по отношению к подвластному населению, может быть привлечено к ответственности. Деятельность различных политических сил строится на поиске компромисса, гласности, идеологическом и политическом многообразии.
Демократия – буквально в переводе с греческого языка означает власть народа [8., c. 75].
Под демократией также понимается [4., c. 65]:
- особенности устройства организации, основанной на равноправной роли всех ее участников в осуществлении деятельности данной организации. Так выделяют партийную, профсоюзную и т. п. демократии.
- некий политический идеал, основанный на мировоззрении и идеях равноправия и свободного участия в политической и общественной жизни страны.
- политическое движение, целью которого является установление демократического режима и соответствующих ему правовых и общественных норм поведения.
Демократический способ правления известен со времен античности и Древней Греции. Символом и родиной демократических традиций часто называют город Афины. В современном мире в значительной части государств провозглашены демократические политические режимы [13., c. 135].
Основные признаки демократии это [5., c. 104]:
- закрепленное законодательно, и отраженное в главном законе страны – в Конституции, признанное народовластие;
- сменяемость представителей главных органов власти на основе проведения свободных выборов. Демократическим может считаться то государство, где происходит периодическая смена руководителей;
- все граждане государства имеют равное право на свое участие политической жизни страны. Соблюдение данного признака обязывает иметь в стране равные избирательные права для всех граждан, возможность создавать политические партии и общественные организации. Целью таких организаций будет участие и борьба в рамках закона за власть и проведение собственной политики;
- решения принимаются большинством голосов, после этого меньшинство обязано подчиняться победившему большинству.
Основным принципом демократического правления является возможность участия граждан в управлении собственной страной, участие в формировании различных государственных властных органов, а также применение полученной власти в необходимых и одобренных законом целях [15., c. 173].
Помимо вышеназванного, можно выделить и иные принципы демократического режима. Перечислим их [17., c. 257].
- Единственным источником власти в стране является народ данного государства. Именно народ участвует в политических и общественны делах, участвует в выборах и выбирает своих представителей, которые проводят необходимую внутреннею и внешнею политику.
- Граждане принимают участие в выборах основных государственных органов своей страны, могут принимать различные решения на основе выработанного законодательства и следить за исполнением принятых решений и постановлений.
- Неким идеалом участия граждан в политической жизни страны является прямая выборная демократия. В таком случае все жители страны получают возможность осуществить свое право на непосредственное участие в решении различных политических и общественных проблем. В таком случае орган представительной власти пришлось бы сократить до минимально необходимого уровня. Однако, в современных странах с демократическим политическим режимом установлен принцип представительства граждан.
- Представительную власть осуществляют такие государственные органы как парламент страны, законодательные которые представлены в центре и в регионах. Также носителями представительной власти являются люди, которые осуществляют исполнительную и судебную власть.
Данные представители выражают интересы заинтересованных в проведении определенной внутренней и внешней политики экономических классов (буржуазия, пролетариат), общественных групп (движение «зеленые»), этнических групп (русские, евреи), религиозных организаций (христиане, мусульмане), профессиональных групп (учителя, шахтеры) и т. д.
- Права и свободы любого человека имеют превосходство над интересами государства. Государство в лице своих действующих органов должно и обязано заботиться о соблюдении интересов граждан, их защиты, а также оказания им помощи в той или иной ситуации.
Также с рождения человек обладает такими правами как право на [16., c. 291]:
- жизнь;
- свободу;
- безопасность;
- равенство;
- участие в политической жизни;
- тайну семейной и личной жизни и т. д.
В демократических странах граждане обладают большим объемом прав и свобод, которые позволяют населению страны активно участвовать в политической и общественной жизни страны. В таких странах действует принцип означающий, что все, что не запрещено законом, разрешено к исполнению [19., c. 142].
Граждане все равны в своих политических правах. То есть любой из граждан государства имеет право избирать и быть избранным на ту или иную должность. При этом права таких граждан не должны быть ограничены соответствующим решением суда данного государства.
Свободное изъявление своей поли народом на выборах в государстве, сменяемость и выборность органов государственной власти в стране.
Ключевым основанием считать режим в стране демократическим является свободное ничем не ограниченное участие граждан в выборном процессе и в целом в политической жизни в стране. Такие свободные выборы предполагают отсутствия принуждения и подтасовок на выборах.
- Только на основе принятых законов, возможно, избирать и назначать определенных людей на ту или иную должность. Также данные представители должны быть сменяемы через определенное время и их, возможно, снять в случае такого волеизъявления граждан.
Главным регулятором взаимоотношений в обществе и государстве является только закон. Демократическим государством может быть лишь страна, где присутствует верховенство закона. Государство и общество должно ограничить себя определенными рамками, что бы только право и закон имел приоритет перед государством [2., c. 253].
- Ясное и логичное разделение ветвей власти на исполнительную, законодательную и судебную. Каждая из данных ветвей власти имеет независимый друг от друга характер. При этом судебная власть в праве, отменить решения судебной и исполнительной ветви власти.
- Политические и общественные организации работают без какого – либо вмешательства со стороны государства. Существование системы многопартийности и идеологическое разнообразие позволяющее существовать различным идеологиям не нарушающие законы [11., c. 185].
- Свобода слова как возможность выражать свое мнение по поводу того или иного вопроса внутренней и внешней политики.
- Полиция, спецслужбы и армия выполняют охрану суверенитета и общественного порядка в стране.
Истории известны различные формы демократических режимов, различающихся по степени участия населения в осуществлении государственной власти.
Существует несколько теорий демократии [7., c. 126]:
- Демократия участия, которая основной своей целью ставит максимальное участие населения в политике.
- Элитарная демократия, в которой процесс принятия решений происходит путем взаимодействия демократически выбранных элит и политических лидеров, а за народом остаются только контролирующие функции.
- Мажоритарная демократия, основанная на соблюдении принципа большинства при принятии решений, на обеспечении возможности высказать свое мнение, на открытость политического дискурса.
- Консоциативная демократия характеризует взаимодействие различных экономических и культурных групп в поликультурных обществах.
Демократический режим свойственен странам, практически обеспечивающим правовой статус населения на основе стабильного правопорядка и консолидирования политико-экономических и иных гарантий конституционного строя государства.
Составлением рейтинга стран мира по уровню демократии занимается исследовательская компания The Economist Intelligence Unit (аналитическое подразделение британского журнала Economist) [21.]. Как указывается в докладе, в этом году «глобальная демократия зашла в тупик», в том смысле, что не было отмечено ни значительного прогресса, ни регресса в уровне демократии во всем мире. Однако в целом за последние годы во многих государствах отмечена общая тенденция к снижению демократических процессов. Глобальный экономический кризис акцентировал многие ранее существующие негативные тенденции в политическом развитии, особенно в Европе, а также усилил мощь авторитарных режимов по всему миру. Нынешний рейтинг-за 2018 год (опубликован в 2019 году).
Индекс демократии (Democracy Index) измеряет уровень демократии внутри государства и основан на методологии экспертных оценок и результатах опросов общественного мнения из соответствующих стран, характеризующих состояние 60 ключевых показателей, сгруппированных в пять основных категорий [21.]:
- избирательный процесс и плюрализ;
- деятельность правительства;
- политическое участие;
- политическая культура;
- гражданские свободы.
В таблице 1 представлен рейтинг стран по уровню демократии. Как видно из данной таблицы, наиболее высокий рейтинг в таких странах как Норвегия, Исландия, Швеция, Новая Зеландий, Дания, Канада и др. [21.].
Таблица 1
Рейтинг стран по уровню демократии
№№ |
Страна |
Уровень демократии |
Рейтинг |
11 |
Норвегия |
Полная демократия |
9.87 |
22 |
Исландия |
Полная демократия |
9.58 |
33 |
Швеция |
Полная демократия |
9.39 |
4 |
Новая Зеландия |
Полная демократия |
9.26 |
35 |
Дания |
Полная демократия |
9.22 |
76 |
Канада |
Полная демократия |
9.15 |
77 |
Ирландия |
Полная демократия |
9.15 |
88 |
Финляндия |
Полная демократия |
9.14 |
99 |
Австралия |
Полная демократия |
9.09 |
110 |
Швейцария |
Полная демократия |
9.03 |
2.2. Авторитарный политический режим
Авторитарный (военный, корпоративный, дототалитарный, постколониальный, этническая квазидемократия). Данным термином обозначаются многочисленные режимы, основанные на подчинении населения неограниченной власти определенной немногочисленной группы лиц [5., c. 111].
Авторитаризм – это разновидность политического режима, при котором политическая власть сосредоточена в руках конкретного лица в одном политическом институте (партия, класс, элитная группа); реальное участие народа в политической жизни авторитарного государства минимально; для данного политического режима свойственны командно-бюрократические методы управления [14., c. 316].
При авторитарном режиме допустим ограниченный, жестко контролируемый плюрализм в политических действиях и мнениях. От социальных масс, в целом, не требуется особой демонстративной преданности властным структурам, но в то же время широкое участие общества в принятии политических решений отсутствует. Авторитарная власть беспощадна к реальным политическим конкурентам действующему режиму.