Добавлен: 01.04.2023
Просмотров: 94
Скачиваний: 1
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и признаки политического режима
1.2. Значение политического режима
2. Классификация политических режимов
2.1. Демократический политический режим
2.2. Авторитарный политический режим
2.3. Тоталитарный политический режим
3. Становление демократического политического режима в России
ВВЕДЕНИЕ
С древних времен вопросы, которые касаются политической жизни государства, остаются актуальными. С появлением государства вопросы о том, какими методами, средствами и приемами должна осуществляться власть не теряют своей значимости. Более того, вопросы о том, какие механизмы являются результатом совмещения методов, средств и приемов относятся к категории преобладающих в числе вопросов, исследуемых отраслями науки, предмет которых составляет дефиницию о сущности государства.
Тема нашего исследования актуальна в связи с тем, что на сегодняшний день в России происходят структурные и системные изменения. В мировом сообществе наша страна является государством, чем исторический опыт представляется достаточно показательным и бесспорно уникальным. В настоящее время наше государство пришло к необходимости установления демократического режима, вследствие чего оно находится в поиске наиболее эффективных путей своего движения от одних политических идеалов к противоположным.
Исследованием политических режимов занимались такие отечественные ученые как С.В. Бошно, С.А. Комаров, Б.А. Стародубский и др. Они изучали понятие политического режима, его основные признаки, а также рассматривали виды политического режима.
Цель исследования – анализ теоретических представлений современных ученых о понятии, сущности политических режимов, а также общественные отношения, складывающиеся между властью государства и обществом в странах с демократическими и антидемократическими политическими режимами.
Для реализации этой цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть понятие, признаки и дать общую характеристику политического режима;
- рассмотреть принципы политического режима: понятие, виды, характеристика;
- дать общую теоретико-правовую характеристику демократического политического режима;
- рассмотреть авторитарный и тоталитарный политические режимы.
- рассмотреть развитие демократии в России.
Объектом данного исследования являются общественные отношения в сфере приемов и методов осуществления власти в разных видах политических режимах.
Предмет исследования – политический режим в разных государствах.
Методологическую основу исследования составили общенаучные методы (диалектический, формально-логический, структурно-функциональный, анализа, синтеза, дедукции, индукции) и специальные (историко-правовой, сравнительно-правовой) методы познания.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследования могут быть также использованы в качестве основы дальнейшей научной разработки как общих проблем политического режима в России.
Структура работы состоит из двух глав, объединяющих 5 параграфов, заключения и библиографического списка.
1. Теоретические аспекты
1.1. Понятие и признаки политического режима
Одним из значимых понятий политологии является понятие «политический режим», не тождественное юридической категории «государственный режим» (хотя в ряде исследований данные категории используются как синонимичные).
Политический режим – правила политического взаимодействия; приемы, средства и способы осуществления политической власти; система политических отношений и институтов, характерных для конкретного государства [19., c. 102].
К числу элементов политического режима относят [5., c. 79]:
- политические отношения по согласованию интересов и управлению обществом;
- господствующие формы идеологии;
- отношения между различными социальными группами и классами;
- политическую культуру.
. В отличие от политического режима, государственный режим позволяет раскрыть средства и методы осуществления именно государственной власти.
Различия между данными явлениями проявляются в различных источниках образования (политическая система и механизм государства), которые в свою очередь имеют существенные отличия [15., c. 124]:
- в субъектном составе (органы государства и субъекты политической деятельности);
- в сфере действия (деятельность государства и деятельность гражданского общества);
- по используемым методам (легальное принуждение может осуществлять только государство);
- по объему полномочий (государство имеет исключительное право издавать законы).
Любой политический режим может быть охарактеризован сквозь призму совокупность следующих признаков [9., c. 137]:
- реальное участие населения в формировании и осуществлении политической власти;
- соотношение прав и обязанностей рядовых граждан с полномочиями государства;
- уровень гарантий соблюдения и защиты прав и свобод;
- существующие механизмы властвования и соотношение методов реализации политической власти;
- положение средств массовой информации, в том числе сети Интернет;
- наличие гласности (или установление цензуры);
- транспарентность деятельности государства;
- роль государства в политической системе;
- учет интересов меньшинств при принятии политических решений;
- принципы, на которых строятся взаимоотношения общества и власти;
- уровень политического плюрализма (в том числе многопартийности);
- реальность механизмов политической ответственности.
.С учетом вышеназванных признаков выделяют три основных политических режима (рис.1) [13., c. 117].
Рис. 1 Виды политического режима
В юридической литературе принято выделять два государственных режима – демократический и авторитарный (тоталитарный режим как его разновидность) [2., c. 226]. Таким образом, политический и государственный режим, несмотря на различные источники формирования, имеют немало общего.
1.2. Значение политического режима
Исходя от раннее сказанного, можно сделать вывод о том, что политический режим – характеристика не только государства, но и всей политической системы: отношения между людьми по поводу государственной власти и отношения людей с государственной властью, образующие содержание политического режима, разворачиваются именно в сфере политической системы.
Рассмотрим значение политического режима.
Во-первых, понятие политического режима является ключевым для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества [7., c. 94].
Политический режим создает определенный политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период ее исторического развития. Это связано с тем, что государство занимает центральное место в любой политической системе. Недаром политические партии своей главной целью ставят борьбу за обладание государственной властью [10., c. 164].
Во-вторых, политический режим обеспечивает стабильность и определенную упорядоченность политической власти; управляемость субъектов политики, приемлемую для власти динамику и направленность политических отношений; достижение целей государственной власти, реализацию интересов властвующей элиты.
В-третьих, политический режим дает возможность определить, кто является действительным властителем в стране, каков набор средств и методов, с помощью которых они властвуют над умами и поступками людей.
В-третьих, олицетворяя особую публичную власть, государство представляет общество о обеспечивает его политическую и экономическую общность. Оно выполняет основной объем управленческой деятельности, используя для регламентации наиболее значимых отношений правовые нормы. Реализация управленческих решений проводится с помощью особого (в том числе и карательного) государственного механизма. Принятием правовых актов государство может разрешать, стимулировать либо запрещать, ограничивать деятельность политических партий, организаций и движений.
Таким образом, значение политического режима в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с ее содержанием [17., c. 210].
В России наблюдаются демократические тенденции ее развития. В государстве не только в законодательстве, но и на практике обеспечивается политический плюрализм. На первый план выходит задача построение гражданского общества и правового государства, в котором личность чувствует себя защищенной правом от произвола государственной власти. В России права человека приобретают массовую ценность, что служит более весомой гарантией от произвола [20., c. 380].
У населения сформировалась устойчивая привычка к выборам на альтернативной основе, а также к свободе слова. Выборы на региональном уровне производятся не только с предсказуемым результатом, но и в полной мере конкурентные.
В условиях социально-экономической и политической конъюнктуры многие из провозглашенных демократических принципов, прав, норм, методов политического управления не получают пока адекватной реализации.
В президентской республике России при разделении власти полномочия отдельных ее ветвей, институтов еще не достаточно хорошо сбалансированы, что влияет на процесс взаимоотношений между ними, ведет к спорам и конфронтации разного рода. Нет четкого правового закрепления полномочий каждой из ветвей государственной власти, что размывает принцип разделения властей в вопросах организации структур и механизмов функционирования государства [20., c. 389].
Парламент отходит на задний план, так как президент зарезервировано действует через голову парламента при принятии законов, решений или оказывает давление на представительные органы.
Проводятся социально-экономические реформы, которые были названы самой властью непопулярными, привели к расколу общества. При отсутствии среднего класса как такового такой раскол ведет к росту авторитарных настроений, конфликты между различными группами населения и властью, вызывают массовое нарушение прав человека, их права на жизнь, на удовлетворение элементарных потребностей. 40% населения России живет за чертой бедности [20., c. 390].
Обнищание населения, задолженность по выплате зарплаты, безработица, коррупция, преступность не совместимы с утверждением гражданского общества, с личными и политическими правами.
Сложный и противоречивый характер процесса становления демократии в России не прямолинеен, обусловлен многими обстоятельствами объективного и субъективного характера.
Наша страна не имела исторических, политических традиций демократии, конституционализма, парламентаризма, и в то же время обладала достаточно сильным господством тоталитарного и авторитарного политического режима.
Переход к демократии осуществлялся от тоталитарного режима десятилетиями господствовавшего в стране в условиях кризиса российского общества.
В процессе реформ руководство страны неоднократно нарушало принципы демократического режима правового и социального государства. Например: расстрел здания парламента 1993 года, война в Чечне, которая унесла множество жизней невинных людей, дефолт, невыплаты зарплаты, социальные реформы, противоречащие конституции [6., c. 458].
В менталитете российского народа до сих пор сохраняются утопические идеи того, что кто-то придет и изменит их жизнь и порядок в стране навсегда.
Россия обладает признаками демократии, но таковой не является. Существуют различные противоречия в нормах Конституции РФ и действительностью. В государстве присутствует консерватизм и общественное согласие, пожалуй, только это и будет критерием демократического политического режима в России.
Чтобы в России усиливались демократические направления необходимо проведение реформ, которые положительно скажутся на обществе: реформы административно-государственного аппарата, создание условий для эффективного функционирования мелкого и среднего бизнеса, пенсионной реформы, реформы местного самоуправления, реформы здравоохранения и образования [6., c. 459].
В современной России еще сохранились некоторые тоталитарные традиции, имеющие свою специфику. В России промышленная революция была осуществлена за счет превращения всей массы населения в наемных рабочих и тотальной экономии на оплате труда. Эта экономия привела к деградации рабочей силы и развитию ее теневого делопроизводства. В результате качество и количество труда перестали соответствовать потребностям государства.
Неустойчивость сложившейся ситуации затрудняет процессы демократизации России и создает условия в стране авторитаризма.
Усиление авторитарных тенденций в политическом режиме России обусловлены конституцией, принятой на референдуме 12 декабря 1993 года. В ней распределение полномочий смещено в сторону исполнительной власти, а особенно президента. Усилению недемократических тенденций способствуют такие факторы как: распространение терроризма, рост преступности, этнорегиональные и конфессиональные конфликты, нестабильность ситуации внутри правящих элит, нестабильность политической системы, военные действия в Чечне [8., c. 54].